Фрагмент для ознакомления
2
В современных дошкольных организациях работа с детьми организуется в соответствии с принципами развивающего образования; акцентируется внимание на личностно- ориентированном, интегративном подходах. В рамках деятельностного подхода образовательный процесс ДОО строится с учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Запорожец А.В. утверждал, что развитие дошкольника должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности».
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования включает пять образовательных областей, одной из которой является художественно-эстетическое развитие, ФГОС ДО «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового воспитания и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [46].
Мы знаем, что основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики [8,11].
В детском саду продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед продуктивной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств [16]. Поэтому поиск путей эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности становится актуальной необходимостью.
Анализ состояния проблемы позволяет говорить о недостаточной разработанности содержания, методов, форм и средств организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста. Вместе с тем в педагогической теории и практике накоплены значительные знания и созданы методологические предпосылки, образующие базу для такого исследования. Так как продуктивная деятельность имеет большие образовательные и развивающие возможности, то можно предположить, что она влияет на социальное развитие дошкольников [6]. В этой связи осуществление продуктивной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях выступает как объективная возможность успешного решения поставленной проблемы. Вопросами развития детского творчества в различных видах детской деятельности занимались Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А. Флёрина, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор его темы:
«Особенности организации продуктивной деятельности у старших дошкольников».
Выбор темы определил цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования –теоретически обосновать особенности организации продуктивной деятельности у старших дошкольников.
Объект исследования – процесс организации продуктивной деятельности у старших дошкольников.
Предмет исследования – особенности организации продуктивной деятельности у старших дошкольников.
В соответствии с поставленной целью определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать теоретические и методологические аспекты продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать методы в организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.
4. Разработать конспекты занятий по продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, беседа, эмпирическое исследование, систематизация и обобщение методического опыта.
Структура работы: работа структурирована в три главы, выделены введение, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста
1.1. Сущность понятия «продуктивная деятельность» ее характеристика и виды
Детская продуктивная деятельность предполагает создание ребенком определенного продукта (изделия). В дошкольный период такими продуктами являются рисунки, аппликации, поделки из бумаги, картона, природного, бросового и пластического материалов и т. д. В ходе продуктивной деятельности дети активно осваивают способы обработки художественных материалов и овладевают изобразительными, пластическими и конструктивными умениями. При этом создание принципиально нового от дошкольников не требуется. Такая ситуация обусловлена сущностью деятельности [17].
В научной психолого-педагогической литературе, раскрывающей сущность образования детей в дошкольном возрасте, под продуктивной деятельностью понимается организационная деятельность, руководство которой осуществляет взрослый. На завершающем этапе данной деятельности обязательно возникает определенный продукт, как ее результат.
Наиболее активно продуктивная деятельность исследовалась во 2-й половине ХХ в. и в начале ХХI в., например, такими учеными, как В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, В. Т. Кудрявцев, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Г. П. Щедровицкий и др.
В современной литературе продуктивная деятельность часто прирав¬нивается к творческой. Однако творческая деятельность – это более широкое понятие, это деятельность человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом для нее служит проблемная ситу¬ация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации [44].
Продуктивная же деятельность ограничивается только получением продукта в результате осуществления конкретных действий, обозначенных в задаче.
Исследователь Б. Г. Мещеряков определил понятие детской продук-тивной деятельности как «процесс получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков».
Развитие продуктивной деятельности характеризуется умением детей добиваться нужного результата либо по заданному образцу, либо в процессе реализации собственного замысла.
Продуктивность может проявляться как взаимодействие способов создания уже имеющихся продуктов. В продуктивной деятельности ребенку предоставляются несколько вариантов выполнения продукта, каждый из которых представлен одним или несколькими алгоритмами. Ребенок в этом случае либо выбирает способ решения задачи, либо комбинирует части выполненных педагогом работ (педагогических эскизов). Поэтому считать такую деятельность творческой было бы неверно. Творческой она становится тогда, когда ребенок на основе имеющегося опыта продуктивной деятельности придумывает новый продукт, ранее им не созданный, в котором реализуется его собственный замысел [23].
Таким образом, репродуктивная и продуктивная деятельность представляют собой разные стороны одного процесса, который является преддверием творчества.
В развитии детской продуктивной деятельности можно выделить ряд важных подходов.
Интегративный подход нацеливает педагога на всестороннее гармоничное развитие детей. Он позволяет дошкольникам комбинировать знания и умения для получения продукта.
Интегративный подход предполагает следующие основные виды интеграции:
-деятельностная - предполагает корреляцию основных видов продук¬тивной деятельности детей дошкольного возраста: рисования, аппликации, лепки, конструирования;
-качественная - направлена на формирование интегративных качеств личности, которые предусмотрены ФГОС как конечный результат образова¬тельной деятельности дошкольных образовательных организаций;
-содержательная - характеризуется использованием комплексно-те-матического планирования, в котором осуществля¬ется многоуровневая кор¬реляция информационного поля различных образовательных областей и видов продуктивной деятельности;
-функциональная - предполагает сочетание различных форм организа¬ции педагогического процесса в условиях основного и дополнительного дошкольного образования;
-возрастная - нацеливает педагога на организацию совместной изобразительной деятельности, в которой участвуют дети разновозрастных групп и родители.
К видам продуктивной деятельности относятся те, которые направлены на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве предметов, объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности с опорой на имеющиеся эскизы.
В тот момент, когда результат продуктивной деятельности становится отличным от начальных установок, этот продукт можно считать творческим [37].
Выделяются следующие виды продуктивной деятельности:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
2. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - М.: Юрайт, 2020. - 196 с.
3. Алексеева, С.О. Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / С.О. Алексеева, И.А. Башкатов. – DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-127-130 // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – Т. 9, № 3/2. – С. 127-130.
4. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
5. Вязова, А.В. Развитие воображения у дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности / А.В. Вязова, Н.Б. Смирнова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2019. – №5 (105). – С. 123-130.
6. Габова, М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. - М.: Юрайт, 2020. - 152 с.
7. Гаврина, С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет / С.Е. Гаврина. - М.: Академия развития, 2020. - 610 c.
8. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2020. -254 с.
9. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие - М.: Академия, 2003 г. - 344с
10. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. - СПб.: Питер, 2019. -464 с.
11. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 425 с.
12. Голубева, Марина Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей / Марина Голубева. - М.: Гельветика, 2017. - 685 c.
13. Декман, И.Е. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / И.Е. Декман, В.Н. Золотарева // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 3. – С. 13-20.
14. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 179 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В.. - СПб.: Питер, 2017. - 480 c.
16. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 111 с.
17. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 183 с.
18. Жукова, О. Г. И тонкой нити кружева... Пособие по развитию практических навыков и творческих способностей у детей дошкольного возраста / О.Г. Жукова. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 859 c.
19. Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. - М.: Юрайт, 2020. - 223 с.
20. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. — М.: Мозаика – Синтез, 2020.
21. Иванова, О. Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка / О.Л. Иванова, И.И. Васильева. - М.: Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2017. - 430 c.
22. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» / Т. Г. Казакова. – Москва : ВЛАДОС, 2016. – 255 с.
23. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. - М.: Юрайт, 2017. - 202 с.
24. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. - М.: Юрайт, 2020. - 97 с.
25. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2020
26. Кочетова, Т. В. Современные технологии в работе с детьми старшего возраста / Т. В. Кочетова, С. В. Павлюкова // Инновационные подходы в современной науке : борник статей по материалам LXXX международной научно-практической конференции, Москва, 20 октября 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2020. – С. 22-27.
27. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Т.А. Барышева и др. - Москва: Машиностроение, 2020. - 416 c.
28. К вопросу о формировании творческих способностей у детей дошкольного возраста / И. А. Яковлева, Т. В. Вишневецкая, М. Н. Сидорчук, Е. И. Жульева // Новые информационные технологии как основа эффективного инновационного развития : сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 14 января 2020 года. – Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2020. – С. 172-177.
29. Кто в норке живет? Развитие творческих способностей у детей 3-9 лет. - М.: Алиса, 2018. - 326 c.
30. Кто это? Развитие творческих способностей у детей 3-9 лет. - Москва: Машиностроение, 2019. - 198 c.
31. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
32. Куликовская, И. Э. Теоретические основы дошкольного образования: Учебник / И. Э. Куликовская, Р. М. Чумичева, А. Ю. Белогуров. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 170 с.
33. Куцакова, Л.В. Занятие по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. - Москва, Мозаика - Синтез, 2008-2010 г.
34. Леонова, Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей. Перспективное планирование, конспекты / Н.Н. Леонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 240 c.
35. Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. Учебно – методическое пособие к парциальное программе «Умные пальчики». М.: ИД «Цветной мир», 2017
36. Романова, А.А. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-6 лет в процессе лепки // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – № 4 (48). – С. 84-87.
37. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
38. Программа и краткие методические рекомендации для работы с детьми 5-6 лет «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой М: Мозаика-Синтез, 2018
39. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. - М.: Юрайт, 2019. - 222 с.
40. Скворцова, В. О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. - М.: Феникс, 2018. - 224 c.
41. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. - М.: Юрайт, 2020. - 122 с.
42. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 121 с.
43. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. - 155 с.
44. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - 3 е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014.
45. Ушакова, О. С. Научные основы воспитания дошкольника: традиции и перспективы / О. С. Ушакова // Воспитательная работа в образовательной организации: состояние, проблемы, перспективы развития : сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25–26 ноября 2020 года. – Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2020. – С. 35-40.
46. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
47. Хохрякова, Ю. М. Педагогика раннего возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. М. Хохрякова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 262 с.
48. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. - М.: Юрайт, 2019. - 367 с.
49. Чмелева, Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца ХIХ – начала ХХ века : учебное пособие для вузов / Е. В. Чмелева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 194 с.
50. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 575 с.