Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема развития художественны?; навыков была и остается одной из «ключевых» проблем педагогики искусства. Такой ее статус продиктован необ-ходимостью передачи знании. умений и навыков для перспективы существова-ния и развития общества. В этом смысле уже то, что через художественные зна-ния. умения и навыки происходит присвоение человечеством нравственно-эстетических ценностей, которые оно выдвигает в процессе исторического раз-вития и которые находят выражение в продукте художественной деятельности - в искусстве, говорит об актуальности проблемы исследования. Однако, несмот-ря на обилие внимают к ней. ее разработанность не вполне удовлетворяет со-временным требованиям, предъявляемым к художественном}* образованию. На современном этапе развития общества, в общеобразовательной системе приме-няется компетентностныи подход, который предполагает формирование у уча-щихся определенных знаний, умении и навыков, в том числе и художественно-творческих. В этой связи, проблема развития художественных навыков у уча-щихся 6 класса средствами городского пейзажа, приобретает особую актуаль-ность. так как художественные навыки являются неотъемлемым компонентом различных форм изобразительной деятельности учащихся, способствует эстети-ческому становлению юной личности.
Чтобы видеть форму, важно уметь владеть такими графическими сред-ствами выразительности, как линия, пятно и штрих. Все это в конечном итоге способствует развитию и закреплению художественных навыков, ориентации, индивидуализации о сучения, вариативность содержания учебного материала. использование методов обучения, адекватных возрастным особенностям детей будет способствовать решению данной проблемы.
Овладение технологией и операциями по выполнению городского пейза-жа, ознакомление с изобразительными возможностями графических материалов, изучение последовательности выполнения городского пейзажа различной слож-ности является важным составляющим компонентом развития художественных навыков. Освоение различных приемов работы над рисунком пейзажа помогает найти наиболее приемлемый для каждого учащегося изобразительный язык, увеличивая арсенал изобразительных средств, что создаст базу, которая приго-дится учащимся 7 классов для дальнейшего развития художественных навыков на последующих этапах обучения.
Вопросом учебно-методического сопровождения обучения изображению пейзажа в программах занятий изобразительным искусством в школах посвяще-ны работы: Е. В. Антохиной, А. В. Жуковой, В. Д. Игошиной, З. Б. Джумаевой, Б. М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой и др.
Проблема нашего исследования состоит в определении эффективной ме-тодики преподавания темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного ис-кусства, которая поможет учителю донести до учащихся шестых классов основ-ные принципы и правила изображения пейзажа.
Цель нашего исследования – проанализировать методы изучения темы: «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства в общеобразова-тельной школе.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
– изучить жанровые особенности городского пейзажа;
– проанализировать методику обучения изображению городского пейзажа на уроках изобразительного искусства;
– выявить методические основы обучения изображению городского пей-зажа;
– разработать цикл уроков, посвященных изучению городского пейзажа;
Объект исследования: изучение темы «Городской пейзаж» на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика ведения занятий с учащимися 7 класса, посвященных изображению городского пейзажа на уроках изобразительного ис-кусства в общеобразовательной школе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы и особенности изображения городского пей-зажа
1.1. Жанровые особенности городского пейзажа
Одним из наиболее популярных жанров живописи является городской пейзаж. А его разновидностью является городской пейзаж, актуальность кото-рого для современного зрителя не вызывает сомнений.
В условиях усиления процессов урбанизации значительно обострились проблемы развития городской среды, связанные с нарушением экологии, все более вызывают интерес проблемы создания безопасной и комфортной город-ской среды. Современные художники, работающие в области городского пейза-жа, в художественной форме затрагивают эти проблемы, создавая многоликий образ современного города.
Городской пейзаж – одна из разновидностей пейзажа, имеющего длитель-ную историческую традицию.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в переводе с французского языка означает «природа». Главной задачей художника-пейзажиста является пе-редача естественности или изменчивости, многогранности, натуральности при-роды. Современные представления о пейзаже складывались на протяжении сто-летий по мере развития художественных приёмов его изображения [1].
Первые элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живопи-си. Так, в эпоху неолита (10–3 тыс. назад) или в новокаменного века, первобыт-ные художники рисовали на стенах окружающую природу, показывали сценки охоты, рыболовства. В качестве самостоятельного жанра, пейзаж появляется в VI веке в китайском искусстве. Мастера того времени очень лирично передают окружающим мир. Произведения были выполнены в основном тушью на шелке, тонкими линиями и передавали величественную природу.
Наследие китайской живописи оказало огромное влияние на японское ис-кусство. В течение долгого времени пейзаж представлял собой лишь обобщен-ную картину, а значительный рывок в понимании сущности этого жанра худож-никами произошел тогда, когда они перешли к показу конкретной местности.
В Европе пейзаж появился позже, чем в Японии и Китае. В период Сред-невековья авторы картин изображали пейзаж как среду обитания людей, героев произведений.
Окончательно жанр обрел самостоятельность в XVII веке, особенно в голландском искусстве, где художники нередко специализировались на какой-либо одной узкой теме. Это мог быть либо морской, либо архитектурный, либо чистый пейзаж [21].
В пейзажной живописи эпохи Просвещения (вторая половина XVIII сто-летия) художники стремились показать зрителю эстетику естественной приро-ды, к чему тяготели представители сентиментализма. В пейзаже XIX века значи-тельное место занимали виды природы, основанные на натурных наблюдениях (реалистический подход), и морские пейзажи, оснащенные яркими эффектами освещения (романтизм).
В России жанр пейзажа возник сравнительно поздно. Его появление связа-но с основанием в 1767 году Академии художеств в Санкт-Петербурге, где был открыт класс пейзажа, в котором готовили живописцев-пейзажистов.
Расцвет пейзажной живописи был связан с развитием пленэрного пейзажа. Возможность рисовать под открытым небом стала реальной благодаря тому, что в XIX веке изобрели тюбиковые краски. Мастера живописи смогли теперь работать удаленно от своей мастерской, писать шедевры на природе, при есте-ственном натуральном освещении. Изобретение красок в тюбиках значительно расширило выбор мотивов, приблизило пейзажное искусство к зрителю и дало возможность художнику воплощать в произведениях живописи свои эмоцио-нальные впечатления.
Безграничное многообразие природы привело к появлению в изобрази-тельном искусстве разнообразных видов пейзажного жанра. Например, в сель-ском пейзаже художника привлекает деревенский быт, чистая природа, которая завораживает каждого человека красотой и спокойствием. Порой кажется, что в деревне жизнь стоит на месте, ничего не происходит и не меняется, а природа расцветает и становится прекраснее.
Существует еще один жанр пейзажа – парковый, где художник-живописец изображает отдельный уголок природы, который специально создан человеком для отдыха. Мастер передает гармоничное сочетание природных форм с декора-тивной скульптурой или архитектурой.
Еще одна жанровая разновидность пейзажа – морской. Его нередко назы-вают марина. В нем показано изображение моря, в котором присутствует мно-жество состояний: спокойная и просветленная стихия, бушующее бурное море, бьющееся об острые скалы высокими волнами.
В XIX–XX веках получает развитие индустриальный пейзаж. В нем ху-дожник старается показать предназначение человека – строителя заводов и фаб-рик, электростанций, вокзалов, мостов, домов, плотин и др. [21].
Архитектурный пейзаж пересекается с индустриальным, а также близко соприкасается с городским. Отличие в том, что в архитектурном пейзаже ху-дожник направляет значительное внимание на изображение памятников архи-тектуры вместе с городской средой. Городской пейзаж отличается от индустри-ального тем, что художник показывает местность, организованную руками че-ловека, город во всех его проявлениях – не только выдающиеся памятники ар-хитектуры или здания, имеющие историческую ценность, но и улицы, проспек-ты, площади, скверы, здания и набережные, составляющие образ города в це-лом. Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, со-хранили образы столичных и провинциальных городов разных стран, их само-бытность и красоту и, что не менее важно, культурную преемственность.
Городской пейзаж – один из жанров европейской живописи. Он является результатом векового развития пейзажа. В Средние века он не считался само-стоятельным жанром, а являлся лишь фоном, на котором была представлена фигурная композиция. Пейзажи дополняли композицию портретов и картин на библейские темы – излюбленным сюжетом был город Иерусалим. Итальянцы разработали систему перспективы, которая распространилась на всю Европу. Однако в XV веке, в эпоху Возрождения городской пейзаж, так же как и ранее, оставался в роли «вида из окон» и служил лишь дополнением картины. Блестя-щим примером является портрет Моны Лизы («Джоконда»), выполненный Лео-нардо да Винчи. Во многом развитию жанра пейзажа способствовали изобрете-ние техники масляной живописи и внимание художников к изучению перспекти-вы [10].
Городской пейзаж выделился в отдельный жанр в XVII веке и повлиял на развитие принципов линейной перспективы, а также стал активно применяться мастерами живописи для построения сложных композиций городской среды.
Позже за голландскими художниками, жанр городского пейзажа стали развивать художники стран – Германии, Англии и Франции.
В России основоположником жанра городского пейзажа был живописец Федор Яковлевич Алексеев. Алексеев знаменит своими произведениями, по-священными Санкт-Петербургу и Москве. Федор Яковлевич преподавал пер-спективную живопись в Академии художеств. Он говорил: «Сия есть наипре-краснейшая и согласнейшая инвенцыя, какую лишь можно видеть. Архитектура в оной картине поставлена в столь справедливом пункте, что между толиким множеством народа все видно без малейшего замешательства…» [11, с. 59].
Городской пейзаж каждого художника наполнен определенной атмосфе-рой, цветовой гаммой, исполнен в особой манере и художественном стиле. Подходы, предложенные художниками универсальны, многогранны, работы со-зданы в различных стилях и направлениях, каждый ракурс несёт свою идею и задумку. Неслучайно городской пейзаж занимает достойное место в творчестве современных художников, предлагающих подчас совершенно новые цветовые и композиционные решения. Раскрывая талант молодых мастеров живописи, можно погрузиться в атмосферу новых впечатлений, понять эмоции и настрое-ние художника во время создания произведения живописи.
Типология городского пейзажа включает несколько разновидностей го-родского пейзажа:
• протоведута – предшественница городского ландшафта;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бесчастнов, Н. П. Графика пейзажа: учебное пособие / Н. П. Бесчастнов. – М. : Владос, 2008. – 301 с.
2. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. — М.: Высшая школа, 2002. — 511 с.
3. Горелова, Ю.Р. Город как концепт и визуально-художественный образ / Ю.Р. Горелова. // Урбанистика. — 2018. — № 1. — С. 74–89.
4. Горелова, Ю.Р. Образ города в восприятии горожан / Ю.Р. Горелова. — М.: Ин-т наследия, 2019. — 154 с.
5. Зайцев, А. С. Наука о цвете и живописи / А.С. Зайцев. – М.: Искусство, 1986. – 121 с.
6. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Книга для учителей и родителей. - М., Просвещение, 1996.
7. Йенс Х. Городские пейзажи. Наброски и этюды месяц за месяцем. М. : Контэнт, 2017. 128 с.
8. Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб. : Азбука, 2004. 304 с.
9. Кокошкин К. Городской пейзаж и природный ландшафт. М. : ЭКСМО, 2011. 264 с.
10. Лобанова Ю.В. Образ города в художественной культуре : автореф. дис. … канд. культурологии : 24.00.01 / Ю.В. Лобанова. — Санкт-Петербург, 1998. — 19 с.
11. Ломов, С. П. Авторская программа Изобразительное искусство. 5-9 классы – Т.:, 2016– 78 с.
12. Но, Е. В., Дроздов, С. А. Изучение изображения пейзажей разных сложностей на занятиях по изобразительному искусству в школе // Материалы 68-й научно-практической конференции преподавателей и студентов: в 2 ч. – Благовещенск: Издательство БГПУ. – 2018. Ч. II. – С. 98-99.
13. Островский, Н. К. Рассказы о русской живописи. Н.К. Островский. – М.: Изобразительное искусство. – М.: 1971. – 417 с.
14. Рау, М. Ю. Учебно-методический материал, предназначенный для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1-4 классы – М.: Изобрази-тельное искусство, 2017. – 86 с.
15. Роднянская И.Б. Художественный образ / И.Б. Роднянская // Боль-шая российская энциклопедия. — URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/4672164.
16. Спикман К. Городской пейзаж. М. : АСТ, 2014. 32 с.
17. Хрусталева, П. А., Дроздов, С. А. Изображение морских видов пей-зажа на занятиях изобразительного искусства в СОШ // Материалы 68-й научно- практической конференции преподавателей и студентов: в 2 ч. – Благовещенск: Издательство БГПУ. – 2018. Ч. II. – С. 107.
18. Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция. – М.: Серия классическая библиотека художника, 2002. – 64 с.