Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование процесса обучения школьников с задержкой психического развития (далее ЗПР) в целях обеспечения наиболее оптимальных условий для развития учащихся и их успешной реализации в учебной деятельности является важной проблемой коррекционной педагогики. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной монологической речью.
Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Формирование и развитие связной монологической речи выступает важнейшим условием усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Особую актуальность проблема формирования умений связной монологической речи приобретает в отношении младших школьников с ЗПР, так как именно эти дети испытывают значительные трудности в овладении связной монологической речью.
В современной педагогической науке достаточно полно освещены вопросы, касающиеся развития связной речи у обучающихся начальных классов (Д.И. Бойкова, Н.Ю. Боряковой, Р.И. Лалаевой, Е.С. Слепович, С.Г. Щевченко и др.). Несмотря на интерес к данной проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, существует необходимость конкретизации традиционных приемов и методов, а также поиск новых, более эффективных научно-обоснованных путей формирования и развития связной монологической речи непосредственно для младших школьников ЗПР в целях более успешной коррекции их речевых недостатков, развития и совершенствования психических функций.
Цель: Изучить особенности развития связной монологической речи у младших школьников с ЗПР.
Задачи:
1.Рассмотреть развитие связной монологической речи в условиях онтогенеза;
2.Изучить клинико-психолого-педагогическую характеристику младших школьников с ЗПР;
3.Проанализировать вопросы обучения навыкам связной монологической речи младших школьников с ЗПР в логопедической практике;
4. Экспериментально изучить навыки монологической речи у младших школьников с ЗПР.
Объект: Связная монологическая речь.
Предмет: Связная монологическая речь у младших школьников с ЗПР.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
1.1. Развитие связной монологической речи в условиях онтогенеза.
Онтогенез речи в логопедии звучит как – развитие речи человека, охватывая весь период становления, начиная первым речевым актом до состояния полного овладения, вследствие чего родной язык может полноценно считаться инструментом общения и мышления [13].
Связная речь – развернутое, грамматически оформленное, смысловое, законченное высказывание, которое обеспечивает взаимопонимание в процессе общения. По мнению С. Л. Рубинштейна, связность речи – это оформленные мысли того, кто говорит или пишет, с помощью речи, при этом связность должна быть понятна слушающему или читающему [6].
В связной речи отражены основные стороны предметного содержания. Существует несколько причин, по которым речь может быть несвязной: - связи не осознаются самим говорящим и не развернуты в его мыслях, - связи не выявляются должным образом в речи говорящего. Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности при освоении способности создать замысел связного высказывания без опоры на исходный текст. Таким детям всегда нужна опора, но и это не гарантирует построение связного высказывания, так как нарушены все компоненты речи (лексико-грамматическое оформление, фонетико-фонематическая сторона и сама связная речь) [5].
Независимо от формы речи (монолог или диалог), важным условием ее коммуникативности считают связность. При овладении данной стороной речи у детей должен быть развит навык составления связных высказываний. Высказывание – это речевая деятельность и, как следствие, ее результат. В основе высказывания лежит смысл. У дошкольников с общим недоразвитием речи при построении высказывания отмечается однотипное построение фраз, предложений, так как их словарного запаса недостаточно.
В различных источниках литературы обобщены и перечислены следующие признаки связности устного сообщения: смысловые связи между элементами рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность смыслового выражения мысли говорящего (Н. И. Кузина, Т. А. Ладыженская, Л. А. Долгова и др.). В настоящее время исследователи в области лингвистики, описывая связную развернутую речь, используют категорию «текст». Текст отличается от других типов речи следующими компонентами: общая тематика, смысловое и структурное единство, грамматическая связность [9].
Еще одним из важнейших критериев развернутого высказывания является последовательное изложение, нарушение которого приведет к неверному построению текста, в частности, это отразится на связности. Более распространенной формой последовательности изложения считается – логичность сложных соподчиненых отношений: временных, пространственных, причинно-следственных, качественных (Н. П. Ерастов, Т. А. Ладыженская и др.).
К основным нарушениям последовательного изложения принято относить: пропуски; перестановки членов предложения (главных и второстепенных); последовательность; смешение разных рядов последовательности [22].
Впервые научно-обоснованная теория порождения речи была представлена Л. С. Выготским. В основе этой теории заложены концепции о единстве и совокупности процессов мышления и речи, соответствие понятий «смысл» и «значение», теория о структуре и семантике внутренней речи. Исходя из вышеперечисленных компонентов, Л. С. Выготский описал алгоритм построения высказывания:
- переход от мысли к слову осуществляется от мотива до оформления самой мысли;
- применение мысли во внутреннем слове; - применение мысли в значении внешних слов;
- применение мысли в словах.
Данная теория, получила дальнейшее развитие в работах других отечественных ученых (А. А.Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Л. С. Цветкова, И. А. Зимняя, Т. А. Ахутина и др.). А. А. Леонтьевым была выдвинута теория о внутреннем программировании высказывания. Данная теория рассматривается в контексте процесса построения схемы, которая служит опорой для возникновения речевого высказывания. Внутреннее программирование высказывания делится на два типа: программирование конкретного высказывания и программирование речевого целого. А. А. Леонтьев описал схему порождения речи, которая включает в себя следующие этапы: мотивация, замысел (программы, плана), осуществление замысла, сопоставление реализации с самим замыслом.
В. К. Воробьева описала генетическое развитие связной речи и пришла к выводу, что связная речь формируется за счет ситуативного общения, а затем от диалога постепенно переходит к формам монологической речи (повествованию, описанию и рассуждению). Речевое высказывание ребенка развивается индивидуально (А. Р. Лурия). Это высказывание проходит ряд стадий до полного его формирования: появление отдельных слов, отдельных самостоятельных фраз, сложное развернутое высказывание. Таким образом, даже лепет на до языковой стадии развития речи служит формой коммуникации, основанной на интонационных компонентах и понятной лишь в определенной речевой ситуации.
При отсутствии речевой патологии связная речь формируется одновременно вместе с мыслительной деятельностью и с общением. Основы связной речи закладываются у ребенка на первом году жизни, в процессе непосредственного взаимодействия и эмоционального общения со взрослым. Активная речь начинает развиваться на основе примитивного понимания речи. Первые осмысленные слова начинают появляться к началу второго года жизни, позже они служат для обозначения предмета. В процессе развития ребенка начинают появляться первые предложения. При наступлении третьего года жизни, в быстром темпе развиваются следующие компоненты: понимание речи, активная речь.
У детей резко возрастает лексика, усложняется структура предложений. Дети начинают использовать диалогическую форму речи (ответы на вопросы), но умение связно излагать свои мысли находится на ранних этапах развития. Речь детей остается ситуативной, прослеживается экспрессивное изложение. При построении предложений дети допускают множественные ошибки при определении действий, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи [3].
В период среднего дошкольного возраста значительное влияние на развитие связной речи оказывает активизация импрессивного словаря, его объем увеличивается примерно до двух с половиной тысяч слов. Ребе
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазова, А.А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова А.А. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 765 с.
2. Бадалян, Н. Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников / Н. Р. Бадалян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 271-273. — URL: httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/203/49718/ (дата обращения: 20.03.2022).
3. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2017. — №3. — С.53-107.
4. Бурачевская, О. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов / О. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 82-85. — URL: httрs://mоluсh.ru/соnf/реd/аrсhivе/186/9462/ (дата обращения: 20.03.2022).
5. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие + дидактический материал (карточки). Гриф Российской Академии образования (количество томов: 2) / Воробьёва Валентина Константиновна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 231 с.
6. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис- пресс, 2015. — 224 с.
7. Лебедева, Т.В. К вопросу о закономерностях развития устной речи у детей в онтогенезе / Т.В. Лебедева // Логопед в детском саду. – 2016. – № 3(76). – С. 12 – 20
8. Мосолова, В. А. Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр / В. А. Мосолова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 509-512. — URL: httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/287/64997/ (дата обращения: 20.03.2022).
9. Мучкаева, И. В. Серии сюжетных картин как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III–IV уровня (из опыта работы) / И. В. Мучкаева. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 49-51. — URL: httрs://mоluсh.ru/th/1/аrсhivе/115/3861/ (дата обращения: 20.03.2022).
10. Нырова, А. А. Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования / А. А. Нырова, Н. П. Карпова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 648-651. — URL: httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/310/70007/ (дата обращения: 20.03.2022).
11. Поливара, З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / З.В. Поливара. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 140 с.
12. Сагалова, О.П. Особенности работы воспитателя логопедической группы [Электронный ресурс] / О.П. Сагалова // Электронный научно-практический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования», – 2012. – Вып. 17
13. Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник [Текст] / И.А. Смирнова. – М.: Каро, 2014. – 232 с.
14. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 с.
15. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.