Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С введением новых стандартов значение творческого развития школьника возрастает, поскольку ФГОС направлен не только на обучение и воспитание школьника, но и на развитие его творческих способностей. Особенно важен данный аспект на уроках искусства, в частности, на уроках ИЗО. Именно этот факт актуализирует проблему применения проектной деятельности на уроках по данной учебной дисциплине.
Несомненно, введение в урок метода проектов и проектной деятельности является одним из ключевых моментов образовательного процесса. Ведь для того чтобы повысить интерес к обучению у школьников, а также воспитать творческий подход к обучению, важно применять различные методы, формы обучения. Важную роль занимает в системе обучения метод проектов, позволяющий ученикам овладеть технологией практической деятельности от замысла до реализации готового изделия, продукта. В настоящее время школьное образование нацелено, прежде всего на личностно-ориентированный подход, но традиционные методы не позволяют в полной мере раскрыть творческие способности и применить полученные знания на практике, что противоречит новым требованиям современного образования.
На основе вышеизложенного можно выделить следующие противоречия
между:
- необходимостью развития у школьников познавательной активности, творческих способностей в учебно- образовательном процессе;
- необходимостью применения эффективных методов для успешной реализации полученных знаний на практике.
Исходя из актуальности данного исследования, а также выделенных противоречий была сформулирована тема исследования: «проектная деятельность на уроках изобразительного искусства с использованием различных художественных технологий».
Цель исследования – эффективное использование средств проектной деятельности с использованием различных художественных технологий на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования – проектная деятельность в современной школе.
Предмет исследования– возможности применения проектной деятельности с использованием различных художественных технологий на уроках изобразительного искусства в 3 классе.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать понятия «проект», «метод проектов» в психолого-педагогической литературе; рассмотреть исторический аспект проблемы.
2. Выявить сущность, классификацию, преимущества метода проектной деятельности.
3. Рассмотреть теоретические вопросы применения учебных проектов школьниками в урочной деятельности.
4. Организовать работу по применению проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с использованием различных художественных технологий в 3 классе.
5. Разработать методические рекомендации по применению и использованию метода проектов в процессе практических занятий ИЗО.
Методологической основой исследования являются: идеи К.Д. Ушинского о необходимости активного воздействия на органы чувств обучаемых как условия эффективного усвоения знаний; концепция развивающего обучения (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, М.И. Махмутов и др.); положения концепции художественно-эстетического образования и воспитания (Ю.Б. Алиев, Б.А. Асафьев, JI.A. Волович, Д.Б. Кабалевский, Б.М, Неменский, Г.А. Петрова, Н.А. Терентьева и др.), труды E.B. Бондаревской, E.H. Ильина, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, В.И. Разумного, И.Б. Котовой, Т.П. Мальковой и др. о формировании художественно-творческой активности младших школьников. Изобразительное искусство рассматривается авторитетными учёными, педагогами, психологами как важный аспект формирования художественно-творческого активности личности (Т.С. Бакушинский, М.М. Байрамбеков, A.C. Выготский, Е.А. Игнатьев, Т.С. Комарова, B.C. Кузьмин, И.М. Раджабов, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Т.Я. Шпикалова и др.), работы о формировании художественно-творческих способностей школьников в процессе изучения ими произведений изобразительного искусства (Б.Г. Ананьев, С.А. Аничкин, Д.К. Бусурашвили, Н.П. Волков, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, Л.Г. Коваль, Б.Т. Лихачёв, Б.Ф. Ломов, A.A. Любинская, Б.М. Теплов и др.)
Теоретической основой исследования послужили концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), гуманно-личностного подхода в образовании (Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский), художественного образования (Б.М. Неменский, Н.М. Конышева, В.И. Романина, Т.Я. Шникалова); психология восприятия и усвоения знаний, формирование умений и способностей (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Т.С.Комарова, B.C. Кузин, Н.Ф. Талызина), труды выдающихся учёных современности исследовавших метод проекта: И.К. Баталина, Н.М., Е.А. Ермолинская, Н.В. Иванова, Н.М. Конышева, Г.Н. Марунина, Б.М. Неменский, Е.С. Полат, Н.М. Соколькникова, И.Д. Чечель, С. Шишова, Т.Я. Шпикалова.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что
- выявлены педагогические возможности средств проектной деятельности на уроках изобразительного искусства;
- разработанный инструментарий может быть использован для дальнейшего изучения применения проектной деятельности в начальной школе.
Практическая значимость: разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов, а также студентами при прохождении педагогической практики.
Применялись следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования в области философии, психологии, дидактики, частных методик художественного образования и эстетического воспитания;
- метод педагогического моделирования, изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта;
- педагогическое наблюдение;
- анализ продуктов художественно-творческой деятельности младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятия «проект», «метод проектов» в психолого-педагогической литературе: исторический аспект проблемы
Метод проектов относительно не новый в педагогике, но все же его на сегодняшний день относят к технологиям 21 века, как умение адаптироваться в стремительно изменяющемся обществе. Термин «проект» означает (если перевести с латинского языка в буквальном смысле) - «брошенный вперед». Следуя идее свободного воспитания в США в начале 19 века, метод проектов получил гуманистическое направление. Ученый из Америки Джон Дьюи решил строить обучение через деятельность самого ученика, учитывая его личный интерес и индивидуальные особенности. Для того чтобы ученик получил, усвоил знания нужные ему, необходима проблема, интересующая его, взятая из жизни, повседневная и значимая для учащегося. Решая ее, ребенку предстоит применить все знания, умения и навыки, в том числе и новые, которые он получит входе решения этой проблемы. Таким образом, за основу обучения взята деятельность обучающихся. В учебном процессе сделан акцент на решение реальных проблем. Изучение и усвоение знаний надо осуществлять не на пассивной, на активной основе. Понятие "проект" с 1911 года был узаконен Бюро воспитания США и стал все больше употребляться в педагогике США.
Так же в основе системы проектного обучения лежат идеи Лая, Торндайка. Основная мысль состоит в следующем: деятельность, выбранная ребенком, выполняется с большим увлечением, истинное обучение никогда не бывает односторонним. Главный тезис основателей метода проектов – «Все из жизни, все для жизни" [23, с.56]. Поэтому проектный метод предполагал первоначально использование жизненного опыта, в рамках которого и происходит исследование. Познавательная деятельность учеников является характерным признаком методики обучения.
В западной педагогике метод проектов сумел распространиться широко и получил развитие в связи равноправного включения как полученных знаний, так и их применения на практике для решения конкретных задач в деятельности учащихся. Современная основа понимания метода проектов, заключается в том, как учащиеся примут, полученные знания, и где они смогут их применить на практике не только в школе, но и в жизни. Главное метода проектов заключается в развитие познавательных компетенций учащихся, и возможности использовать свои знания на практике. Таким образом, за рубежом метод проектов, имел дальнейшее развитие, так как он вобрал все современные элементы обучения, хорошо зарекомендованные в жизни на практике.
В советской России метод проектного обучения разрабатывался под руководством С.Т. Шацкого. Педагоги работали по вопросам внедрения проектных методов в школы на практическом уровне обучения уже начиная с 1905 г. Учитель руководит проектной работой, направляя учеников, лишь давая направление и уточняет источники информации. Но в 1931 г оду метод проектного обучения был осужден у нас в стране и забыт до настоящего времени. Отличие советского воплощения метода проектов от американского было в том, что мало внимания уделялось учебной стороне, что привело к уменьшению содержательной линии: метод проектов не в полной мере давал возможности ученикам овладеть знаний в сфере конкретных учебных предметов, вследствие чего убрали из школы. Сегодня проектному методу мы возвращаемся на новом этапе.
Основная положительная черта метода проектов состояла в том, что он давал учащимся найти и выбрать занятие по душе и интересам, деятельность, соответствующая их возрасту, дающая им функциональную грамотность, способствующая мотивацией к последующим делам и раскрытию их потенциала в целом. Основной принцип метода проектов утверждает, что главным элементом обучения должны служить детские интересы. Основоположники предлагали строить учебный процесс на деятельностной основе, через активность самого учащегося, его деятельности, соотнося с его заинтересованность именно в этой области знания. Основная задача педагога направить учащегося, где искать информацию, дать вектор в нужном направлении. Но в итоге учащиеся должны самостоятельно решать задачу, использовав все необходимые компетенции, и получить, в итоге, свой собственный опыт, результат. Решение проблемы имеет основание проектной деятельности.
В настоящее время метод проектов встроен в структуру современной системы образования. И сущность идеи остается - вызывать интерес школьника к учебному процессу, использовав разные способы организации деятельности детей, через постановку цели, задач, проблемных вопросов, достигнув их, учащиеся получат возможность открыть новые знания, умения, навыки, компетенции и в итоге, функциональную грамотность. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить" – вот основное направление, современная трактовка проектного метода, и большинство образовательных систем стремятся сохранить баланс между теорией и практикой, в получаемых знаниях и практических умениях.
1.2. Метод проектной деятельности: сущность, классификация, преимущества
Какой метод обучения выбрать – это одна из многих главных и основных проблем, задач педагога. Метод обучения - это, центр всего обучения, осуществляющий связь между поставленными целями и конечным результатом.
Современный процесс образования не может без внедрения новых, эффективных технологий, служащих содействовать развитию творческих, познавательных способностей младшего школьника, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям отвечает проектная деятельность в обучении, следуя из потребностей сегодняшнего дня, увеличившиеся требований к универсальности знаний учащихся.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиев, Ю.Б. Сосновы эстетического воспитания: пособие для учителя. [Текст] / Ю.Б. Алиев [и др.], под ред.Н.А.Кушаева. – М.:Просвещение, 2006.-240 с.
2. Алиев, Ю.Б. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике[Текст] / Ю.Б. Алиев, – Новгород, 2014. - 26 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе[Текст] / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии. – М.: Наука. – 2011. - No 5. – С. 36-41.
4. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]/ В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - С.235.
5. Аронов, В.Р. Теория проектирования Томаса Мальдонадо [Текст] В.Р. Аронов- М., 2011- с.54
6. Асадуллин, Р.М. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества [Текст] / Р.М. Асадуллин, Э.Ш. Хамитов, В.С. Хазиев. – Уфа: Китап, 2001. – 263 с.
7. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихол. Анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 367 с.
8. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. [Текст] / Ю.К. Бабанский Ростов-на- Дону, 2010. – 24 с.
9. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [Текст] / В.С. Безрукова // Энциклопедический словарь педагога – Екатеринбург, 2000.
10.Бодрова, Е.В. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании [Текст]/ Е.В. Бодрова, О.Л. Князева, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1989. - No 1. - С.174 - 176.
11.Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей[Текст] / Д.Б. Богоявленская – М. – 2002. – С.156-207.
12.Венгер, Л.А. Педагогика способностей [Текст]/ Л.А. Венгер. - М.: Знание, 1973. - 117 с.
13.Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству[Текст]/ И.П. Волков – М.: Просвещение. – 1982 – С. 72.
14.Веселова Л.Г. Прекрасное рядом: учебно-методический комплект [Текст] / Л.Г.Веселова, - Мурманск: ЦНТИ- 2006. - 67 с.
15.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 1997. - 97 с.
16.Горский, В. А. Примерные программы по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]/ В. А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение,2010. – 111с.
17.Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.– 176 с.
18.Гомырина, Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда [Текст] / Т.А. Гомырина. - М.: ВЧГК «Русский Центр». – 2013. – 312 с.
19.Господникова, М.К. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] / М.К. Господникова. – М.: Учитель, 2016. – 32 c.
20.Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения [Текст] / В.В. Гузеев // Директор школы. М. - 2011. – N06.
21.Гусинский, Э.Н. Этапы обретения компетентности [Текст]/ Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова// Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. - Москва, 2006 - М.: Институт психологии РАН, 2006 – с.33 – 199.
22.Денисова, С.А. Ключевые компетенции в образовании: современный подход. [Текст]/С.А.Денисова // Интернет-журнал "Эйдос".
23.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст]/В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
24.Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Ч. 1- 4 [Текст]/ В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1981.
25.Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства[Текст] / Г.Л. Ермаш. - М.: Просвещение, 1977. - 147 с.
26.Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] – М.: ИНФРА, 2000. – 52 с.
27.Закон Республики Башкортостан об образовании [Текст] //Ведомости Верх. Сов. и правительства РБ. – 1993. - No 4.- С.223-262.
28.Захаренкова, Р.И. Интеграция образовательного процесса[Текст] /Р.И. Захаренкова// Образование и общество. No4, 2003.- С 6.
29.Иванова, Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе [Текст]/ Н.В. Иванова – Начальная школа - 2008 - No8
30.Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы [Текст] / Н.М. Конышева - Начальная школа - 2006 - No1
31.Кирсанов, А.А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе[Текст]/ А.А. Кирсанов, Ж.А. Зайцева - Казань. – 1995. – С. 103.
32.Лернер, И.Я. Творчеству можно и должно учить[Текст] / И.Я. Лернер, И.К. Журавлев // Современная дидактика: теория и практика. – М.: Издательство РАО. – 1994. – С. 288.
33.Маслоу, А.Г. Новые рубежи человеческой природы: Пер. с англ. [Текст] / А.Г. Маслоу – М.: Смысл, 1999. – 425 с.
34.Матяш, Н.В. Хохлова, М.В. Творческие проекты в младшей школе. [Текст] / Под ред. Симоненко В.Д. – Брянск, 2011. – 144 с.
35.Моляко В. А. Творческая конструктология (пролегомены) [Текст] / -2007- с. 132
36.Мурзина, Н.П. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта [Текст] / Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс До и После. 2014. – No6. – с. 5 – 12
37.Новиков, Н.Н. Творческое развитие учащихся на уроках технологии [Текст] / Н.Н. Новиков // Молодой ученый. – 2015. – No7. – с. 838-840
38.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1993. - 928 с.
39.Психология и педагогика. Учебное пособие [Текст] / Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Совершенство, 1998. – 320 с.
40.Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования[Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петрова - М., 2004.- 340с.
41.Рожков, М.И. Опросник «Чувство новизны», [Текст] / М.И. Рожков // [Электронный ресурс].
42.Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т.1 [Текст]/гл.ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая рос. энциклопедия, 1993. Т.1. – 608 с.
43.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2011. - 256 с.
44.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений[Текст]/ И.С. Сергеев // М.:АРКТИ, 2009.
45.Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие [Текст]/ Сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.
46.Советский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. С.М. Ковалев. – М.: Сов.энциклопедия, 1979. – 1600 с.
47.Сокольникова, Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Монография[Текст] / Н.М. Сокольникова -М., 1997.-217с.
48.Уколова А.М. Методика преподавания обслуживающего труда [Текст]: Учебно- методическое пособие / А.М. Уколова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. – 158 с.
49.Умов Н. А. [Текст] / // БСЭ. – 3-е изд. – М, 1977. - Т. 27. - с. 21
50.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[Текст] / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. Феоктистова, В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации, проекты [Текст] / В.Ф. Феоктистова. - М.: Учитель, 2014. - 89 c.
51.Хохлова, М.В., Самородский, П.С., Синица, Н.В., Симоненко, В.Д. Технология. Программа начального и основного общего образования [Текст]. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с.
52.Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников [Текст] // Школа и производство. 1999. - No6. - с. 327-337
53.Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения[Текст] / А.В. Хуторской - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
54.Шамова, Т.И. Активизация учения школьников[Текст] / Т.И. Шамова - М.: Знание, 2009.- 96 с.
55.Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах - Москва: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 304 с., с. 136
56.Шпикалова, Т.Я. Технология. Художественный труд. 4 класс [Текст] Методическое пособие / Под редакцией Т. Я. Шпикаловой. - М: Просвещение, 2009. - 196 с - с. 74.