Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют формирования творческого, творчески активного поколения, способного решать новые проблемы нетрадиционным и эффективным способом. В педагогике проблема творчества и творческого мышления всегда была одной из самых актуальных. Однако, несмотря на это, она остается недостаточно изученной в теории и мало представлена в практике воспитания детей. Поэтому интерес к теме творчества не ослабевает с годами.
Понятия «творчество» и «креативность» изучаются с разных сторон: разрабатываются теории и программы по развитию креативности и творческих способностей личности, разрабатывается понятийный аппарат различных понятий, исследуется творческое мышление и творческие способности личности.
Исследованием развития творческих способностей занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.
Для развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста необходимо создать ряд условий: прежде всего, вовлечь ребенка в творческую деятельность; воспитание должно проходить через совместную деятельность детей, взрослых и детей; воспитание должно охватывать все виды деятельности: учебную и внеурочную.
Задача педагога – пробудить в ребенке творческую активность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения нагрузка на внеурочные занятия составляет до 10 часов в неделю. Это прекрасная возможность для развития творчески активной личности, которая может быть реализована на основе различных методов обучения и воспитания.
Развитие творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребенка и поэтому является важнейшей задачей начального образования.
Исследование обусловлено противоречием между необходимостью воспитания творчески активного поколения и недостаточным вниманием к творческому развитию младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развитии творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности?
Исходя из актуальности проблемы нами определена тема исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель: изучить особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: внеурочная деятельность.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческих способностей во внеурочной деятельности.
2. Изучить особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Выявить критерии, уровни и показатели творческих способностей в процессе внеурочной деятельности младших школьников.
4. Разработать методические рекомендации развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
В работе мы использовали следующие методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- практический.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранные данные могут быть использованы родителями и педагогами для развития творческих способностей детей; при разработке и преподавании курса педагогики и методики воспитательной работы; в процессе дальнейшего исследования проблемы диагностики и развития творческих способностей.
1 Теоретические основы проблемы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
1.1 Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема
В отечественной и зарубежной психологии существует множество трактовок понятия «способности». Чаще всего способности трактуются как особые, наследственно обусловленные психические качества человека.
Однако некоторые ученые не признают врожденности способностей, не отрицая при этом естественных предпосылок для развития способностей.
Психология способностей – одна из важных отраслей психологической науки. Исследования в этой области имеют большое значение как для теории, так и для практики воспитания и воспитания творческой личности.
В современной психологии сформулированы разные подходы к исследованию человеческих способностей, но два из них являются наиболее важными.
В общем психологическом подходе теряется специфика понятия «способность», и оно становится необязательным.
В дифференциально-психологическом подходе, напротив, подчеркиваются различия между людьми в их способностях. В связи с этим рассмотрение способностей как специфического психологического феномена более целесообразно проводить с дифференциально-психологической точки зрения.
В настоящее время методы и подходы, направленные на развитие творческих способностей детей, нашли своё отражение в работах Б.В. Асафьева, Н.А. Ветлугиной, Е.В. Назайкинского, К.В. Тарасовой, Л.В. Школяр. Дискуссии, в которые включились педагоги всех регионов России, отразились в исследованиях Ш.А. Амонашвили, Л.А. Баренбойма, Т.А. Барышевой, А.И. Бурениной, А.М. Вачьянц, Н. Винокуровой, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, В.Г. Ражникова, Т.Э. Тютюнниковой, В.А. Школяр.
Ю.А. Полуянов отмечает, что под способностями понимаются такие индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество освоения определенных видов деятельности [13, с.189].
Способности не являются врожденными качествами человека, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. У каждого человека есть способности к любой деятельности, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех различный. Наивысшей стадии развития могут достичь люди одаренные, талантливые, обладающие благоприятным сочетанием различных задатков [2, с. 34].
Чем более развиты способности человека, тем быстрее он преуспевает в деятельности и овладевает ею, процесс овладения этой деятельностью и деятельностью в ней самой дается ему легче, чем работа или обучение в той сфере жизни, в которой у него нет таких способностей.
В. А. Крутецкий подчеркивает, что способности неразрывно переплетаются между собой естественными (материальными) и приобретаются человеком в процессе деятельности (социальной). Социальный фактор играет ведущую роль [19, с. 123].
Исследователи различают природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные), а также специальные и общие высшие интеллектуальные способности, которые основаны на пользовании логикой и речью, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. Каждая способность имеет сложную структуру, которая зависит от свойств психики человека.
Различают способности разного уровня – учебные и творческие.
Учебные способности связаны с усвоением уже известных методов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков.
Творческие способности очень часто соотносятся со способностями к различным видам художественной деятельности или с умением сочинять стихи, красиво рисовать, писать музыку и т.п.
Творческие способности – это высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое [13, с. 203].
Д.Б. Богоявленская [2] определяет творческие способности как способности, с помощью которых человек создаёт что-то совершенно новое, оригинальное.
В.А. Крутецкий связывает творческие способности с созданием нового, к открытию новых способов выполнения деятельности [19].
А.А. Мелик-Пашаев под творческими способностями понимал умение учиться и удивляться, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это способность реализовывать свой опыт и стремится к открытию нового [13].
В словаре дано такое понятие творческих способностей: «творческие способности – это индивидуальные характеристики качеств человека, определяющие успешность выполнения творческой деятельности различного рода» [19, с. 13].
Важными показателями творческих способностей являются гибкость и беглость мысли, любознательность, оригинальность, смело
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. – Казань: ИКУ, 2008. – 148 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
3. Большакова, Л.А. Развитие творчества младшего школьника / Л.А. Большакова // Завуч начальной школы – 2002 – № 2 – с. 12-16.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 2007. – 94 с.
5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: АРКТИ, 2010. – 185 с.
6. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Еромолаева. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 170 с.
7. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
8. Кикоин Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития. [Тест] / Е. И. Кикоин М.: Просвещение, 2009. – 89 с.
9. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. – Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. – 344 с.
10. Кондратьева, Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12. – С. 99-102;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35217 (дата обращения: 23.03.2022).
11. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. [Тест] / И.Ю. Кулагина. М.: Эксмо, 2009. – 176с.
12. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителя общеобразоват. учреждений / [Ю.Ю. Баранова, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова и др.]. – М.: Просвещение, 2013 – 96 с.
13. Петрушин, В.И. Развитие творческих способностей / В.И. Петрушин. – М.: ЮРАЙТ, 2015. – 215 с.
14. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. – 2013 – № 1 – с.219-226.
15. Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с.
16. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики / В.С. Селиванов. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 176 с.
17. Степанова, Е.Н. Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии / Е.Н. Степанова. – М.: Академия, 2010. – 236 с.
18. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://standart.edu.ru.
19. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2002. – 160 c.
20. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. – 2012 – № 9 – с.13-17.