Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях (Березин Ф.Б., Запускалов С.В., Положий Б.С., Никифоров Г.С., Матулене Г., Абабков В.А, Перре М., Леонова А.Б.).
Значительное внимание привлекают особенности влияния профессиональной деятельности на состояние здоровья тех специалистов, чья работа тесно связана с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми.
У этих специалистов наиболее часто наблюдаются психические и физиологические реакции на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности. Эти реакции являются проявлением такого феномена, как профессиональный стресс. С полным основанием к категории лиц, наиболее подверженных профессиональному стрессу, можно отнести сотрудников группы быстрого реагирования.
Для представителей этой профессии характерен повышенный уровень заболеваний так называемой «стрессовой этиологии» - болезней сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, невротических расстройств и др.
Целью исследования являлось разработка тренингов направленную на повышение стрессоустойчивости сотрудников группы быстрого реагирования.
Объект исследования: профессиональный стресс сотрудников группы быстрого реагирования.
Предмет исследования: методы коррекции профессионального стресса сотрудников группы быстрого реагирования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть профессиональный стресс как объект психологического исследования.
2. Провести эмпирическое исследование стрессоустойчивости сотрудников группы быстрого реагирования.
3. Разработать программу психокоррекции стрессоустойчивости сотрудников группы быстрого реагирования и проверит ее эффективность.
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование.
Методики исследования: Тест на профессиональный стресс (Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышников). Опросник самочувствия активности настроения (САН).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Профессиональный стресс как объект психологического исследования
1.1. Представление о стрессе
Понятие «стресс», науки его изучающие, в том числе психология стресса возникли относительно недавно. Теперь же слово «стресс», видимо, стало одним из самых употребительных в повседневной жизни.
Повышенное внимание к стрессу связано с усложнением условий труда и жизни в целом современного человека.
Последствия все большего распространения порождающих стресс факторов (стрессоров) и связанных с ними психических и соматических (телесных) нарушений у все большего числа людей привели к необходимости уделять пристальное внимание проблеме появления стрессоров, их влиянию на человека, возможности их устранения.
Понятие стресса является одним из наиболее распространенных терминов, описывающих трудные жизненные ситуации.
Этим словом называют, и рабочее напряжение с дефицитом времени, и переживания из-за разрыва отношений с близким человеком, и плохое самочувствие вследствие тяжелой болезни.
Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть близких людей, трудности, переживаемые близкими, потеря (или угроза потери) работы, стремительные изменения условий жизни. Переломные этапы жизни: свадьба, развод, рождение детей, уход детей из дома, начало или окончание обучения, ситуации конкурса или испытания, новая работа, выход на пенсию, новое место проживания.
Ситуации неопределенности, ситуации конкретной опасности, угрозы .
Ученые Т. Холмс и Р. Рейх на основе многолетних исследований составили перечень наиболее частых перемен в жизни, вызывающих стресс. Некоторые из них приведены ниже. Последовательность в этом списке определяется на основании эмоциональной значимости каждого события :
Как видно из таблицы, наиболее опасны для человека интенсивные психотравмирующие события, обусловленные потерей очень близких людей.
Рассмотрим механизм последствий психотравмирующего стресса.
Личность человека изменяется в психофизиологическом плане, в результате нарушения психологического и физиологического равновесия. На биологическом уровне – это опыт боли, ощущения телесного разрушения, инстинктивные реакции паники и шока. На психологическом уровне – на основе «биозаписей» травмы возникает интенсивный страх, который может усиливаться за счет ассоциативных механизмов. Чтобы уменьшить страх и тревогу, человек избегает любых напоминаний о травме на поведенческом уровне.
Другим словами: у человека, столкнувшегося с внезапной травмирующей ситуацией (то есть с тем, что он никак не ожидал в отношении самого себя), часто “выключается” сознание, поскольку он не способен сразу, мгновенно понять подобную ситуацию. В этот момент происходит бессознательное запечатление человеком травмирующей ситуации, включая малейшие детали, ощущения, эмоции, реакцию окружающих людей и пр.
С одной стороны - это естественный процесс обеспечения выживания человека как любого существа: в первую очередь запоминаются опасные моменты, негативные ситуации, о которых важно помнить.
С другой – полученные записи ограничивают человека, способны сделать его инвалидом. Речь идет о ситуации, когда человек любой ценой избегает не только повторного попадания в подобную ситуацию, но любых ситуаций, которые могут походить или быть как-то связаны с травмой. Человек избегает ситуаций, в которых он может снова оказаться жертвой. Стрессовый синдром можно описать как гипертрофированную защитную реакцию психики человека. По этой причине человек инстинктивно начинает избегать всех ситуаций, которые хоть чем-то напоминают о прошлой опасности .
Я. Я. Белик выделяет восемь основных видов стрессогенных ситуаций: необходимость ускоренной обработки информации; вредные стимулы окружающей среды; осознаваемая угроза; нарушенные физиологические функции (бессонница); изоляция и заключение; остракизм; групповое давление; отсутствие контроля над событиями. При этом центральной характеристикой стрессогенной ситуации является осознаваемая угроза, в особенности, если речь идет о наиболее важных для человека ценностях и целях.
Психотравмирующий стресс, возможно излечить, но люди, перенесшие его, часто подвергаются личностным изменениям.
В последние десятилетия происходит рост экстремальности в жизни и деятельности практически всех граждан, что повышает значение их экстремальной подготовленности.
В психологической литературе встречается разнообразное толкование одних и тех же терминов, и понятий. Так, "экстремальные условия" В.Д. Небылицын определяет, как предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источник дискомфорта.
К.Д. Шафранская определяет данный термин как условия, неблагоприятные для деятельности.
В.И. Медведев выделяет два типа экстремальных ситуаций. Первый тип характеризуется, по мнению автора, такой интенсивностью внешних условий, которая при определенном времени воздействия вызывает обязательное ухудшение параметров, по которым оценивается состояние человека.
Условия, ведущие при этом к обязательному появлению патологических состояний и к полной невозможности продолжать деятельность, выделены им в особую группу «сверхэкстремальных» условий.
Для этих ситуаций характерны следующие признаки: физические характеристики факторов, состояние человека, показатель деятельности. Для ситуаций второго типа ведущими являются не физические, а информационно-семантические характеристики внешних условий.
Соответственно, экстремальные условия данного вида характеризуются специфическим сочетанием признаков: информационно-семантическими характеристиками внешней среды, состоянием человека и показателем деятельности последнего.
1.2. Отбор сотрудников в группу быстрого реагирования
ГБР- абравиатура, которая появилась в охранном бизнесе сравнительно недавно, но уже требует особого внимания к своему назначению.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова М.К. Психологическая диагностика [Текст] / М.К. Акимова. Изд-во: Питер: 2019. - 304с.
2. Александровский Ю.Диагностика социально-стрессовых расстройств [Текст] / Ю. Александровский // Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. - СПб.: ВМА, 2009. - С. 15-21.
3. Аммон Г. Психосоматическая терапия [Текст] / Г. Аммон. - СПб.: Речь, 2019. - 238 с.
4. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология, «психологические законы» [Текст] / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт . СПб.: 2011. – 296 с.
5. Бадхен А. А. (ред). Методическое пособие по работе с посттравматическим стрессовым расстройством [Текст] / Т. И. Михайлова, М. М. Певзнер (сост.). СПб.: 2011. – 387 с.
6. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» [Текст] // Вестник МГУ. – 2020. – №1. – С. 23.
7. Бодров А. В. Проблема преодоления стресса [Текст] // Психологический журнал. 2019. №1. – С. 19.
8. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов [Текст] / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2011. – 219 с.
9. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика [Текст] / А.Ф. Бондаренко. - М.: Изд–во «Института психотерапии», 2009. – 159 с.
10. Волошин Д.В. К вопросу о профессиональной компетентности сотрудников МВД [Текст] // Институт развития образовательных систем РАО. - Томск. - 2020. – 249 с.
11. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. (Части 4-9) [Текст] / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфёнов. - СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2020. – 316 с.
12. Золотова Т.Н. Психология стресса [Текст] / Т.Н. Золотова. – М.: Книголюб, 2011. - 192 с.
13. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека [Текст] / Е. П. Ильин // СПб.: Питер, 2020. – 236 с.
14. Камнева Е.В., Зеленкова А.В. Факторы риска профессионального «выгорания» сотрудников органов внутренних дел [Текст] // «Научный портал МВД России», 2009. №4. - С. 31.
15. Картрайт С., Купер К. Стресс на рабочем месте [Текст] / С. Картрайт, К. Купер. - X.: Гуманитарный центр, 2019. - 236 с.
16. Кириллова Е. С. Психологические факторы профессионального выгорания: на примере деятельности сотрудников правоохранительных органов. Дис. … канд. психол. наук [Текст]. – СПб.: 2020. – 146 с.
17. Ларенцова Л.И., Соколова Е.Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания [Текст] // Российский стоматологический журнал. 2020. - №2. - С.34.
18. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2011. – №11. – С. 32.
19. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания [Текст] // Интернет-версия: www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2
20. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. - М.: 2009. – 127 с.
21. Материалы сайта www.vsetesti.ru
22. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. Пособ [Текст] / Е.Г. Молл. – М.: 2019. – 85 с.
23. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования [Текст] // Психологический журнал. - 2020. - №1. - С. 28.
24. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр [Текст] / Н.Г. Осухова. - М.: 2020. – 195 с. - ISBN 5-7695-3718-3.
25. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия [Текст] // Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. Минск, Харвест, 2009. – 352 с.
26. Селье Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г.Селье. - М. - Прогресс, 2020. – 254 с.
27. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / П. Сидоров // Медицинская газета, № 43 – 8 июня 2019. – С. 31.
28. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 412 с.
29. Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма [Текст] / Р.А. Тигранян. - М.: 2009. – 364 с.
30. Федунина Н. Ю. Экстренная психологическая помощь. Законы жанра [Текст] // Московский психотерапевтический журнал. 2020. № 4. – С. 16.
31. Шех О. И., Сергеев С. С. Теория и практика психологической помощи при травматическом стрессе [Текст] / О.И. Шех, С.С. Сергеев. - СПб.: 2011. – 195 с. -
32. Шихова А.П. Профессиональное выгорание сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел [Текст] // Вестник Психотерапии. 2019. №6. – С. 51.
33. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых. – СПб: Питер 2020. – 196 с.