Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Одной из важнейших психических функций человека является речь. В процессе речевого развития формируется высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Лица, страдающие заиканием, лишены возможности нормального речевого общения с окружающими. Заикание является серьезным препятствием для выполнения производственных обязанностей, получения образования, устройства личной жизни. Постоянные затруднения в речи травмируют больных, вызывая невротические реакции.
К сожалению, количество детей, страдающих заиканием, увеличивается, что позволяет говорить об актуальности выбранной темы.
Заикание характеризуется нарушением темпо - ритмической организации экспрессивной речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата в процессе общения, с преимущественным поражением коммуникативной функции речи. В структуру заикания входит нарушение просодических компонентов речи, определяющих выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации (Селиверстов В. И.).
В современных исследованиях трудов по проблеме заикания: (Л.С. Выготский, Н. А. Бернштейн, М.М. Кольцова, Ю. А. Флоренская, Ю. А. Поворинский, Гиляровский, М. Е. Хватцев, И. П. Тяпугин, М. С. Лебединский, Л.С. Волкова С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина, Р. Е. Левина, И. Ю.Абелева, Н. А. Чевелева, С. А. Миронова, Г.А. Волкова, А. В. Ястребова и т. д.) разносторонне рассматриваются причины, механизмы, симптомы. Но интонационные нарушения у детей дошкольного возраста с заиканием раскрыты недостаточно полно, вопросы развития интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием не теряют своей актуальности.
Объект исследования: процесс формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить особенности интонационной стороны речи у заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить причины, механизмы заикания у старших дошкольников.
2. Охарактеризовать особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
3. Разработать методические рекомендации по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, констатирующий этап педагогического эксперимента.
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №41» город Воткинск.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 20 наименований. Материал изложен на 31 страницах, содержит 1 таблицу.
Глава 1. Теоретические основы проблемы нарушения интонационной стороны речи у заикающихся дошкольников
1.1. Заикание: причины, механизмы, симптомы возраста
История изучения заикания насчитывает более двух тысяч лет, поэтому эту проблему можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. В свою очередь заикание является не только древним нарушением, но одним из сложных. Есть несколько определений заикания, предложенные учеными.
Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого.
Современными учеными заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6 –летний возраст детей. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. Нарушения в функционировании нервной системы маленького ребенка могут вызвать «срыв» речи – заикание. В связи с этим некоторыми авторами оно называется эволюционным заиканием (Ю.А. Флоренская) или заиканием развития (М. Совак). [5]
Предрасполагающие причины заикания:
• Наследственность — невропатическая генетическая отягощённость у родственников первой линии (родителей, братьев, сестёр, детей), которые имели такие «гипертрофированные» черты характера, как потребность в одобрении и расположении всех окружающих людей, ночные страхи, недоверие, зацикленность на собственных переживаниях, непереносимость критики, неуверенность в себе и т. д.
• Невротические особенности заикающегося (ночные и дневные страхи, дневное или ночное недержание мочи, повышенная импульсивность, эмоциональная несдержанность).
• Наследственная отягощённость по подкорковой недостаточности, т. е. наследственные заболевания, которые связаны с нарушением работы отделов мозга, участвующих в координации двигательной активности (таламический синдром Дежерина — Русси, гипоталамический синдром, болезнь Паркинсона, повышение постуральных (статических) рефлексов, паллидарный тремор, гипотонически-гиперкинетический синдром, гемибаллизм).
• Патология, развившаяся у ребёнка ещё в утробе матери или сразу после рождения (гипоксия, ишемия и внутрижелудочковые кровоизлияния).
• Соматоневрологические заболевания с энцефалопатическими последствиями (нехватка кислорода плоду, инфекция во время беременности; резус-конфликт и конфликт по АВО системе; удушье новорождённого; травма при родах; врождённый порок сердца; последствия черепно-мозговых травм; интоксикация этиловым спиртом, свинцом, хлороформом, наркотиками и бактериальными токсинами — дифтерией, столбняком).
• Ослабление или исчерпание возможностей нервной системы компенсировать нарушения в результате инфекционных и соматических заболеваний, а также при наличии трудностей социальной адаптации. [11]
Провоцирующие причины заикания:
• однократная травмирующая ситуация (испуг, страх и др.);
• общение с ребёнком в семье на двух и более языках;
• быстрый темп речи (тахилалия);
• неправильное проговаривание звуков, букв, фраз;
• подражание окружающим, у которых есть патология речи.
В настоящее время проводится много исследований по изучению распространённости заикания в двуязычных семьях. Например, одно исследование показало, что дети, говорящие по-английски и ещё на другом языке, имеют повышенный риск заикания и более низкие шансы на избавление от него, чем одноязычные дети. Другое исследование, хотя и методологически слабое, показало относительно неразличимые проценты одноязычных и двуязычных заикающихся. Из-за такого количества противоречивых данных связь между двуязычием и заиканием была названа «загадочной».
В отечественной медицине нет общепризнанной или универсальной классификации типов заикания, большинство логопедов используют по причине возникновения или по типу речевых судорог. Особенности одного нарушения могут быть разные, именно по этой причине используются разные классификации. [7]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007
2. Белякова, Л.И., Дьякова, Е.А. Заикание. [Текст]: учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” -- М.: В. Секачев, 2008. -- 304 с.: ил.
3. Богрова К.Б. Специфика структуры просодического компонента речи в психологической теории и практике // фундаментальные и прикладные исследования в практиках ведущих научных школ. – 2015. – № 3 (9);
4. Борозинец, Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с.
5. В помощь родителям заикающегося ребенка [Текст]: методические рекомендации /сост. В.А. Кондратенко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 85 с.
6. Волковская, Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Н. Волковская,. – М.: Национальный книжный центр, 2011. – 144с.
7. Ворошилова, Е.Л. Коррекция заикания у дошкольников. Методическое пособие / Е.Л. Ворошилова. - М.: Сфера, 2018. - 474 c.
8. Галасюк, И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 179 с.
9. Заикание как психологическая проблема/Кругликова А.С. – 2015г.
10. Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Л.И. Беляковой. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 184 с
11. Заикание: учеб. пособие для академического бакалавриата / Е. Е. Шевцова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 242 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).
12. Иванов В. А., Селезнева М.Б. Заикание. Современные методы преодоления заикания. Учебно-методическое пособие – 2016г.
13. Колесникова, Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 176 с.
14. Консур А. В., Шорохова М. В. Современный взгляд на структуру просодической стороны речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 4 (апрель). – С. 108–112.
15. Нарушения речи [Электронный ресурс] // Логопсихолог.ru. - Москва, 2011. - Режим доступа: http://www.logopsiholog.ru/lit_logo.html (дата обращения: 24.03.22).
16. Психологическая и педагогическая коррекция заикания: моногр. /Ю.А. Фесенко, Л.Я. Миссуловин, М.И.Лохов, Р.И. Лалаева. - СПб: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2012. - 164 с.
17. Сагалова, О.П. Особенности работы воспитателя логопедической группы / О.П. Сагалова // Электронный научнопрактический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования», – 2012. – Вып. 17 – Инновации: методика и практика.
18. Селиверстов, В. И. Заикание у детей. Учебное пособие для высших и средних учебных заведений / В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 2012. - 208 c.
19. Сергеева, А. И. Логопедические технологии: технология обследования моторных функций [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / А. И. Сергеева; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ - Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. - Заглавие с титул. экрана. - Электронная версия печатной публикации. - Доступ из корпоративной сети ТГПУ - Режим доступа: http://libserv.tspu.edu.ru/files/katalog/base/texts/36_file%284%29.pdf (дата обращения: 24.03.22).
20. Сикорский, И. А. Заикание: учеб. пособие / И. А. Сикорский, Е. Е. Шевцова. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 188 с.
21. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Задачи речевого развития [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2009. – 204 с.
22. Шашкина, Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учеб. пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 215 с.
23. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 189 с.