Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Психологические особенности развития ребёнка в дошкольном возрасте 5
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста 5
1.2 Особенности развития психики дошкольника 7
Глава 2 Основы использования дидактических игр как средства познавательной деятельности дошкольников 12
2.1 Дидактические игры: понятие, роль 12
2.2 Классификация дидактических игр 15
2.3 Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста 17
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день существуют разные точки зрения на процесс возрастной периодизации развития детей. Согласно одному мнению, возрастное развитие детей представляет собой непрерывный процесс. Другие же полагают, что данный процесс дискретен. Те, кто придерживаются непрерывности возрастного развития детей, полагают, что это процесс развития, у которого не существует границ, которые бы отделяли один этап от другого.
Как полагают приверженцы дискретного развития, само развитие включает в себя стадии, которые отделены друг от друга. Поскольку процесс не протекает ритмично, а то замедляется, то ускоряется, развитие происходит волнами.
Педагоги и психологи сегодня рассматривают дискретную точку зрения в развитии детей. Есть стихийные и нормативные подходы к периодизации возрастного развития детей. При правильности организации воспитания и обучения детей с учетом всех обстоятельств идеальный процесс развития – нормативен .
Целью данной работы является рассмотрение дидактических игр как средства развития познавательной деятельности дошкольников.
Слово «игра» не является научной концепцией в строгом смысле этого слова. Слова «игра», «играть» - чрезвычайно многозначны. Однако, независимо от характера игровой деятельности, принято понимать под игровую (а также спортивную) сознательную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими участниками и связанной с применением ряда правил. Центральным и характерным для игровой деятельности является создание образных ситуаций и их реализация в игровой среде человека. Игра часто работает со значениями, которые отделены от вещей, но всегда полагаются на реальные действия.
Задачи:
- описать психологические особенности развития ребёнка в дошкольном возрасте;
- рассмотреть особенности развития психики детей дошкольного возраста;
- изучить сущность, классификацию дидактических игр;
- проанализировать дидактические игры как фактор развития ребенка-дошкольника.
Объект исследования – дошкольный возраст. Предмет исследования – роль дидактических игр в развитии дошкольника.
Глава 1 Психологические особенности развития ребёнка в дошкольном возрасте
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста
Период младшего дошкольного возраста – важен и ответственен для ребенка. Навыки и умения развиваются волнами. Период от 2 до 4 лет является чувствительным для формирования и закрепления активности в познании мира, любознательности, желании учиться и обогащать свой внутренний мир. Взрослый активно помогает развивать познавательный интерес ребенка. Ребенок в этом возрасте изучает реальность при помощи все возможных способов. Совершенствуется предметное восприятие .
В младшем дошкольном возрасте дети стремятся все внимание привлечь к себе, у них преобладает монологическая речь, в сверстниках их интересует в основном то, что может отвечать их собственным желаниям: новые игры или игрушки, неудачи партнера там, где сам ребенок достиг существенных результатов. В пять лет наиболее сильно проявляется зависть, злорадство, чувство нездоровой конкуренции. Л. С. Выготский называет этот период «кризисом пяти лет». Сверстник для ребенка пяти лет - это в основном средство самоутверждения.
Старший дошкольный возраст является периодом постигнутых открытий и познавательной активности. На протяжении данного возраста понемногу происходит углубление и расширение знаний и представлений детей, их обобщение. Дети развивают представления о себе, о различных сферах окружающей действительности: природа, продукты человеческой культуры, человеческие отношения. Еще он постигает способы и приемы приобретения знаний и умений. У ребёнка развивается способность слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, проявлять самостоятельность в экспериментах с действительностью. Уровень постижения данными способами обозначает содержательную сторону его умственного развития.
Дошкольный возраст характеризуется инициативной игровой деятельностью, в особенности сюжетно-ролевых игр. Воспитанники шестого года жизни способны распределить роли в начале игры и выстраивать свое поведение, соблюдая сценарий .
Игровое взаимодействие сопутствуется речью, которая соответствует содержанию плана игры. Игровые действия детей являются более трудными, приобретают особый смысл, который не всегда раскрывается взрослому.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017.
2) Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. -Волгоград: Перемена, 2020
3) Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов ; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.
4) Боктаева Л. Ф., Информация для родителей: как научить ребенка играть // Логопед. — 2021. — № 1. — С. 70-73.
5) Гапонова М. А., Сторителлинг в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста в процессе проблемно-игрового обучения // Поем, танцуем и рисуем. — 2021. — № 2. — С. 2-7
6) Губанова Н. Ф., Игровая социализация как фактор культурного развития ребенка-дошкольника // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 53-60
7) Еремеева В. Д., Дошкольник становится школьником // Начальная школа - Первое сентября. — 2019. — № 3/4. — С. 48-52
8) Климов Е. А. Основы психологии. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
9) Колыванова С. М., Личный кабинет дошкольника. Игры для детей и взрослых // Дошкольная педагогика. — 2020. — № 10. — С. 33-34
10) Король А. Д., Эвристическая игра как принцип и форма диалогизации образования // Педагогика. — 2020. — № 12. — С. 44-51
11) Красенова Е. В., Оздоравливаем детей через музыкально-дидактические игры // Музыкальный руководитель. — 2021. — № 11. — С. 5-6
12) Кубашова Н. В., Круг, квадрат, треугольник : занятие в первой младшей группе // Поем, танцуем и рисуем. — 2021. — № 12. — С. 48-53.
13) Нестерова И.А. Игровые технологии и игровые инновации [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru – Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/igrovye-tehnologii-i-igrovye-innovacii.html (Дата обращения: 25.03.2022).
14) Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2018.- 80 с.
15) Пичугина Т. И., Дидактические игры // Дошкольная педагогика. — 2020. — № 8. — С. 68-69
16) Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.–Санкт-Петербург : Питер, 2000.–705, [7] с.
17) Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебн. пособие Под ред. В. А, Сластенина,- М.: Академия, 2020. - 336 с.
18) Соколова Ю. Е., Музыкальные инструменты : дидактическая игра для детей 5-7 лет // Музыкальный руководитель. — 2020. — № 3. — С. 9-10
19) Сорокина А.И. Дидактические игры [Текст] / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982
20) Сухорукова Э. Ф., Эмоционально-волевая сфера как важная составляющая в развитии дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 5. — С. 53-56 :
21) Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2016.
22) Фасоля А. А., Использование современных информационных технологий в морально-духовном становлении молодого поколения // Мир образования - образование в мире. — 2019. — № 2 (74). — С. 206-210
23) Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, делова. Решение учебных и профессиональных проблем/ Л.И. Федорова. -Москва: Форум, 2021.
24) Шаипова Л. В., Обогащение чувственного опыта младших дошкольников посредством сенсорного развития // Дошкольная педагогика. — 2020. — № 8. — С. 13-16
25) Шереметова Н. В. Педагогическая поддержка успешности в обучении младших школьников / Н. В. Шереметова//Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2019. — N 60, вып. 24. — С. 239-242.
26) Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.