Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Общение как специальный предмет исследования 5
1.2.Функции и виды общения в психологии 7
1.3. Психологические трудности межличностного общения 10
Выводы по Главе 1 18
ГЛАВА II. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ 19
2.1. Экспериментальная работа по изучению трудностей общения в коллективе 19
2.2. Социально-психологический тренинг и тимбилдинг как одни из наиболее эффективных методов преодоления трудностей в общении в контексте управления персоналом 23
Выводы по Главе 2 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Рыночные отношения диктуют новые требования к управленческой деятельности и к руководящему составу на всех уровнях управления, независимо от сферы их занятости. В настоящее время, чтобы занимать лидирующие позиции и быть конкурентоспособным, недостаточно только интеллектуального потенциала руководителя. Успех приходит к тем, кто обладает способами разумного использования человеческого ресурса, кто способен заниматься не только расстановкой кадров, но и создавать благоприятную атмосферу для работы сотрудников, управлять их отношениями и эмоциональным состоянием, кто способен создавать целую гамму эмоций удовлетворенности, радости, интереса, показателем которых является высокая эффективность деятельности организации. Благоприятный психологический климат создает условия для повышения производительности труда, снижения текучести кадров, то есть, дает ощутимый социально-экономический эффект.
В последнее время все чаще опытные руководители стремятся не просто сформировать коллектив, а построить команду, которая является чем-то большим, чем просто группа совместно работающих людей. В связи с этим становятся актуальными вопросы, касающиеся особенностей команды, которые отличают ее от обычного коллектива работников, а также вопросы разработки стратегии тимбилдинге.
Степень разработанности. Т. Литвиненко и И. Андреева в своей статье «Тимбилдинг в организации» утверждают, что в современных условиях тимбилдинг представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента [4, с. 1531]. Вопросы особенности работы в команде и важности сплочения коллектива исследовали такие ученые, как П. Ф. Друкер, Т. Ю. Литвиненко, П. В. Журавлева, А. В. Мороз. Также большое внимание уделяется исследование позитивных и негативных аспектов тимбилдинга, эти вопросы освещении в трудах М. Комар цо - ва, А. Саусь, К. Комафорда. Публикаций на тему развития персонала и повышения эффективности его работы достаточно много, однако именно вопросам реализации метода тимбилдинга отводится недостаточное внимание, именно поэтому этот вопрос является актуальным в современных условиях.
Цель исследования: выявление психологических трудностей в общении и обоснование методов их регулирования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общение как специальный предмет исследования;
2. Описать функции и виды общения в психологии;
3. Указать психологические трудности межличностного общения;
4. Организовать и провести экспериментальную работу по изучению трудностей общения в коллективе;
5. Описать социально-психологический тренинг и тимбилдинг как одни из наиболее эффективных методов преодоления трудностей в общении в контексте управления персоналом.
Объект исследования: психологические аспекты управления в рабочей среде.
Предмет обследования: Психологические трудности в общении и методы их регулирования.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Общение как специальный предмет исследования
Общение играет важную роль в жизни и деятельности каждого человека. Благодаря общению образуются общества людей, в которых налаживается взаимодействие и вырабатываются социальные нормы поведения.
В течение жизни каждый из нас постоянно контактирует, общается с разными людьми. Потребность человека в общении обусловлена не необходимостью взаимодействовать в процессе обучения, совместной деятельности, решении любых повседневных вопросов. Вся история человечества является историей взаимодействия людей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2014. – 324с.
2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 2014. – 472с.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник/ В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 206. – 320с.
4. Головина А.А. Психологическая технология развития эффективного эмпатического общения. Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2014. - 28 с.
5. Донцов А.И.- «Психология коллектива».-Айрис пресс, 2002 – 236с.
6. Казаринова Н.В. Межличностное общение. Хрестоматия. Питер, 2012 - 298с.
7. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии. Учебное пособие. - Ульяновск, 2000. - 52 с.
8. Кузьмина Л.Б. Социально-психологический тренинг для педагогического коллектива в условиях образовательного учреждения // Вопросы психологии. – 2015. – № 5. – С. 22-33.
9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М. - 2002. – 291с.
10. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М.: «Академия», 2014. – 321с.
11. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии.— В кн.: Методологические проблемы социальной психологии.— М.- 2005 - с. 124— 135.
12. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М и Яноушека Я.М, МГУ, 2010. – 261с.
13. Панфилова А.П. Теория и практика общения.- М.: «Академия», 2015.-288с.
14. Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Социально-психологический тренинг: Практикум. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. 190 с.