Фрагмент для ознакомления
2
В обществе сегодня востребована личность, которая в состоянии осознать свою индивидуальность и неповторимость. Это прежде всего личность, которая обладает потенциалом самореализации. Для воспитания и развития такой личности необходимы условия, способствующие её самореализации. Успешная самореализация личности в период обучения и после окончания учёбы является важнейшей задачей современной образовательной среды. Но в практике образовательных организаций создание таких условий для самореализации личности обучающегося превращается чаще всего в увеличение объема учебного материала и учебной нагрузки. Это ведет к утрате познавательной активности и к уменьшению самостоятельности, отказу от творчества в образовательной деятельности у большого числа учащихся. В первую очередь это мешает личностной самореализации субъектов.
В решении проблемы самореализации школьников значительную роль может сыграть как урочная, так и внеурочная деятельность, соответственно как общее образование. Так и дополнительное. Воспитанники, в силу особенностей детского и подросткового возраста имеют достаточно большую потребность в самореализации. Но далеко не всегда они находят для себя области и способы применения своих способностей. Не смотря на подробное описание в психолого-педагогической литературе процессы самореализации субъекта, на практике не всегда понятно, каким именно образом образовательная среда общего и дополнительного образования могла быть организована таким образом, чтобы самореализация личности обучающегося была бы обеспечена. Этим определяется актуальность данной работы.
Объект исследования – процесс самореализации воспитанников.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия образовательной среды, в которой возможна самореализация воспитанников.
Цель работы: выявить и обосновать оптимальные организационно-педагогические условия для самореализации воспитанников в условиях современной образовательной среды.
Гипотезой исследования может послужить предположение о том, что существуют различия в степени самореализации воспитанников, которые могут зависеть от различий в образовательной среде обучающихся.
Исходя из цели и гипотезы исследования в ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
1. Определить содержание понятия самореализация личности.
2. Описать сущность процесса самореализации личности на различных возрастных этапах.
3. Выявить особенности самореализации личности в условиях развивающей образовательной среды.
4. Провести анализ полученных результатов особенностей самореализации личности и описать условия среды.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, анализ документации, анкетирование и систематизация данных.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав и четырёх параграфов, заключения, списка литературы.
Глава 1: Теоретические основы проблемы самореализации личности
1.1.Содержание понятия «самореализация личности»
Проблема изучения понятия «самореализации» не является в педагогике и в психологии новой. Эта категория достаточно подробно рассматривается в философских, педагогических, психологических и социологических трудах. Из зарубежных исследователей наибольший вклад в изучение самореализации внес Абрахам Маслоу. Им была разработана концепция самоактуализации и самореализации личности. Согласно его учению, самореализация – это наивысшая потребность человека. Это желание субъекта максимально себя реализовать. Проявить в себе всё то, что заложено изначально как потенциал. В психологии самореализацию представляют как цель личности, как процесс и результат её жизнедеятельности (Н.И. Полубабкина). Процесс реализации себя, то есть, осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности. Это поиск и нахождение своего пути в мире. Нахождение своих ценностей и смысла существования (Дерманова И. Б., Коростылева Л.А.).
Особенностям самореализации детей в подростковом возрасте посвящены труды И.Д. Егорычева и Д.Б. Эльконина. Теоретически эту проблему разрабатывали Л.А. Коростылёва, Л.Г. Брылева, Е.Е. Вахромова, М.В. Грищук и др. Интересны исследования A.Г. Асмолова и B.И. Панова, которые считали, что что одним из важнейших условий самореализации, является образовательная среда и в первую очередь, среда образовательных организаций. В данном вопросе можно говорить о воздействии как школьной образовательной среды, так и образовательной среды учреждений дополнительного образования. Воздействие образовательной среды как среды комфортности на личность изучали авторы П.П. Блонский, В.А. Горский, A.Г. АсмоловВ.А. Караковский и др. Здесь следует отметить, что современная психология глубоко рассматривает вопросы, связанные с самореализацией личности [4].
В психологии часто говорят о внутренней внутренней активности личности. Это очевидный ресурс для того, чтобы в ходе общего развития личность обеспечивала свою самореализацию. Без активной самореализации невозможно развитие отдельной личности. Но можно отметить, что в науке до сих пор не определены единые подходы к данной проблематике. Чтобы обосновать природу такого феномена, как самореализация, нужны разносторонние подходы. По мнению российских педагогов и психологов, в самореализации доминирующая роль принадлежит ее сущностным силам, которые содействуют интериоризации – экстериоризации, но как уже было отмечено, здесь существует большое разнообразие подходов. Чего нельзя сказать о практической стороне решения проблемы [16]. Интерпретация понятия самореализации зачастую связана с реализацией своего личного потенциала. Сложно сказать однозначно, представляет ли эта категория собой свойство, потребность, процесс, явление или нечто другое. Явление самореализации принято рассматривать в нескольких формах. Можно отметить, что самореализация может быть представлена как:
1. Цель, которая как правило, связана с личностной самоактуализацией.
2. Состояние – касается вопроса удовлетворённости самореализацией.
3. Результат. Определенный уровень развития личности, в основе чего лежит критерий «успех-неуспех».
4.Итог. Осмысление временных периодов жизни или оценка прожитой жизни.
На педагогическом уровне чаще всего говорят о функциях самореализации и условиях, которые могли бы содействовать более полной самореализации личности. Процесс самореализации может осуществляться в нескольких аспектах. Как процесс деятельности или в качестве субъективного результата этой деятельности. Самореализация может быть внутренней потребностью субъекта. Учёными отмечено, что данная проблема лучше всего разработана в философском аспекте [8].
Ученые-психологи, исследуя самореализацию, чаще всего вооружаются именно философскими подходами. Феномен самореализации является чрезвычайно непростым и многогранным. Непосредственное и объективное наблюдение самореализации не представляется возможным, в связи с чем, мы можем лишь наблюдать результаты и эффекты, которые происходят в психике субъектов. Для успешной интеграции в социальную жизнь, субъект должен постоянно делать те или иные выборы. Это могут быть самые различные выборы. Как проводить досуг, как поддерживать здоровый образ жизни, как выбирать род занятий и др. Самореализоваться субъекту можно в самых различных областях деятельности. Это может быть деятельность учебная, социальная, профессиональная, творческая и др. [13].
Большинством учёных процесс самореализации личности рассматривается не как отдельно протекающий сам по себе процесс, а как некая составная часть процесса саморазвития субъекта в целом. Современные российские учёные чаще все эти процессы рассматривают как самостоятельные процессы и явления, протекающие специфично для каждого отдельно взятого субъекта. но единых толкований этому феномену как не было, так и нет. Исследователи не отделяют смысла самореализации субъекта и целей, которые он себе ставит. Цели изначально являются специфическим отражением тенденций, присущих общественному развитию, отражением его законов, что несомненно сказывается и на субъекте. Самореализация всегда соотносится с предназначением индивида, так считал Э. Фромм. Он полагал, что система социальной самореализации вмещает в себя ряд потребностей. Прежде всего, система ориентации, развитое самосознание, различного рода привязанности и др. [22].
Стремление сохранять традиции, поиск,собственного Я, идентичность – все это представляет собой фундаментальную и глубинную потребность субъекта. По мнению Э. Фромма, человеческое самопознание и преодоление ограниченности являются источниками свободы духа. Как только человек адаптируется к социальным условиям, он обеспечивает в себе развитие черт характера, побуждающих его желать поступать таким образом, каким он вынужден поступать [24]. По мнению авторов концепции деятельностного подхода С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева, с помощью деятельности происходит приобщение индивида к жизни путем присвоения навыков,
привычек, культуры, приемов, посредством которых они обращаются с орудиями труда. Здесь вероятно можно увидеть тенденции к реализации профессионального самоопределения субъекта. По мнению А.Н. Леонтьева, личность по-настоящему рождается, когда ребенок подросткового возраста проникается осознанием себя как части социума и принимает осознанное участие в совместной деятельности, отличающейся общественной значимостью. Он полагает, что под самореализацией следует
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Т. В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия [текст] / Т. В. Андреева // Психологические проблемы самореализации личности. - Вып. 2. - Санкт-Петербург: Изд-во СпбГУ, 2017. - С. 203 - 216.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [текст] / А. Г. Асмолов. - Москва: Смысл,
2014. - 414 c.
3. Байбородова, Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и
родителей [текст] / Л.В. Байбородова – Ярославль: Издательство ЯГПИ,
1992. - 215 с.
4. Бодалев, А.А. Психология личности [текст] / А. А. Бодалев. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2017. - 188 с.
5. Вахромов, Е.Е. О динамике концептуальных подходов к феномену
самоактуализации[текст] / Е.Е. Вахромов // Мир психологии. – 2005. – No 3. –
С. 40-51.
6. Гершунский, Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония
знания и веры [текст] / Б.С. Гершунский. – Москва: Московский психолого-
социальный институт. – 2016. – 120 с.
7. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе
образования ценностей и целей образования [текст] / Б.С. Гершунский //
Педагогика. – 2003. – No10. – С. 3-7.
8. Гордон, К. Становление личности: Избранные труды [текст] /К. Гордон, Г. Олпорт–Москва : Смысл, 2006. – 462 с.
9. Горский, В. А. Становление и социальное самоопределение личности
в системе дополнительного образования [текст] / В. А. Горский //
Дополнительное образование. – 2001. – No 9. – С. 3–7
10. Горячева, Е.И. Концепция самореализации как основа гуманистической педагогики [текст] / Е.И. Горячева// Гуманизация воспитания в современных условиях. – Москва. – 1995. – С.79–101.
11. Деркач, А.А. Самооценка как структурообразующая процесса
акмеологического развития [текст] / А.А. Деркач // Мир психологии. – 2015. –No 3. – С. 139 – 146.
12. Егорычева, И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке
проблемы) [текст] / И.Д. Горячева// Мир психологии. – 2015. – No 3. – С. 1133.
13. Зобов, Р.А. Самореализация человека: введение в
человекознание: учебное пособие [текст] / Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 280 с.
14. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: теория и
практика школьных воспитательных систем [текст] / В.А. Караковский . -
Москва : Пед. об-во России, 2000. – 256 с.
15. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности [текст] / В.Е. Клочко. –Томск: Изд-во Томского ун-та, 2015. – 174 с.
16. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в творческой сфере[текст] / Л.А. Коростылева.–Санкт-Петербург: Изд-во «Речь», 2014. – 222 с.
17. Кудинов С.И. Системная модель самореализации личности [электронный ресурс]/С.И. Кудинов// Вестник Российского университета дружбы народов. –Серия: Психология и педагогика. – 2018. – No 1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnaya-model-samorealizatsii-lichnosti (дата обращения: 22.03.2022).
18. Кулюткин, Ю.Н. Г.С.Личность: внутренний мир и
самореализация. Идеи, концепции, взгляды [текст] / Ю.Н. Кулюткин, Г.С.
Сухобская. – Санкт-Петербург: Тускарора, 2016. –175 с.
19. Ларисова, И.А. Творческая самореализация подростков как предмет
исследования [электронный ресурс] /И.А. Ларионова// Вестник МГОУ. Серия «Педагогика».–2012. – No 1 / URL: http://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/2351 (дата обращения: 22.03.2022).
20. Личность. Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции,взгляды [текст] / Авт.-сост. Ю.Н.Кулюткин, Г.С. Сухобская. –Санкт- Петербург: Тускарора, 2017. –174с.
21. Макарова, Л.Н. Технологии профессионально-творческого
саморазвития учащихся [текст] / Л.Н. Макарова. – Москва: Сфера, 2005. – 96 с.
22. Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е издание [текст] / А. Маслоу. – Санкт- Птербург:Питер, 2014.– 400 с.
23. Нагорнова, А.Ю. Творческая самореализация детей и подростков в
учреждениях дополнительного образования детей [электронный ресурс] /А.Ю. Нагорнова //Гуманитарные научные исследования. 2014. – No 3. URL:
http://human.snauka.ru/2014/03/6190 (дата обращения: 22.03.2022).
24. Плетнева, И.Ф. Феномен самоактуализации личности в
контексте гуманистической педагогической традиции [текст] / И. Ф.
Плетнева, А. Ю. Демин // Психология образования в поликультурном
пространстве. – 2013. – Вып. No (21). – Том 1. – С. 74–79.
25. Райс, Ф., Долджин, К. Психология подросткового и юношеского
возраста [текст] /Ф. Райс, К. Долджин. –Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 816 с.
26. Чурекова, Т.М. К вопросу о самореализации личности
школьника[текст] / Т.М.Чурекова // Мир психологии. –2005. – No 3. – С. 242-
253.
27. Шахова,И.П. Самоактуализация современных подростков и
юношей в определении взросления[текст] / И.П. Шахова // Мир психологии. –2017. – No1. – С. 43–46.
28. Шендрик, И.Г. Самореализация личности в контексте
проектирования образования [текст] /И.Г. Шендрик // Педагогика. – 2004. – No 4. – С. 36-42.
29. Эриксон, Э. Детство и общество [текст] / Э.Эриксон. – Санкт-Петербург: Питер, 2019– 415с.