Фрагмент для ознакомления
2
Формирование познавательной мотивации в младшем школьном возрасте можно назвать одной из главных проблем познавательной мотивации лежит на стыке обучения и воспитания; она является важнейшим аспектом современного обучения.
Формирование мотивации - это воспитание у школьника идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в обществе, в сочетании с активным поведением ученика, взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию младшего школьника.
Познавательная мотивация складывается из многих компонентов, изменяющихся и вступающих во взаимосвязь друг с другом. Поэтому становление мотивации - это не просто положительное или отрицательное отношения к учению, а стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых отношений между ними.
Актуальность данной проблемы обусловлена задачами повышения уровня успешности обучения в образовательном учреждении. Для значительной части учащихся, материал, изучаемый на уроках, недосягаем ввиду индивидуальных особенностей, а так же отсутствия интереса к достижениям поставленных требований. Проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, родителей, учащихся.
О мотивации говорили многие педагоги и психологи такие как: Эльконин Д. Б.[51], Давыдов В. В.[38], Рубинштейн С. Л.[41], Леонтьев А. Н.[23], Павлов И. И.[18] и другие. В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова полагают, что для эффективного развития теоретического познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности.
Цель работы теоретически обосновать и экспериментально проверить организаци. практических опытов на уроках окружающего мира как средство формирования познавательной мотивации у младших школьников.
Объектом данной работы выступает развитие познавательной мотивации у младших школьников.
Предмет работы – процесс организации практических опытов на уроках окружающего мира как средство формирования познавательной мотивации у младших школьников
Гипотеза исследования – развитие познавательной мотивации у младших школьников будет более эффективным, если:
1. Рассмотреть сущность понятия «мотивация к учению».
2. Провести диагностику для выявления уровня развития мотивации к учению у младших школьников.
3. Использовать практический опыт
Исходя из цели, гипотезы исследования, выстраивается ряд задач, а именно:
1) Анализ понятия «познавательная мотивация»;
2) Изучть особенности организации практических опытов на уроках окружающего мира;
3)Рассмотреть возможности использования практических опытов на уроках окружающего мира как средство формирования познавательной мотивации у младших школьнико
4) Провести диагностику позновательной мотивации
5) Разработать конспектов уроков использования практических опытов на уроках окружающего мира как средство формирования познавательной мотивации у младших школьников
6) Разработать практические рекомендации по использованию использования практических опытов на уроках окружающего мира как средство формирования познавательной мотивации у младших школьников.
Теоретико-методологическую основу работы составляют исследования по изучению особенностей познавательной мотивации детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин); теории развития мотивации в онтогенезе (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев); типологии и структуры мотивов (М.Р. Гинзбург, М.В. Матюхина, А.К. Маркова).
Новизна данной работы заключается в системном использовании практического опыта как средства повышения качества формирования познавательной мотивации Активный опыт применения эксперимента как средства формирования познавательной мотивации актуален и востребован среди коллег школы и района.
Исследования проводились на базе МБУ «Школа №123».
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что результаты данного исследования могут быть применены учителями начальных классов при формировании мотивации к учению.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ОПЫТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Анализ понятия «познавательная мотивация»
Исследованием мотивов деятельности и поведения личности занимались такие отечественные психологи, как Л.И. Божович, Е.Л. Виноградова, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Е.П. Ильин, В.И. Ковалёв, В.В. Давыдов, В.Ф. Шаталов, Д.Б. Эльконин, Н.М. Матюшина, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина и другие. Также значительный вклад в эту область внесли зарубежные психологи – А. Маслоу, Э. Трондайк, Б. Ф. Скиннер, Ж. Пиаже, К. Леви и другие.
В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения мотива. Одни психологи отождествляют мотив с потребностью, другие – разделяют эти понятия.
Концепция Л.И. Божович определяет потребностно-мотивационную сферу как онтогенетический процесс. Мотивы – это не статичное образование, они способны меняться по мере взросления человека, выстраиваться в иерархическую цепочку [цит. по 4, с.17].
Мотивы у А.Н. Леонтьева носят смыслообразующий характер, исключая чувственную сторону, т.е. мотивы подчинены каким-то целям человека и не являются результатом внутренних переживаний. Если обобщить мысль А.Н. Леонтьева, то мотив – это побудитель направленной (смыслообразующей) деятельности, обязательным условием которой является наличие цели и представление о конечном результате. Потребность – это нужда, а мотивы – побуждения человека в связи с этой нуждой. Мотив по А.Н. Леонтьеву выполняет две функции – побудительную и смыслообразующуюАмериканский психолог А. Маслоу под мотивом понимал желание человека, которое выступает как средство достижения какой-то цели. Например, человек желает заработать побольше денег, чтобы купить новый автомобиль. В свою очередь, автомобиль он хочет купить для того, чтобы не чувствовать себя "хуже" соседа, который недавно купил новый автомобиль, то есть для того, чтобы сохранить самоуважение, уважение и любовь окружающих. Познавательная мотивация – это фундамент для формирования познавательной активности.
Очень важно формировать познавательную мотивацию у ребёнка с целью его личностного роста, ускорения школьной адаптации, успехов в учебной деятельности и повышения уровня образованности Формирование - процесс изменений, новообразований, усложнений личности, без указания источников этих изменений [цит. по 23, с.376].
Процесс формирования заключается научении человека определённым навыкам, в отличие от процесса развития, который подразумевает последующее совершенствование этих навыков.
Исходя из этого, можно предложить определение «формирования познавательной мотивации» старших дошкольников. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников – это создание, на основе базовых мотивов старших дошкольников, специальных психолого- педагогических условий, способствующих приобретению новых качеств личности, направленных на активное овладение знаниями об окружающей действительности в соответствии с учебным планом, жизненными целями.
С целью формирования устойчивой познавательной мотивации ребёнка необходимо в первую очередь работать с его внутренними мотивами. Если познавательная мотивация у ребёнка отсутствует или снижена, нужно: разобраться в причинах и постараться их минимизировать; усилить факторы, способствующие формированию познавательной мотивации у ребёнка.
К способам повышения внутренней мотивации можно отнести следующие:
как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования; лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений; ситуацию соревнования можно переключить на
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 10 с.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 - 4 классы Рабочие тетради №1,2. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 46 с.
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 - 4 классы: Учебник. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 174 с.
4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир:1-4 классы: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 198 с.
5. Горбачёва Л.А. Формирование экологических навыков у младших школьников// Экологическое образование в Саратовской области: сб.науч.метод.работ. – Саратов: изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2004.-№4. – С. 9-14.
6. Гордеева А. Экология образовательной среды// Воспитание школьников. – 2001. С. 23-25.
7. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М.: Просвещение, 2005.
8. Диас-Паскуль Н. Ориентирование в пространстве по солнцу// Начальная школа: Прлож.к газ. «Первое сентября» - 2003.- №2. – С. 52-55.
9. Егоров Л.В. Методологические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся. – М.: Просвещение, 2004. – 17 с.
10. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. – М.: Просвещение, 2000. – 176 с.
11. Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения// Начальная школа, 2003. - №9. – С. 32-37.
12. Копылова С. Не запрещать, а объяснять: нетрадиционные пути экологического воспитания дошкольников.// Дошкольное образование: газ.изд.дома «Первое сентября» - 2005. - №12. – 3-17.
13. Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся// рабочая тетрадь (1,2,3,4-е классы. – М. :Вентана-Граф. 2011. – С 43.
14. Лысов А.А. Каким должно быть современное экологическое образование и воспитание// Начальная школа плюс До и После. 2005. - №12. – С.62-66.
15. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 323 с.
16. Малозёмова И.И. «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живёшь...»: о значении уроков окружающего мира для личностного развития младшего школьника// Начальная школа, 2014. - №1. – С. 57-62.
17. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе// Психология и педагогика, – 2007. - №2. – С. 7-10.
18. Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или Как современному школьнику сохранить познавательную потребность// Начальная школа, 2014. - №2. – С. 18-23.
19. Носикова Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС// Начальная школа, 2014. - №2. – С. 24-28.
20. Николаева С.Н., Сабитова Г.Н., Данилина Н.А. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в процессе экологического образования старших дошкольников// Начальная школа, 2014. - №6. – С. 62-67.
21. Осмалова И.В. Исследовательская деятельность младших школьников как средство достижения метапредметных образовательных результатов// Начальная школа, 2014. - №6. – С. 48-50.
22. Плешаков А.А. Примерное планирование учебного материала по курсу «Мир вокруг нас» 1 класс// Начальная школа, – 2004. - №9. – С.7-10.
23. Половцев В.В. Практические занятия по ботанике. – М.: Просвещение, 2002. – 23 с.
24. Поглазова О.Т. Окружающий мир. – методика обучения. – Смоленск. Ассоциация ХХI век, 2013. – 172 с.
25. Поглазова О.Т., В.Д. Шилин Окружающий мир (2,3,4 классы) – Смоленск. Ассоциация ХХI век, 2013. – 176 с.
26. Поглазова О.Т. Рабочие тетради. Смоленск. Ассоциация ХХI век, 2013. – 48с.
27. Умнова М.С. Нестандартные уроки в начальной школе: повторяем, исследуем, обобщаем, играем// – М.: Глобус, Волгоград: Панорама. 2008. – 215 с.
28. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы: учебное пособие// Пед. Общество России, 2000. – С. 14-24.
29. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике// Педагогика, 2006. – 216 с.
30. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 2007. — 160 с.
31. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 2007. — 352–358 с.
32. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся// Педагогика, — М.: Просвещение, 2007. — 208 с.
33. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. – М.: Просвещение, 2006. – 382 с.
34. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000074b-1000-4ddd-c9ec-5a00475d4309/443.swf Сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
35. https://globallab.org/ru/project/cover/tsifrovaja_laboratorija_pogody.ru.html Цифровая лаборатория погоды.