Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1 Теоретические основы социально ориентированного бизнеса 5
1.1 Корпоративная социальная ответственность. Модели социальной ответственности бизнеса 5
1.2 Социальное предпринимательство. Социально ответственное инвестирование 12
2 Социально ориентированный бизнес: анализ российских предприятий 15
2.1 Социально ориентированный бизнес в ОАО «Ростелеком» 15
2.2 Социально ориентированный бизнес в России: «Лукойл», «Ми-Ко», «Кнопка жизни» и др 19
Заключение 21
Список используемой литературы 23
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Бизнес и его развитие играет огромную роль в следующих областях:
1. Экономический рост, инновационное развитие экономики, развитие темпов роста промышленного производства, освоение новых видов производства, способствование вымыванию устаревших видов производства.
2. Способствование развитию конкуренции между фирмами, увеличение свободы в национальной экономике, развитие экспорта и импорта товаров.
3. Создание механизмов координации, связей между фирмами. Предприятия вырабатывают стратегию развития через рыночное пространство и конкуренцию .
Таким образом, бизнес играет важную роль в развитии всех факторов для развития экономики. Особенно это проявляется в период повышения доверия и ответственности в стране .
Кроме того, важной составляющей является именно этика бизнеса, представляющая собой свод правил, основанный на традиционных ценностях общества. Этих принципов придерживаются члены одной компании и ее партнеры. Как правило, основа деловой этики бизнеса – это уважение интересов и ценностей сотрудников компании, запрет на нечестные приемы в рыночной конкуренции
В условиях все более ожесточенной конкуренции, когда компаниям приходится бороться за расположение не только потребителей, но и инвесторов, высококвалифицированного персонала, поставщиков качественных комплектующих, а в некоторых вопросах и государства (например, когда речь идет о лицензиях, контрактах и т.д.), организации вынуждены искать новые пути для того, чтобы стать более востребованными с точки зрения всех перечисленных стейкхолдеров, а следовательно, добиться устойчивости к финансовым и операционным рискам.
Опыт развитых стран показывает, что впечатление о компании формируется на основании многих факторов; к числу основных можно отнести социально ориентированный бизнес.
Целью данной работы является рассмотрение социально ориентированного бизнеса на примере предприятий в России.
Задачи:
- описать сущность корпоративной социальной ответственности, модели социальной ответственности бизнеса;
- рассмотреть сущность социального предпринимательства; социально ответственного инвестирования;
- изучить социально ориентированный бизнес на примере ОАО «Ростелеком»; «Лукойл», «Ми-ко» и др. компаний России.
Объект исследования – социально ориентированный бизнес. Предмет исследования – особенности социально ориентированного бизнеса в России.
1 Теоретические основы социально ориентированного бизнеса
Социально ориентированный бизнес – это коммерческая деятельность, направленная на решение или смягчение социальных и экологических проблем. Такая деятельность отличается самоокупаемостью и финансовой устойчивостью.
Выделим следующие модели социально ориентированного бизнеса:
1) корпоративная социальная ответственность или КСО,
2) социальное предпринимательство
3) социально ответственное инвестирование.
1.1 Корпоративная социальная ответственность. Модели социальной ответственности бизнеса
Соблюдение этики и социальной ответственности бизнеса взаимосвязано с комлиментарностью в организации. В корпоративной этике и корпоративной социальной ответственности выдвигают новые требования совершенствования корпоративного управления.
Умный бизнес ориентирован на расширения и укрупнения. В этом процессе передаточным устройством выступает корпоративная форма организации бизнеса. С помощью корпораций денежные средства многих физических и юридических лиц аккумулируется в одном место, и используются в нужное направление . Международная экономическая практика подтверждает, что цель деятельности корпорации, это – повышение благосостояния собственников (акционеров), иными словами повышение стоимости бизнеса. Исходя из этого, делаем вывод, что успешная деятельность компании во многом зависит от качества корпоративного управления.
Корпоративный менеджмент (corporate management) и корпоративное управление (corporate governance) имеют разные смыслы. Под первым определением понимается технология ведения бизнеса компании, на основе целенаправленного воздействия на группу людей (организацию) с целью достижения поставленной цели и задач. А корпоративное управление - более широкое понятие, оно объясняет отношения – менеджмента компании и акционеров, и других заинтересованных лиц (кредиторов, поставщиков, покупателей, сотрудников, местное сообщество, конкурентов и в целом общество).
Поэтому корпоративное управление находится на более высоком уровне по сравнению с менеджментом корпорации .
На данный момент российские компании все больше и больше стремятся вести социально-ответственный бизнес. Их можно поделить на группы. К первой группе можно отнести компании добывающего сектора, представляющего собой нефтегазовую, энергетическую, химическую, металлургическую отрасли.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Анкудинов А.Б., Гизатуллин А.В. Социальная ответственность и финансовая эффективность российских компаний // Вестник КГФЭИ. 2019. №1. С. 12-20
2) Бадыкова И. Р., Корпоративная социальная ответственность градообразующих предприятий: эмпирический анализ на примере Приволжского федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. — 2020. — Т. 18, вып. 10. — С. 1894-1909 :
3) Бадыкова И. Р., Зарубежный опыт и тенденции развития корпоративной социальной ответственности : особенности инструментального подхода // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — № 11. — С. 130-140
4) Бадыкова И. Р., Тенденции развития корпоративной социальной ответственности в России // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — № 5. — С. 65-74
5) Бадыкова И. Р., Финансовая результативность стейкхолдерской политики в условиях экономической нестабильности: эмпирический анализ по панельным данным // Экономический анализ: теория и практика. — 2020. — Т. 19, вып. 4. — С. 764-779.
6) Бондаренко В.В., Корпоративная социальная ответственность. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019.
7) Васюнина М. Л., К вопросу о признаках социального предпринимательства: научная дискуссия и правовое регулирование // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. — 2020. — № 3. — С. 182-199
8) Волкова Г. Ю., Социальное предпринимательство с модным лицом // Социальная работа. — 2020. — № 1. — С. 46-48.
9) Гизатуллин А.В. Корпоративное управление, социальная ответственность и финансовая эффективность компании // Российский журнал менеджмента. 2020. Том 5. №1. С. 107-115
10) Григорян Е. С., Корпоративная социальная ответственность [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров : Учебник. — Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019. — 248 с.
11) Грошев И. В., Особенности взаимосвязи корпоративной социальной ответственности и конкурентоспособности организации // Аудиторские ведомости. — 2020. — № 4. — С. 94-100
12) Дафт Р. Л. Менеджмент. - Санкт-Петербург: Питер, 2018.
13) Дементьева А.Г. Основы корпоративного управления. М., Магистр, 2019.
14) Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса: Учебное пособие. – М.: Внешэкономбанк, 2020.
15) Кузнецова Ю. А., Деятельность центров инноваций социальной сферы как индикатор социальной устойчивости // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2020. — № 2. — С. 53-56
16) Макарова И. К. Современные модели корпоративной социальной ответственности: мировой и российский опыт//Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право, 2019. № 4. С. 108-115
17) Попов А. В., Потенциал развития социальных инноваций в России и странах ЕС // Современная Европа. — 2020. — № 1. — С. 170-181
18) Ростелеком//https://msk.rt.ru/
19) Сметанина Е. Е., Социально значимые виды предпринимательской деятельности и социальное предпринимательство: соотношение понятий // Российская юстиция. — 2020. — № 3. — С. 15-18
20) Шеина Е. Г., Социально ориентированное инвестирование как новая бизнес-модель финансирования субъектов хозяйствования // Банковское дело. — 2021. — № 4 (326). — С. 44-52