Фрагмент для ознакомления
2
Здесь стоит отметить, что определенные усилия должны быть приложены к индивидуализации игрового процесса. Индивидуальный подход будет способствовать развитию игровой деятельности детей, если:
- учитывается не только возраст, но и индивидуальные особенности детей;
- организация действий игры воспитателем будет основываться на положительных качествах ребенка, чтобы проанализировать поведение детей, использование методов и технологий в зависимости от ситуации с игрой;
- воспитатель учтет интересы и деятельность детей;
- воспитатель создаст условия, в которых дети могли бы свободно проявлять инициативу, независимость, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
Исходя из этого, можно выделить и ряд первостепенных задач, для решения которых необходимо:
- определить состояние работы по использованию индивидуального подхода в организации и руководстве игровой деятельностью детей;
- выявить сущность индивидуального подхода к детям дошкольного возраста;
- увеличить эффективность педагогического воздействия в развитии игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием индивидуального подхода.
Следует отметить, что сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Индивидуальный подход дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей. Реализация индивидуального подхода требует изучения индивидуальных особенностей детей, которое может осуществляться путем систематических наблюдений, специальных тестов, эксперимента, бесед и анкетирования родителей;
Индивидуальный подход также предполагает руководство игровой и проектной деятельностью детей. Рассмотрим в качестве примера, методические рекомендации по управлению игрой и проектной деятельностью на примере темпераментов детей[17].
Дети с холерическим типом темперамента имеют сильную нервную систему, можно включать их в более сложную деятельность, для того, чтобы направить их активность в «мирное русло», на полезную деятельность. Важно контролировать выполнение заданий.
У детей с меланхолическим темпераментом развивается общительность, важно включать их в совместные игры, создавать ситуации для преодоления стеснительности и замкнутости, создаются условия стимулирующие появление положительных эмоций, важно учить сверстников корректно давать оценку их деятельности и не только деятельности меланхоликов.
С сангвиниками важно организовывать ситуации, в которых могут быть реализованы способности сангвиников в управленческой игрой деятельностью. Важно использовать их активность и инициативность, если она присутствует. Во взаимодействии с флегматиком, руководство игрой направлено на стимулировании их активности, необходимо давать детям задания, стимулирующие подвижность, позволяющие двигаться и в физическом смысле и на уровне интеллекта, социального взаимодействия и т.д.
Если ребёнок в детстве играет в игры по моральным, нравственным правилам, сюжет игры соответствует общественным моральным нормам, став взрослым ребёнок станет выполнять их и в реальной жизни. Это делает игру ребенка-дошкольника очень ценным, практически универсальным инструментом для педагога-практика, с помощью которого он может воздействовать на широкий спектр социальных качеств ребенка через предложенное ему содержание для игры. Однако, не стоит забывать о том, что игру следует рассматривать и как культурный вид деятельности человека, и ребенка в частности. Понятие культурной деятельности в данном контексте подразумевает следующее: ребенок приобретает навыки игры от ее носителей, например, более старших детей, и преобразовывает их в соответствии со своими субъективными потребностями.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз отметить, что при всем своеобразии различных форм организации деятельности дошкольников в образовательном процессе, игра и проектная деятельность занимают особое место. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей, эмоционально насыщены и доставляют детям радость.
4.Классификация современных форм организации обучения в ДОУ
1.Интеграция образовательных областей дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО
В настоящее время, в процессе развития системы дошкольного образования, получили изменение основные формы организации образовательной деятельности. Вместо занятий сегодня применяется новая форма – совместно организованная образовательная деятельность, и каждый участник образовательного процесса в дошкольном учреждении имеет перед собой задачу пересмотра наполненности этой работы и поиска новых путей развития дошкольников. У воспитателей возникает возможность выбора форм и методов обучения детей дошкольного возраста, при условии, что выбранная форма способствует развитию познавательных процессов, интеллектуальных операций и создает условия для творческого решения задач и проявление инициативы, обучает самостоятельности и ответственности, тренируют детей в умении произвольно управлять своим поведением и др.[11]. Система дошкольного образования в настоящее время призвана быть гибкой, использовать большое количество моделей и отвечать социальным запросам родителей. Кроме того, обозначенная система, призвана быть одним из факторов, повышающих качество дошкольного образования в целом.
При организации деятельности в дошкольном учреждении можно эффективно использовать интеграцию различных образовательных областей. Этот принцип предполагает базовое изменение образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также нетрадиционный подход к обучению детей в дальнейшем в начальной школе. Принцип интеграции в дошкольной педагогике был описан исследователями не впервые. Идея интегрированного обучения отражалась в исследованиях, которые были посвящены взаимодействию различных видов искусства, детской художественной деятельности (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина, О.С. Ушакова, Р.М. Чумичева, 3.А. Богатеева Н.А. Курочкина, Н.Б. Халезова и др.)[17, с.412].
Новые требования к организации образовательного процесса в ДОУ предполагают и формируют возможности содержательной технологической интеграции разных видов детской деятельности. Принцип интеграции содержания дошкольного образования является альтернативной концепцией построения образовательной среды на базе принципа предметного построения образовательной среды. Построение образовательных программ и основные задачи содержания дошкольного образования в каждой образовательной области должны решаться в ходе реализации других областей программы. Условное деление направлений развития детей на образовательные области, вызвано наличием особых задач, содержания, форм и методов дошкольного образования; потребностями массовой практики и др.[15, с.311].
Наполненность и содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание решая воспитательно-образовательные задачи. Эти интегрированные задания имеют свою специфику:
- конкретность, компактность, информативность учебного материала, за счет чего реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики занятия и задания – небольшие по объему, но емкие, для того чтобы при интегративном подходе, конкретный предмет или явление рассматривались с нескольких сторон в разных аспектах;
- второй особенностью является взаимообусловленность и связь интегрированных предметов; этот принцип интеграции предполагает отбор содержания образования, которое обеспечивает целостное восприятие ребенком окружающего мира и осознание связи между объектами, явлениями и предметами; на этих занятиях реализуется принцип взаимного включения материала из разных областей через разные виды деятельности.
Например, даже такое понятие как радость, может быть изучено с помощью музыки, литературы, живописи, выражаться в проектной деятельности. Здесь важно чтобы образовательные области взаимно сочетались и между ними был связующий компонент – образ.
- учитывая особенности мышления детей раннего дошкольного возраста, на занятиях необходимо использовать большое количество наглядного материала, разных атрибутов (выставки, картинки, предметы быта, поделки и др.) и использовать их следует так, чтобы дети могли иметь к ним свободный доступ (рассмотреть, потрогать их в силу особенностей восприятия и познавательных процессов раннего дошкольного возраста). Важным условием интегрированного занятия является еще и смена динамических поз и видов детской деятельности во время занятия. Предполагается, что во время занятия применяются разных видов детской деятельности, которые также можно интегрировать между собой. В частности, драматизация. Драматические элементы сказки могут сочетаться с конструированием из строительных материалов, изготовлением каких-то атрибутов к игре, прослушиванием музыки, чтением стихов, применением визуальных образов, рисованием и др.[24].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ //Российская газета. –2013, 25 ноября. – Федеральный выпуск №6241. – С.4.
3. Аскеров Ш.Р. Оценка знаний. Поиск рациональных вариантов // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 141-144.
4. Абитов И. Р. Личность профессионала в современном мире: Монография/ И. Р. Абитов, Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2013. – 943 с.
5. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4.Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
6. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология. // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 3. с. 6-12.
7. Бехтерев В.М.Проблемы развития и воспитания человека. - МПСИ, МОДЭК,-2010, - 416с.
8. Богославец Л.Г. Творческие конкурсы в работе ДОУ с родителями. / Л.Г. Богославец, О.И.Давыдова // Управление в ДОУ. – 2010. № 1. – С. 80-90
9. Виноградова Н.А., Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. / Е.П.Панкова. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 208 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л.С. Вы- готский. – М.: Эксмо, 2003. – 1061 с.
11. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – М.:Мозаика-Синтез. 2012
12. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. «Программа – педагог – родитель» / А.В.Дронь, О.Л.Данилюк. – СПБ: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
13. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е.Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология /И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2004 - 384 с.
15. Зайцева О.Ю.Игровые технологии обучения как ресурс формирования субъектной позиции в дошкольном возрасте/О.Ю,Зайцева// Традиции и инновации дошкольного образования: материалы Всероссийского заочного семинара. – Иркутск: МЦПТИ «Микс», 2014. – 570 с.
16. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога.- Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – 568с.
17. Ищенко А.В., Фильчагина Е.В. Реализация ФГОС дошкольного образования: проблемы и перспективы //Традиции и инновации дошкольного образования: материалы Всероссийского заочного семинара. – Иркутск: МЦПТИ «Микс», 2014. – 570 с.
18. Коннова О.В., Адахамова М.С. Современные подходы к организации образовательной деятельности дошкольников // Традиции и инновации дошкольного образования: материалы Всероссийского заочного семинара. – Иркутск: МЦПТИ «Микс», 2014. – 570 с
19. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольная педагогика. – 2004.- №11.- С. 27-30.
20. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет /О.А.Карабанова, Т.Н.Доронова. – М.: «Просвещение», 2010 – 50 с.
21. Колбина Е.В. Особенности мотивации детей старшего дошкольного возраста// Психология XXI века - сборник материалов V международной научно-практической конференции молодых ученых, ТОМ I . - Санкт-Петербург, Изд-во ЛГУ, 2009
22. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста/Н.А. Короткова – М., 2012. – 208 с.
23. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
24. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» /Под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М.А. – М.,2012. – 207с.
25. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
26. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации. // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 3. с. 19-32.
27. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. «Психология и педагогика».- Спб.: «Питер» 2005 г., 432 с.
28. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании /Е.О. Смирнова //Психологическая наука и образование. – 2013. –№3 //электронный доступ PsyJournals.ru›files/62459…Смирнова_psyedu_2013
29. Шадриков В. Д. Профессиональные способности: монография. - М.: Университетская книга, 2010. – 320 с.