Фрагмент для ознакомления
2
Изменения социально-экономических условий в обществе, оказывают, в том числе, значительное влияние на процессы, происходящие в
образовательной среде. Система образования внедряет и реализует новые образовательные стандарты. Внедрение в образовательный процесс новых федеральных государственных образовательных стандартов вносит изменения в структуру и ресурсное обеспечение образовательной деятельности организаций. Нормативное исполнение образовательного стандарта в организации обеспечивается наличием основной образовательной программы, разрабатываемой самим учреждением.
В ФЗ «Об образовании в РФ» определено, что образовательные программы, реализуемые организациями, должны соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту (далее – ФГОС). Образовательная организация сама проектирует и утверждает основную образовательную программу. Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) является нормативно-управленческим документом, в котором раскрывается содержание и организация образовательной деятельности в школе на ступени начального образования.
Во ФГОС НОО обозначены требования к структуре основной образовательной программы, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений. Содержание образовательных областей, заложенных во ФГОС, определяется рабочими программами учителей, соответствии с перечнем дисциплин учебного плана школы.
Актуальность работы связана с проблемами единого подхода к организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС и унифицированного программно-планирующего процесса в образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать процесс образовательной деятельности в условиях проектирования основных образовательных программ начального общего образования, разработать и реализовать образовательную программу для обеспечения заданной образовательной области.
Объект исследования: процесс проектирования основной образовательной программы начального общего образования.
Предмет исследования: разработка образовательных программ. обеспечивающих реализацию учебных предметов в начальном общем образовании.
Гипотеза: процесс проектирования основной образовательной программы начального общего образования будет результативным, если:
-будет изучен и проанализирован теоретический материал, раскрывающий сущность проблем педагогического проектирования программно-планирующего обеспечения;
-будет дана характеристика элементов программно-планирующего обеспечения;
-разработана и проанализирована образовательная программа для обеспечения предметной области в начальной школе.
Объект, предмет и гипотеза определили задачи исследования.
Задачи:
1. Теоретически будут определены понятия сущность и специфика проектирования образовательных программ для начальной школы.
2. Образовательный процесс в начальной школе будет рассмотрен как объект педагогического проектирования.
3. Будет дана общая характеристика образовательной программы для дисциплины «Литературное чтение».
4. Будет представлен проект и анализ образовательной программы по дисциплине «Литературное чтение».
Методы исследования. Анализ научной литературы по исследуемой проблеме, сравнение, обобщение, анализ документов, анкетирование. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1: Теоретические основы педагогического проектирования образовательных программ для начального общего образования
1.1. Сущность и специфика проектирования образовательных программ для начальной школы
Сущность и содержание педагогического проектирования в образовательных организациях определяется сегодня внешними и внутренними условиями образовательного процесса, который реализуется в условиях действия федерального государственного образовательного стандарта. Педагогическое проектирование сегодня носит массовый характер, что связано, с поисками новых возможностей повышения эффективности образовательного процесса. Деятельность педагога все больше зависит от его умений выстраивать свою профессиональную траекторию на научной и нормативной основе [7].
Современный учитель должен сегодня не только в совершенстве владеть содержанием своей образовательной области, но должен также уметь дидактически и методически обосновывать суть и содержание своей предметной области. Именно педагогическое проектирование предоставляет собой наиболее эффективные средства решения этих задач. Педагогическое проектирование позволяет более детально представить будущие изменения содержательных областей. Теоретическими аспектами проектирования образовательных программ занимались учёные Н.В. Микляева, О.Г. Прикот, Н.Д. Санитарова, С.Д. Сажина, А.П. Тряпицина и др. Нормативно-правовую базу данного направления обеспечивают Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Проектированию образовательных программ посвящены исследования
А.М. Соломатина, Р.Г. Чураковой, Е.С. Заир - Бек, Е.М. Казаковой и др. Учёные Ю.В. Громыко, В.С. Лазарев, М.М. Поташник рассматривали вопросы развития и управления новыми образовательными системами через организацию процесса проектирования программно-планирующей документации [16].
Проектирование – это сложный синтезированный процесс, конечным продуктом которого является разработанный проект. Процесс проектирования можно обозначить как последовательную смену состояний в развитии чего-либо, направленных на достижение конечного конкретного результата. Именно в процессе можно определить динамику развития сложных систем на пути к самоорганизации. При разработке проекта можно использовать методы структурной декомпозиции, имитационного моделирования, календарного планирования и др. Н.К. Виноградова рассматривает жизненный цикл проектирования через реализацию четырёх фаз, концептуальной, фазы разработки, фаза выполнения и фазы внедрения. Данные фазы проекта определяют основную образовательную программу как проект развития, построение которой осуществляется по законам проектной методики. [7].
По мнению Т.Г. Новиковой процесс разработки инновационного проекта включает в себя дополнительные фазы работы. Это определение и выбор руководителя проекта, подбор членов рабочей группы, налаживание контактов, обозначение приоритетных целей и др. В настоящее время проектирование рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности. В процесс включены образовательные системы различного уровня, федеральные, региональные, муниципальные. По мнению Д.А. Махотина, педагогическое проектирование представляет собой вид профессиональной деятельности педагога, направленный на преодоление возникающих противоречий во взаимосвязи педагогической науки и практики. Сюда входят процессы диагностики, прогнозирования, целеполагания, мониторинга, моделирования, конструирования, программирования и др. Основным документом образовательной организации, описывающим механизм реализации требований федерального государственного образовательного стандарта, является основная образовательная программа (ООП).
ООП определяет содержание и организацию образовательного процесса в конкретной образовательной организации. Рабочие программы учебных предметов, курсов, являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации. Рабочая программа – это инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для конкретного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений. Все процессы, реализуемые в учебно-воспитательной работе должны соотноситься с результатами, заданными ФГОС и примерной основной образовательной программой заданной образовательной ступени. В нашем случае – это начальное общее образование [12].
ООП НОО разрабатывается на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее - ПООП НОО), которая в свою очередь разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Основная образовательная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования. Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательной организацией.
Содержание основной образовательной программы образовательной организации отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. вся информация относительно учебных (рабочих) программ по предметам входит в содержательный раздел ООП. Представлено это как: разработка программ отдельных учебных предметов, курсов. Особо здесь нужно остановиться на понятии: планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы [22].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Текст] / сборник: сост. А.С. Русаков. – М.: Национальное образование, 2015. – 112 с.
2. Андреева, С. М. Составление плана воспитательно-образовательной работы [Текст]/ С.М. Андреева, О.Н. Сенова. - Нижний Тагил: НТФ ИРО, 2015. – 45 с.
3. Бережнова, О. В. Проектирование образовательной деятельности: современные подходы. [Текст]. Методическое пособие. / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. – М.: Издательский дом «Цветной мир»,
2013. – 144 с.
4. Белая, К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки
в соответствии с ФГОС [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ СФЕРА. 2016. –
128 с.
5. Бланшар, К. 3 ключа к созданию новой структуры управления
[Текст] / Перевод с англ. Л.А. Бабук / К. Бланшар, Д. П. Карлос, А. Рэндолф.
– Минск: Попурри, 2004. – 304 с.
6. Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования [Текст] // Под науч. ред. А.А. Волкова, доктора психологических наук – Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012.–170с.
7. Гавриш, Н. И. Управление в контексте современных подходов к
образованию [Текст] / Н. И. Гавриш // Педагогическая акмеология : поиски и
достижения. - 2006. - No 8. - С.166
8. Елисеенко, О. И. Педагогическое проектирование авторских
учебных программ [Текст] / О. И. Елисеенко // Педагогическая практика в
решении задач концепции модернизации : сб. научных трудов. - Спб. : 2004.
- с.41-43.
9. Ерофеева, Н. Ю. Проектирование педагогических систем [Текст]
/ Н. Ю. Ерофеева // Завуч. 2000. - No3. - С. 1-21.
10. Заир-Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования [Текст]
/ Е. С. Заир-Бек. - СПб.: 1995. - 234с.
11. Ильясов, Р. М. Основная образовательная программа:
нормативные требования и алгоритм формирования [Текст] / Р. М. Ильясов.
– Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 34 с.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 23 с.
14. Калашникова, С. А. О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С. А. Калашникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 786-790. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11129/ (дата обращения: 20.03.2022).
15. Левин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию [Текст] / В. А. Левин. - М. : Смыл, 2001. - 366 с.
16. Микляева, Н. В. Экспресс-конструктор образовательной
программы [Текст] / Н. В. Микляева. М. : ТЦ СФЕРА, 2015. – 128 с.
17. Максимова, В. Н. Акмеологический подход в педагогике [Текст]
/ В. Н. Максимова. - СПб. : ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2008. - 196с.
18. Максимова, В. Н. Введение в акмеологию школьного образования [Текст] / В. Н. Максимова. - СПб. : ЛОИРО, 2002. - 156 с.
19. Монахов, В. М. Педагогическое проектирование - современный
инструментарий дидактических исследований [Текст] / В. М. Монахов //
Школьные технологии. - 2001. - No5. – С. 75-89.
20. Молчанова, Т. К. Составление образовательных программ
[Текст] / Т. К. Молчанова, Н. К. Виноградова. - М. : УЦ «Перспектива»,
2001. - 115с.
21. Новикова, Т. Г. Проектирование и экспертиза инновационной
деятельности в образовании [Текст] / Т. Г. Новикова. - М. : ЦРСДОД, 2011-
64 с.
22. Ошорова, Н.Б. Проектирование программ отдельных учебных предметов, курсов в условиях ФГОС НОО [Текст] / Улан-Удэ: Издательство БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2011. – 37 с.
23. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. [Текст] / М.Ю. Демидова, С.В. Ивонов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – 37 с.
24. Панов, А. И. Проектная и экспертная работа в образовании
[Текст] / А. И. Панов. - Томск, 1998. - 147 с.
25. Пожарский, С. Д. Акмеология развития [Текст] / С. Д.
Пожарский, В. Н. Гладкова. - СПБ. : 2006. - 159 с.
26. Пасынюк, Ю.Ю. Рабочая программа учебного предмета //
www.festival.1september.ru (дата обращения: 20.03.2022).
27. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
28. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
29. Проектирование учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО [Электронный ресурс] / https://multiurok.ru/files/proiektirovaniie-uchiebnogho-protsiessa-v-sootviet.html (дата обращения: 20.03.2022).
30. Проектирование образовательной программы [Электронный ресурс] / https://megalektsii.ru/s64893t1.html (дата обращения: 20.03.2022).
31. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя [Текст] / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред. А.Б.
Воронцова. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
32. Реализация деятельностного метода обучения на уроках [Текст] / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа
2000», 2010. – 198 с.
33. Рекомендации по разработке и утверждению рабочих
программ учебных курсов // www.openclass.ru (дата обращения: 20.03.2022).
34. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» [Текст] / утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
35. Требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей // www.musfestival.narod.ru (дата обращения: 20.03.2022).