Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время актуальным является тот факт, что в федеральном государственном образовательном стандарте обучение рассматривается не только в аспекте усвоения и принятия системы знаний, но и как процесс в отношении всестороннего развития личности, формирования духовного, нравственного и социального опыта. Векторным направлением в преподавании технологии можно считать учебную и практическую деятельность учащихся. Необходимо отметить, что эффективными методами практико-ориентированного обучения в рамках рассматриваемой дисциплины являются кружки; лабораторные работы; работы, направленные на выработку практических умений и навыков; работы, направленные на формирование творческих способностей; проектные работы.
По мнению Л.С. Выготского, для получения наибольшего и стойкого эффекта в развитии познавательных процессов необходима особая организация учебного процесса. Следует отметить, что одной из задач учителя является обеспечение наилучших условий для развития познавательных возможностей учащихся.
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы, как теории, так и практики эстетического воспитания как актуального средства развития творческих способностей учащихся, формирования и совершенствования разносторонне развитой, культурно и духовно богатой личности. По мнению А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского формировать личность, эстетическую культуру, развивать творческие способности необходимо в школьном возрасте.
Для современного педагога задача формирования способностей учащихся в творческом аспекте является актуальной и сложно реализуемой. Развитие творческих способностей необходимо любому учащемуся в целях его совершенствования. Развиваясь в творческой деятельности, учащийся становится гораздо более самостоятельным в своих суждениях, учится формулировать свою точку зрения и достойно, аргументированно ее отстаивать. Все это является основой повышения его работоспособности. Необходимо отметить, что в процессе творческой деятельности у учащихся развивается эмоциональная сфера. Формируется спектр таких положительных эмоций как, радость, восторг, удовлетворенность результатом, чувство триумфа, воодушевление, восхищение, гордость за свое прекрасное дело и отличный результат, умиротворение, благодарность. Параллельно с развитием эмоций, активно развивается мышление.
В условиях современного развития общества векторной становится проблема сохранения и распространения культурной и исторической самобытности России, традиций нации, обычаев, нравственности, ценностей народа. Необходимо отметить, что с распространением технологий на задний план ушло творчество, осуществляемое человеческими руками.
В рамках творческой деятельности на уроках технологии, а именно в аспекте декоративно-прикладного искусства у учащихся рождается возможность не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками. Активно осуществляется эстетическое воспитание учащихся, развиваются и совершенствуются творческие способности. Декоративно-прикладное искусство содержит великолепный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до настоящего времени в неискаженном виде характер духовного и художественного постижения мира.
Бисероплетение является одним из видов народного искусства, который пришел к нам из древности. Бисер – это великолепный и волшебный мир творчества, красоты, декорации. Великолепные бисерные дома, горы, цветы, облака, украшения для прекрасной половины человечества, картины не оставят никого равнодушными. Богатейшая история бисера предлагает великолепную возможность учащимся на уроках технологии в процессе изготовления сувенирных изделий, заглянуть в прошлое той или иной страны, родного края, прикоснуться к культуре, традициям и обычаям народов мира.
Декоративно-прикладное искусство, в аспекте бисероплетения, сближает учащихся с природой, открывает окружающий мир с позиций прекрасного, развивает творческую активность, мышление, воображение, фантазию. Бисероплетение расширяет как пространственное, так и образное мышление (умение читать схемы, подбирать цвета, формы, создавать образы).
Актуальность данной работы заключается в том, что на уроках технологии в процессе изготовления сувенирных изделий на примере бисероплетения у учащихся развиваются творческие способности, создаются уникальные условия для развития познавательной активности и творческой самореализации.
Объектом исследования являются творческие способности учащихся. Предмет исследования – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в процессе изготовления сувенирных изделий на примере бисероплетения.
Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей учащихся на уроках технологии средствами бисероплетения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Определить необходимость развития творческих способностей учащихся.
Проанализировать содержание понятия «способности», выявить компоненты творческих способностей учащихся.
Изучить некоторые аспекты истории возникновения бисероплетения.
Проанализировать и выявить эффективные методы развития творческих способностей учащихся на уроках технологии средствами бисероплетения.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, отражающей состояние изучаемой темы. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Развитие творческой деятельности и творческих способностей
В различные эпохи отношение к творчеству менялось кардинально. Так, в Древнем Риме очень высоко ценилась работа переплетчика и материал, из которого была изготовлена книга, а в отношении автора не преследовались ни плагиат, ни подделки. Следует обратить внимание на то, что в Средние века и гораздо позднее творец был приравнен к ремесленнику, но если он проявлял и выражал свое желание относительно проявления творческой самостоятельности, то она вообще никак не поощрялась. Творцы того времени зарабатывали на жизнь чтением придворных од и созданием шикарных фейерверков.
Только в XIX в. различные представители творческих профессий получили широкую возможность поддерживать жизнедеятельность от продажи продукта своей творческой деятельности. Согласно воззрениям
А.С. Пушкина, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»
[16, С. 25].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа/ Л.Н. Азарова. – М.: Просвещение, 1998. – 80с.
2. Балашова Ю.С. Развитие творческих способностей детей в процессе обучения народным промыслам // Образование и общество. 2012. – № 374. – С. 115-117.
3. Балашова Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости детей средством бисероплетения // Изобретательство. 2013. – № 3. – С. 43-47.
4. Бондарева, Н.И. Цветы из бисера – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 76 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ Д.Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону.: Дрофа, 2003. – 175с.
6. Врублевская, М.М. Дидактические условия развития одаренности учащихся в общеобразовательной школе. // Психология и школа/
М.М. Врублевская. – М.: Просвещение, 2002. – 174с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/
Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 1997. – 156с.
8. Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – Ростов н/Д: Проф-Пресс, 2001. – 145с.
9. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов /
П.С. Гуревич – М., 2004. – 162с.
10. Давыдов, М.Ф. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология/ М.Ф. Давыдов. – М.: Дрофа, 1973. – 215с.
11. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества/
А. Я. Дудецкий. Смоленск, 1974. – 74с.
12. Запорожец, А.В. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов/ А.В.Запорожец. Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1964. – 295с.
13. Зайцева Н.К. Украшения из бисера // Школа и производство – 2002. – С.31
14. Исакова, Э.Ю., Стародуб, К. И., Ткаченко, Т.Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 187с.
15. Котова, И.Н., Котова А.С. Школа современного бисероплетения. – СПб. : «Паритет», 2010. – 87с.
16. Крутецкий, В.Н. Психология/ В.Н. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986 г. – 203с.
17. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. // Психологический журнал. 2001. №5. – С. 26-32.
18. Лук, А.Н. Психология творчества/ А.Н. Лук. – М.: Просвещение, 1978. – 284с.