Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к понятию и организации индивидуального подхода педагога-музыканта 5
1.1 Понятие и значение индивидуального подхода обучения 5
1.2 Значение учёта индивидуальных особенностей детей 8
1.3 Технологические условия индивидуального подхода деятельности педагога-музыканта 12
Глава 2. Анализ индивидуального подхода в практической деятельности педагога-музыканта 17
2.1 Методы работы для развития музыкальных способностей 17
2.2 Особенности индивидуальных занятий 21
2.3 Реализация индивидуального подхода в обучении 25
Заключение 31
Список литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что принцип индивидуального подхода ставится в музыкальной педагогике на первое место, потому что связан с задачей развития присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность. Наиболее активно воздействовать на музыкальное развитие учащихся позволяют индивидуальные занятия по специальности, на которых применяются разные приемы воздействия и активные методы обучения. Ведь творческий подход к развитию индивидуальности – одна из задач музыкальной педагогики.
Индивидуальный подход в обучении – это доброжелательное отношение к ученику, готовность замечать и поддерживать все лучшие его черты, одним словом, уважать ученика как творческую личность. Однако для педагога недостаточно одной лишь готовности замечать положительные моменты в игре (пении ученика): ему необходимо уметь слушать ученика. Умение слушать – верный признак дарования педагога. Очень важно педагогу уметь выжидать, не торопя ученика, не вмешиваясь, пока в этом нет необходимости.
Еще одним доказательством педагогического мастерства умение подобрать для каждого ученика наилучший репертуар. В этой области происходят сложные противоречивые явления: открываются все новые безграничные возможности обновления репертуара учащихся, и в то же время наблюдается осторожность и непоследовательность.
Степень научной разработанности проблемы. Заметный вклад в воспитание музыкального мышления детей внесли А.Д. Алексеев. Л.С. Гинзбург, Г.Г. Нейгауз.
В трудах Ю.Б. Алиева, В. К. Белобородовой, Л.В. Горюновой, Д.Б. В.О. Усачевой и Л.В. Школяр убедительно обосновывается индивидуальный подход в обучении. Проблема работы с детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов. Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного образования.
Объектом исследования является принцип индивидуального подхода в музыкальной педагогике.
Предметом исследования является роль педагога и индивидуальный подход в развитии музыкальных способностей детей.
Цель курсовой работы – рассмотреть индивидуальный подход в практической деятельности педагога-музыканта.
Задачи:
- определить понятия и значение индивидуального подхода обучения.
- исследовать значение учёта индивидуальных особенностей детей.
- выявить технологические условия индивидуального подхода деятельности педагога-музыканта.
- проанализировать методы работы для развития музыкальных способностей.
- определить особенности индивидуальных занятий.
- определить реализацию индивидуального подхода в обучении.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические подходы к понятию и организации индивидуального подхода педагога-музыканта
1.1 Понятие и значение индивидуального подхода обучения
Индивидуализация – это способ практической организации педагогического процесса, который основывается на индивидуальном подходе к детям в образовательном процессе.
Работы таких ученых-методистов, как Конев А.Н., Беспалько В.П., Климова Е.А., Скаткина М.Н. и пр. внесли существенный вклад в разработку названной проблемы. Труды педагогов включают содержание и структуру этого типа работы, предлагаются пути и средства по ее реализации. [2]
Например, по мнению Н. П. Миронова, индивидуализацию обучения, с точки зрения дидактических соотношений следует понимать, в качестве принципа процесса обучения, а дифференцированное обучение на уроке – в качестве конкретной формы организации образовательного процесса, которая представляет собой оптимальные условия для реализации этого принципа в рамках классно-урочной системы работы [14].
Г. В. Лаврентьев говорил, что индивидуализация является предельным вариантом дифференциации обучения, при котором учебный процесс выстраивают, учитывая особенности не только групп, но и каждого отдельного ребенка [11].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдонина И.Е. Реализация профессионально важных качеств педагогов как фактор развития способностей дошкольников: Дисс...канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2017. – 254 с.
2. Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М., 2016. - 256 с.
3. Грибкова О.В. Формирование творческого общения как инструмента взаимодействия в практической работе хорового класса /Культура- Образование-Педагогика искусства: сборник научных трудов. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова. - 2018, с. 165-170
4. Григорян С.Т. Методические рекомендации по организации и проведению занятий в школе. - М., 2015. - 162 с.
5. Гутовец М. В. Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе // Молодой ученый. - 2019. - №22.3. - С. 26-38.
6. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителей /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2014. - 144 с.
7. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы//Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. - М.,2017. – 29 с.
8. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. - М.: Таланты – ХХI век, 2014. – 24 с.
9. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 2012. - 124 с.
10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. - М., 2017. - 320 с.
11. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Педагогическая компетентность преподавателя как условие внедрения образовательных инноваций // Вестник алтайской науки. – Барнаул. –2020. – № 1. – С. 75-86.
12. Маркова А. К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 2013. – 193 с.
13. Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2012. - 48 с. С. 25-29.
14. Миронов Н. П. Способности и одаренность в младшем школьном возрасте.//Начальная школа.-2014.-№6. - С. 89.
15. Митина, Н. А. Индивидуальный подход в развитии познавательного интереса студентов музыкально-педагогических факультетов / Н. А. Митина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 4 (84). - С. 589-592.
16. Морозова Н.В. Развитие полимодальных музыкально-образных представлений педагога-музыканта. Автореф. Дисс. - М., 2015. – 102 с.
17. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика. - 2015. - 250 с.
18. Ражников В.Г. Новая профессия - арт-психолог. - ML, 2016. – 94 с.
19. Рахимбаева И.Э., Ермекбаев А.А. проектирование модели профессиональной подготовки будущего учителя музыки на основе интегративного подхода // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. - С. 79.
20. Сафронова О.А. Дифференцированный подход в развитии творческого потенциала учащихся на занятиях фортепиано // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – Т. 20. – С. 3016–3020.
21. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 2013. – 124 с.