Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время все большую значимость приобретает проблема повышения эффективности обучения иностранному языку. Согласно федеральному закону РФ «Об образовании» (2012г.) иностранные языки очень востребованы в настоящее время. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС) акцентирует внимание на значимости иностранного языка в учебном процессе.
Дидактические игры представляют собой целенаправленную деятельность по обогащению, активации и применению словарного запаса. В процессе игры ученик принимает разные решения. У него развивается мыслительная деятельность, ребенок преодолевает трудности в изучении языка. В процессе игры даже самый слабый ученик проявляет свою находчивость и сообразительность. Игры на уроках иностранного языка создают благоприятный психологический климат.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что любая игра имеет определенную цель. Игра - это организованная деятельность, которая требует умственных и эмоциональных сил. Исходя из вышеизложенного, тема нашего исследования является актуальной на сегодняшний день.
Актуальность проблемы состоит в том, что дидактические игры на уроках иностранного языка повышают уровень и качество современного образовательного процесса, развивают важнейшие психические свойства ребенка в учебной, трудовой и творческой деятельности.
Цель данного исследования: исследовать на теоретическом и практическом уровнях роль дидактических игр для обучения иностранному языку.
Задачи исследования:
- проанализировать современное состояние данной проблемы;
- рассмотреть дидактическую игру как средство развития лексико¬грамматических навыков в средней школе;
- исследовать применение дидактических игр с целью формирования у обучающихся лексико-грамматических навыков;
- внедрить дидактические игры в процесс обучения иностранному языку, способствующие формированию лексико-грамматических навыков у обучающихся;
- проверить применение дидактических игр на эффективность их реализации в образовательном процессе в экспериментальной части исследования.
Объект: процесс обучения иностранному языку в школе.
Предмет: дидактические игры в процессе формирования лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в обучение иностранному языку
1.1. Роль дидактических игр в процессе обучения и воспитания
школьников
Изучение иностранного языка является сложным процессом. Учитель должен вызвать у обучающихся желание изучать иностранный язык. Для этого следует применять разные методы на уроках иностранного языка, которые смогут сформировать языковые навыки. В игре ученики могут сформировать навыки. Игра помогает ученикам преодолеть трудности. «Игра - это лишь оболочка, форма, содержание которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности».
Проблеме игры уделяют внимание исследователи разных сфер знаний - биологи, психологи, социологи, педагоги и культурологи. Таким образом, игра способствует развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их закреплению.
В книге Е. И. Пассова «Урок иностранного языка в школе» представлено следующее определение игры:
- деятельность (т.е. речевая);
- мотивированность, отсутствие принуждения;
- индивидуализированная деятельность, глубоко личная;
- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
- развитие психических функций и способностей;
- «учение с увлечением».
Следует выделить цели использования игр на уроках иностранного языка:
- формирование определенных навыков;
- развитие определенных речевых умений;
- обучение умению общаться;
- развитие необходимых способностей и психических функций;
- познание;
- запоминание речевого материала.
Дидактические игры можно классифицировать по-разному. Игры могут подразделяться:
- по содержанию (математические, природоведческие.);
- по дидактическому материалу: игры с предметами; настольно-печатные (игры с картинками, карточками); словесные (ребусы, загадки); интеллектуальные; сюжетно-ролевые; игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу обучающихся (такие игры учитель может проводить в начале и в конце урока, когда учитель подводит итоги вместе с учениками).
В настоящее время существует множество классификаций игр. В частности, игры различают:
- Физические игры. К ним можно отнести спортивные, подвижные и моторные игры. Физические игры важны для физического развития и здоровья детей.
- Интеллектуально-творческие игры: К ним можно отнести сюжетно¬интеллектуальные игры и дидактические игры. С помощью дидактических игр ученики учатся решать задачи. У детей развиваются внимание, познавательные способности. Дидактические игры развивают наблюдательность, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
- Социальные игры: творческие сюжетно-ролевые. Ученики берут себе определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации. Основой ролевой игры является детская самодеятельность. Во время ролевой игры дети взаимодействуют друг с другом. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. У ребенка появляется желание трудиться, а также он обогащает речевой запас.
- Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность). К таким играм можно отнести музыкальные игры. Музыкальная игра развивает пластику, ритмику. Такие игры построены на движениях, и это помогает развивать координацию движений, воспитывать свободу движений, изящество. Игры под музыку способствуют прививают любовь к музыке в целом.
Остановимся подробнее на рассмотрении дидактических игр. Дидактическая игра - это игра с правилами, создаваемая педагогикой в целях воспитания и обучения ребенка. Данные игры направлены на решение конкретных задач обучения ребенка. Дидактические игры используют как метод обучения детей. Значение дидактической игры очень велико, так как в процессе игры осуществляется не только умственное воспитание, но и физическое, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения / В.Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 2020. -215 с.
2. Аксенов Л.К. Дидактические игры / Л. К. Аксенова, Э.В. Якубовская. - М.: Просвещение, 2021. - 176 с.
3. Афанасьева О.В. Игры на уроках английского языка / О.В. Афанасьева // ИЯШ. - 2008.
4. Бим И. Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса. Иностранные языки в школе / И.Л. Бим - М.: 2020.
5. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника / И. Л. Бим. - М.: Просвещение, 1987. - 235 с.
6. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.
7. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2020.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Психология развития / Л.С. Выготский. - СПб: Питер,2001. - 53 с.
9. Газман О.С. Неклассическое воспитание / О.С. Газман. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. - 320 с.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам - М.: «АРКТИ», 2003.
11. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова, З. П. Никитенко. - М.: Айрис Пресс, 2004. - 240 с.
12. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
13. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская - М.: 1975.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: «Владос», 2004.
15. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2021.
16. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - М.: Флинта - Наука, 2020. - 496 с.
17. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка / И.Е. Колесникова. - М.: 2020.
18. Комарова Е.В. Социокультурная компетенция как часть языкового поликультурного образования средствами иностранного языка / Е. В. Комарова // Гуманитарные научные исследования. - 2015.
19. Кувшинов В.И. Игры на занятиях английского языка / В.И. Кувшинов. - М.: Просвещение, 2021 - 96с.
20. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей / Р. М. Миронова. - Минск.: Народная асвета, 2019. - 174с.
21. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2020. - 496 с.
22. Пассов Е.И. - Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 2020. - 223 с.
23. Пассов Е.И. - Основные вопросы обучения иностранной речи / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1982. - 276 с.
24. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 2020. - С. 231-236.
25. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Методическое пособие / Ю.Я. Пучкова - М.: ООО «Издательство Астрель», 2005. - 78с.