Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольная образовательная организация - первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка [6].
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в дошкольном учреждении является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение [13, c. 23].
Не вызывает сомнений, что дошкольное образование призвано обеспечивать разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому [3].
Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
В настоящее время идет снижение речевой активности детей. Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО– развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Современные изменения в системе дошкольного образования вызвали необходимость оптимизации процесса обучения детей дошкольного возраста, в том числе и их речевого развития.
Одним из оптимальных путей решения названной проблемы сегодня признана организация речевой развивающей среды в каждой группе детского сада. В теории и практике дошкольного образования отмечается, что подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребенка и обогащение его речевого опыта. Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста [5].
Актуальность и проблема определили тему исследования.
Цель исследования – изучить теоретические и методические аспекты центра активности по речевому развитию дошкольников в группе дошкольной образовательной организации.
Задачи:
-проанализировать теоретические основы организации педагогической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста;
-охарактеризовать организацию работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации;
-рассмотреть значение центра активности по речевому развитию дошкольников;
Глава 1. Теоретические основы речевого развития детей дошкольного возраста
1.1.Сущность и особенности речевого развития детей дошкольного возраста
Важнейшие сферы человеческой жизни не могут обойтись без речи. Чем совершеннее человек владеет речью, тем активнее он развивается в выбранных им сферах деятельности. Все это можно отнести и к дошкольникам. Овладение речью является непременным фактором полноценного развития ребенка. Если ребенок плохо владеет речью, он не может четко и ясно выразить свою мысль, что непременно отразится на его успехах в обучении. По мере обогащения сознания растет и овладение речью. Дошкольник развивается всесторонне, у него расширяется потребность выражать свои мысли, передавать накопленный опыт, делится знаниями [12].
Как мы уже отмечали выше, в настоящее время идет снижение речевой активности детей, причинами которой является:
- резкое ухудшение здоровья детей;
- глобальное снижение общего уровня культуры в обществе;
- существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за занятости родителей, их неподготовленность в вопросах воспитания;
- недостаточное внимание педагогов к вопросам речевого развития детей.
Таким образом, речевое развитие остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Рассматривая речевое развитие, нами определено, что оно включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; обогащение активного словаря; развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров литературы.
При организации речевого развития педагог должен учитывать аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:
1 Предметно-пространственная развивающая образовательная среда.
2 Характер взаимодействия со взрослыми.
3 Характер взаимодействия с другими детьми.
4 Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов [5].
Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й - подготовительный - до одного года;
2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком -до 3 лет;
3-й - дошкольный - до 7 лет;
4-й – школьный [10].
В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи.
Развитие речи связано с качественной стороной исследованиях, проведенных под руководством знаменитого педагога М.И.Лисиной, установлено, что характер общения дошкольников определяет содержание и уровень речевого их развития .
М.И.Лисина выделяет три этапа в развитии речи ребенка:
Довербальный этап. Для данного этапа характерными особенностями является то, что ребенок еще не говорит и не понимает обращенную к нему речь, но у него формируются предпосылки для вербального общения.
Второй этап- этап начальной вербальной коммуникации, когда ребенок понимает и начинает произносить простые высказывания: формируется своеобразный «каркас» коммуникативных отношений с окружающими.
Третий этап -развернутой вербальной коммуникации .
На каждом этапе развития языковой способности доминирующим выступает какой-то один вид деятельности, который играет значительную роль и на последующих этапах, но уже в качестве вспомогательного средства. Развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности [3].
Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном 9 языке, т. е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту
Правильная речь рассматривалась как:
а) правильное произношение звуков и слов;
б) правильное по смыслу употребление слов;
в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.
Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности[20].
В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев).
Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь - высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Белькович, В.Ю. Современные образовательные технологии дошкольного образования: метод. пособие / В.Ю. Белькович, Е.А. Менчинская. Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с.
3. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
4. Веракса, Н.Е. Комарова Т.С. Дорофеева Э.М. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», г. Москва, 2019г.
5. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс ; Москва : Творческий центр Сфера, 2007. - 470, [1] с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. -- М.: Педагогика, 1983. - 368 с.,
7. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 111 с.
8. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
9. Козлова, С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е. изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
10. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей психологии / А.А. Леонтьев.: Избранные психологические произведения – М.: Педагогика, 2001. – 447 с.
11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с.
12. Педагогика : курс лекций по актуальным проблемам общего и дошкольного образования:// Под общ. ред.Е.В. Клюевой., Т.В. Наумовой: Учебное пособие – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2013 – 254 с.
13. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. – 312 с.
14. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. - М.: Юрайт, 2019. - 222 с.
15. Развитие речевой активности детей 6-7 лет [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. В. Красильникова. - Москва : Творческий Центр Сфера, 2010. - 128 с.
16. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : Пособие для воспитателей дет. сада / Е. И. Тихеева; Под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1981. - 159 с.
17. Методика развития речи детей : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология»] / А. М. Бородич. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1981. - 255 с.
18. Речевое развитие детей дошкольного возраста в образовательном пространстве детского сада. Методический альбом СПб. ГБУ
ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга, 2019. - 114 с.
19. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
20. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. .-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
21. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ред.–сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стереотипное. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.