Фрагмент для ознакомления
1
Глава II. Исследование особенностей связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Цель, задачи, организация и методика исследования
2.2. Результаты исследования особенностей связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
2.2.1. Результаты исследования пересказа знакомой сказки у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
2.2.2. Результаты исследования рассказа по серии картин у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
2.2.3. Результаты исследования рассказа по ранее виденному у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
2.2.4. Результаты исследования рассказа-описания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Фрагмент для ознакомления
2
Глава II. Исследование особенностей связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Важнейшим условием всестороннего развития детей есть правильное формирование речи. Уровень развития последнего определяет возможности ребенка в познании окружающей действительности, обусловливает характер
отношений со сверстниками и взрослыми, характеризует психическое развитие. Одним из показателей уровня речевого развития ребенка является сформированность лексико-грамматического компонента речи. У дошкольников с речевыми нарушениями отмечаются трудности в усвоении лексико-грамматических средств языка, вследствие чего наблюдается недоразвитие связной речи.
Исследователи изучали проявления общего недоразвития в различных аспектах: психолого-педагогическом (Р. Е. Левина), психолого-лингвистическом (В. К. Орфинская), медико-педагогическом (С. С. Ляпидевский), физиологическом (Н. Н. Трауготт), клиническом (Ю. Я. Флоренская), психолингвистическому (Е. Ф. Соботович).
В течение длительного времени изучение речевых нарушений сводилось к описанию отдельных симптомов, между которыми не устанавливалось определенной связи. Отдельные проявления отклонений речевого развития рассматривались как самостоятельные нарушения, а нарушения произношения, ограниченность словарного запаса, недостатки в развития грамматического строения рассматривались как сопутствующие нарушения.
Под термином «общее недоразвитие речи» у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи. Поскольку у детей с общим недоразвитием речи связная речь является нарушенной вследствие недоразвития ряда речевых компонентов, нами было организовано и проведено исследование.
2.1. Цель, задачи, организация и методика исследования
Цель исследования: выявить особенности состояния сформированности связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели в констатирующем исследовании решались следующие задачи:
1. Подобрать методику для исследования состояния сформированности связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
2. Провести экспериментальное исследование, дать количественную и качественную характеристику результатов исследования.
3. Обозначить содержание логопедической работы направленной на формирование связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Констатирующее исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 28 Гатчинского района Ленинградской области п. Лампово с января по март 2022 года.
В исследовании приняли участие 30 детей 5,5-6 лет: контрольная группа (КГ) - 15 детей с нормой речевого развития и экспериментальная группа (ЭГ) - 15 детей с заключением ОНР III уровня.
Изучение анамнестических данных позволило заключить, что у детей ЭГ в раннем возрасте отмечалась задержка психомоторного и речевого развития, отмечалась соматическая слабость. Большое количество детей находились под наблюдением невролога. Доречевой период характеризовался более поздним появлением гуления, лепета. Появление первых слов отмечалось в 1,5–2 года, содержание фразовой речи видоизменялось в течение 3 лет.
Для выявления уровня развития связной речи детей использовались тестовая методика диагностики связной речи В.П. Глухова. Для оценки выполнения заданий была применена балльно - уровневая система. При обработке данных баллы суммировались по каждому заданию, группе заданий и методике в целом. Полученное абсолютное значение переводилось в проценты. Максимальная оценка определялась в соответствии с числом заданий серии и количеством испытуемых.
Оценка выполнения заданий по составлению различных видов рассказов состояла из показателей, характеризующих уровень овладения детьми последовательными языковыми навыками. В ходе исследования определялись следующие элементы: объем рассказа, последовательность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному тексту, изобразительному сюжету и комплексу речевых действий, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях в составлении рассказов, длительных паузах, паузах в рассказывании детям помогало последовательное использование наводящих, наводящих или уточняющих вопросов.
Комплексное исследование включало четыре экспериментальных задания. Были изучены навыки детей в составлении:
1. Пересказа ранее знакомого текста;
2. Рассказа по серии сюжетных картин;
3. Рассказа по ранее виденному;
4. Рассказа-описания.
Среди контингента испытуемых дети с самыми низкими результатами составили экспериментальную группу, а остальные - контрольную группу.
Выполнение каждого задания детьми экспериментальной и контрольной групп оценивалось по балльной системе, данные фиксировались в соответствующем протоколе. На основе этих показателей были построены сравнительные диаграммы столбикового типа.
2.2. Результаты исследования особенностей связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
2.2.1. Результаты исследования пересказа знакомой сказки у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Первое экспериментальное диагностическое задание заключалось в пересказе уже знакомого детям текста. В ходе проведения задания мы обращали внимание на следующие характеристики: объем рассказа, последовательность, смысловое соответствие исходному тексту, особенности фразовой речи, характер грамматических ошибок. При затруднениях и длительных паузах, детям задавали наводящие и уточняющие вопросов.
Количественные результаты по первому заданию наглядно демонстрирует рисунок 1.