Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Исследование проблематики вопросов обучения школьников младшего школьного возраста являются одними из самых изученных в теории и апробированных на практике. Это же касается, казалось бы, такого привычного для многих поколений российских детей домашнего задания. Несмотря на очевидность и привычность этого процесса, вопросы, связанные с домашним заданием, являются дискуссионными в современной школьной педагогике.
Доказано, что уже с самого раннего возраста любое человеческое существо испытывает потребность в самостоятельности. Эмоциональный обмен сменяется потребностью совместных действий и далее в стремлении к сотрудничеству и укреплению взаимодействий. В этой связи именно категория самостоятельности являются первостепенными в процессе воспитания и социализации любой личности.
Во многом по этой причине вопросы домашнего задания в процесс обучения, воспитания и социализации школьников являются одними из самых изученных в психолого-педагогической науке, как в отечественной, так и зарубежной психологии. В ходе самостоятельной работы проигрывания возможных эпизодов взрослой действительности молодые люди совершают для себя открытия новых сторон окружающей их жизни.
Вопросам теоретического осмысления необходимости формирования самостоятельности в структуре личности и в процессе обучения посвящали свои работы И. Я. Лернер, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. Я. Савченко, Г.А. Цукерман, Н. Н. Авдеева, Г. М. Андреева, Л. Н. Галигузова, В. В. Давыдов, Н. В. Клюева, Л. П. Колчина, Н. Д. Левитов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Романин, С. Е. Рощин, Т. Г. Румянцева, И. А. Фурманов и многие другие.
Форматы самостоятельного обучения с применением игровых технологий в рамках изучения закономерностей формирования и развития умений, навыков, действий общения изучали в своих работах Л. Н. Галигузова, Ю. Б. Гиппенрейтер, C. В. Проняева, Е. О. Смирнова, Е. В. Субботский и т.д.
Практически все вышеназванные исследователи разделяют мнение: домашнее задание в младшей школе вырабатывает в юных гражданах такие категории, как самостоятельность, обучаемость и усидчивость.
Тем не менее, несмотря на существующее количество исследований и разнообразных упражнений, проблематика вопросов эффективности способов и методов домашнего задания и разработки наиболее целесообразных заданий остается недостаточно изученной и дискуссионной.
Среди основных причин этого - многообразие подходов к развитию обучающих способностей школьников, отсутствие систематизации предложенных способов разработки новых образовательных технологий для младших школьников с точки зрения их эффективности и популярности среди школьников, а также релевантных результатов апробации применения таких способов.
Исходя из всего перечисленного, определим цели и задачи нашего исследования.
Цель исследования: Изучить роль домашнего задания в организации самостоятельной работы младших школьников.
Объект исследования: Самостоятельная работа как способ деятельности младших школьников.
Предмет исследования: Домашнее задание как способ организации самостоятельной работы младших школьников.
Задачи исследования:
Проанализировать существующую литературу по проблематике исследования.
Охарактеризовать домашнее задание как способ организации самостоятельной работы младших школьников
Проанализировать педагогические условия организации самостоятельной работы младших школьников при выполнении домашних заданий
Провести практическое исследование по подтверждению или опровержению гипотезы работы.
Методы исследования:
- теоретические: научное описание, анализ литературы, синтез, обобщение, классификация и сравнение;
- эмпирические: анкетирование;
- статистические: качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Эмпирическая база исследования: анкетирование в школе (младшие школьники 4 класс, учителя).
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы из 42 источников.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию домашнего задания как способа организации самостоятельной работы младших школьников
1.1 Современное состояние проблемы организации самостоятельной работы младших школьников
Развитие у учащихся их собственной самостоятельности - одна важнейших задач образования в современном мире. Успешное обучение младших школьников возможно в условиях воспитания первейших навыков самостоятельности, являющейся важнейшим условием для процесса развития у детей познавательных способностей.
Процесс развития самостоятельности младших школьников во всех видах деятельности образовательного процесса на сегодняшний день считается актуальной проблемой современной педагогической теории и практики. Самостоятельность изучали следующие известные педагоги: И. Я. Лернер, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. Я. Савченко, Г.А. Цукерман. Процесс развития самостоятельности в учении рассматривался, как сопутствующий образовательному. Изначально считалось, что самого образовательного процесса достаточно для развития этого качества у младшего школьника.
Проявление себя и творчества обучающегося всегда отмечалось, но востребовались все эти качества в большинстве случаев эпизодами. На основании перечисленного проявилось несоответствие между стремлением, желанием и возможностью отдельно взятого школьника проявить самостоятельность не от случая к случаю, а целенаправленно.
Наше исследование актуально для обсуждения этой проблемы и аргументируется тем, что на методологическом уровне доказана потребность и возможность формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
В данном исследовании очень важны те, настоящие концепции образования, в которых наглядно показано, что в большей степени целесообразной стратегической идеей построения процесса развития самостоятельности детей младшего школьного возраста интерпретируется идея развития данного качества в рамках образовательной деятельности. Отправной точкой исследования, определяется положение о том, что самостоятельность необходимо рассматривать, как качественный элемент субъекта учебной деятельности.
Проблема учащихся развития навыков самостоятельной работы является актуальной для всех учителей. Успешное овладение современным содержанием школьного образования необходимо для эффективного процесса обучения в направлении учебно-познавательной самостоятельной деятельности. Следовательно, перед современной школой стоит задача развития познавательных сил, творческих способностей учащихся, формирование у них самостоятельности, как свойства личности, характеризующегося стремлением и умениями без посторонней помощи овладевать знаниями, а также способами их применения.
Такое качество личности, как самостоятельность, вырабатывается не сразу. Как раз выполнение школьниками самостоятельных работ есть такой шаг на пути к формированию самостоятельности у школьников младшего возраста. Под самостоятельной работой понимают комплекс способов организации когнитивной деятельности, которая осуществляется по заданной совокупности упражнений в определенное время без непосредственного руководства учителя или педагога.
К. Д. Ушинский, например, считал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся [39, с. 13].
В чем же заключается сущность самостоятельной учебной работы? Раскрывая этот вопрос, Б. П. Есипов писал, что самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, – это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий [11, с. 34].
Активизация учащихся на уроке, соответствующая организация самостоятельной учебной работы – одни из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности учебного процесса, в ходе которого ученик приобретает знания и личную самостоятельность.
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, и закрепление. Происходит формирование и развитие у школьников умений, навыков, обобщение и систематизация знаний.
Для формирования у школьников самостоятельности необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая – научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством формирования у учащихся активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Младший школьный возраст - самый благоприятный период для развития у детей основ самостоятельности, так как именно в этом возрасте можно в полной мере заложить существующие звенья учебной и познавательной деятельности. В этом возрасте самостоятельность ребенка характеризуется его возможностью самостоятельно мыслить, а также способностью ориентироваться в совершенно новой для него ситуации, когда он сам ставит перед собой задачу, решает возникшие вопросы и находит правильный подход к решению задач [8, с. 77].
Правильная организация самостоятельной работы младших школьников является одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности современного урока. Она занимает на нем исключительное место, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Творческая самостоятельная работа – венец системы самостоятельной деятельности школьников. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности [3, с. 5].
Следствием правильно организованной учебной деятельности на уроке является самостоятельная работа ученика, что мотивирует его на самостоятельное расширение, углубление и продолжение учебы в свободное время. Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания [4, с. 78].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008. 376 с.
2. Андриенко, Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. 2-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 638 с.
3. Безбородова М.А. Психомоторные способности младших школьников: монография / Безбородова М.А. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. — 180 c. — ISBN 978-5-4263-0871-8. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/97811.html (дата обращения: 24.03.2022).
4. Буздалова Н.В. Целостная система форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке (тринитарный подход): монография / Буздалова Н.В., Железнякова О.М.. — Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2020. — 160 c. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/108543.html (дата обращения: 24.03.2022).
5. Вильшанская А.Д. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка / Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М.. — Москва : Генезис, 2016. — 256 c. — ISBN 978-5-98563-410-5. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/90124.html (дата обращения: 24.03.2022).
6. Выготский, Л. С. Учения об эмоциях / Л. С. Выготский. М.: Книга по Требованию, 2012. 160 с.
7. Горностаева, З. Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности / З. Я. Горностаева // Открытая школа. 1998. №2. 21 с.
8. Градова, А. Управление познавательной деятельностью учащихся / А. Градова // Учитель. 2008. № 6. с.76-80.
9. Долгая, О. И., Тагунова И. А. Домашняя работа в школе: опыт разных стран // журнал «Школьные технологии», 2020. 127 с.
10. Древелов, X. Домашнее задание: книга для учителя / Пер. с нем. Н. С. Кабановой. М., 2009. 77 с.
11. Есипов, Б. П., Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.
12. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вуза / И. А. Зимняя. М.: НПО МОДЭК, 2010. 448 с.
13. Зотова М.О. Развитие когнитивной и эмоциональной сфер младших школьников в различных образовательных моделях: монография / Зотова М.О. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2019. — 162 c. — ISBN 978-5-98935-213-5. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/101489.html (дата обращения: 24.03.2022).
14. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. Е. П. Ильин. СПб.: Питер: 2001. 752 с.
15. Кабардина С.И. Личностно ориентированные основы развития познавательных способностей учащихся в современной школе: монография / Кабардина С.И., Кабардин О.Ф., Любимова Г. В. — Саратов: Вузовское образование, 2012. — 347 c. — Текст: электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/11025.html (дата обращения: 24.03.2022).
16. Князева Т.Н. Изучение и коррекция психологической готовности ребенка с проблемным развитием к обучению в основной школе: монография / Князева Т.Н. — Саратов: Вузовское образование, 2019. — 161 c. — ISBN 978-5-4487-0382-9. — Текст: электронный // IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/79626.html (дата обращения: 24.03.2022)
17. Когнитивная психология в контексте проблем современного образования : коллективная монография / Р.Н. Абрамишвили [и др.].. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 187 c. — ISBN 978-5-4263-0523-6. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/75804.html (дата обращения: 24.03.2022).
18. Кон, И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
19. Кон, И. С. Какими они себя видят? / Кон И. С. // Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А. М.: Педагогика, 1988. 45 - 56 с.
20. Латынов В.В. Психология коммуникативного воздействия / Латынов В.В.. — Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2019. — 368 c. — ISBN 978-5-9270-0255-9. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88403.html (дата обращения: 24.03.2022).
21. Марасанов Г.И. Психология инновационной активности руководителя / Марасанов Г.И.. — Москва : Когито-Центр, 2018. — 236 c. — ISBN 978-5-89353-529-7. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88102.html (дата обращения: 24.03.2022).
22. Мониторинг эффективности школы. Актуальные вопросы кадровой политики в школе / Т.Л. Клячко [и др.].. — Москва : Дело, 2020. — 22 c. — ISBN 978-5-85006-285-9. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/119146.html (дата обращения: 24.03.2022).
23. Мухина, В. С. Детская психология / под. ред. Л. А. Венгера. М., 1985.
24. Обучение детей в Японии [Электронный доступ: https://chudo-udo.info/detskienovosti/2166-interesnye-fakty-proobuchenie-detej-v-yaponii; дата обращения: 21.03.2022]
25. Окулов С.М. Информатика: развитие интеллекта школьников / Окулов С.М.. — Москва : Лаборатория знаний, 2020. — 213 c. — ISBN 978-5-00101-898-8. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/98556.html (дата обращения: 24.03.2022).
26. Педагогика и психология: перспективы развития : монография / Т.Н. Духина [и др.].. — Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2018. — 176 c. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/92997.html (дата обращения: 24.03.2022).
27. Подготовка будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников: монография / И.А. Руднева [и др.].. — Саратов: Вузовское образование, 2022. — 140 c. — ISBN 978-5-4487-0801-5. — Текст: электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/115774.html (дата обращения: 24.03.2022)
28. Покладова В.А. Методика развития читательской самостоятельности младших школьников через технологии литературного образования: монография / Покладова В.А.. — Владикавказ : Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2018. — 166 c. — ISBN 978-5-98935-203-6. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/101476.html (дата обращения: 24.03.2022).
29. Посохина, Е. В., Немыкина Н. В., Прокопенко Е. В., Организация домашней учебной работы в образовательной школе, Белгород: изд-во ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2016. 59 с.
30. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Е.Г. Амелина [и др.].. — Москва : Генезис, 2020. — 336 c. — ISBN 978-5-98563-364-1. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/89325.html (дата обращения: 24.03.2022).
31. Психология субъекта образовательной и профессиональной среды: коллективная монография / М.В. Лукьянова [и др.].. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. — 249 c. — ISBN 978-5-9296-0961-9. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/92592.html (дата обращения: 24.03.2022).
32. Юревич А.В. Психология и методология / Юревич А.В.. — Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2019. — 312 c. — ISBN 5-9270-0077-0. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88373.html (дата обращения: 24.03.2022).
33. Саломатина Л.С. Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) на уроках русского языка в начальной школе / Саломатина Л.С.. — Москва : Прометей, 2016. — 300 c. — ISBN 978-5-9907452-2-3. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/58160.html (дата обращения: 24.03.2022).
34. Социальная психология знания / А.Л. Журавлев [и др.].. — Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2016. — 446 c. — ISBN 978-5-9270-0335-8. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88115.html (дата обращения: 24.03.2022).
35. Теоретические основы воспитания и социализации в современной школе : монография / А.Н. Вырщиков [и др.].. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2018. — 168 c. — ISBN 978-5-9935-0385-1. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/84394.html (дата обращения: 24.03.2022).
36. Уртенова, А. У., Домашнее задание как средство формирования учебной самостоятельности учащихся младших классов, электронный журнал «Science Time», Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева, 2016. 513 с.
37. Усманова, С. Ф., Холина Н. Н., О роли домашнего задания в учебном процессе, журнал «Интерактивная наука», 2020. 18-19 с.
38. Финская школа. [Электронный доступ: https://takprosto.cc/finskaya-shkola/; дата обращения: 21.03.2022]
39. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика : монография / Шарипов Ф.В.. — Москва : Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — ISBN 978-5-98699-159-7. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/70716.html (дата обращения: 24.03.2022).
40. Школьникам каких стран задают домашние задания [Электронный доступ: https:// rg.ru/2016/10/10/shkolnikam-kakih-stranzadaiut-bolshe-vsego-domashnih-zadanij. html; дата обращения: 21.03.2022]
41. Australian children among the world's 'most stressed' about homework [Elektronnyj dostup: http://www.essentialkids.com.au/education/school/primary-school/australianchildren-among-the-worlds-most-stressedabout-homework-20180314-h0xhfr#ixzz6EULfAymo; data obrashcheniya: 21.03.2022]
42. ÚMLUVA O PRÁVECH DÍTĚTE. Úmluva o právech dítěte a související dokumenty. Praha: Ministerstvo práce a sociálních věcí ČR, 2016, s. 2–18. ISBN ISBN 978-80-7421-120-1.