Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время проблема развития восприятия у детей с нарушениями слуха является одной из актуальных и обсуждаемых в детской психологии и педагогике, поскольку высокий уровень развития восприятия обеспечивает адаптацию личности ребенка. Осуществленный в этом направлении поиск позволил ведущим ученым, таким как Р.Д. Бабенкова, В.З. Базаев, Н.Г. Байкина, P.M. Боскис, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, А.П. Гозова, А.И. Дьячков, В.Н. Зайцева, Т.С. Зыкова, А.О. Костанян, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Б.В. Сермеев и др., внести значительный вклад в содержание обучения и воспитания слабослышащих и глухих детей, в разработку основ подготовки таких детей к активной самостоятельной жизни.
Именно поэтому ранняя диагностика и изучение психолого-педагогических условий развития восприятия у детей шестого года жизни и особенно детей, имеющих нарушения слуха, являются наиболее значимыми для профилактики возможных проблем в процессе обучения и воспитания таких детей и их нивелированию.
Большую ценность для данного исследования представляют многочисленные работы ученых, касающиеся формирования личности в детском возрасте. Здесь стоит отметить таких ученых, как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Зеньковский, М.И. Лисина, И.Г. Малкина-Пых,
В.С. Мухина, Т.А. Репина, Д.Б. Эльконин и др. Исследователями было выявлено, что общение как психический процесс и как вид деятельности активно осваивается детьми на протяжении раннего и дошкольного возраста.
В работах Л.Р. Мунировой, С.В. Проняевой, Е.Г. Савиной, О.С. Степиной, О.А. Черенковой и др. показано, что уже в раннем, а затем и в дошкольном возрасте ребенок способен усвоить и использовать довольно богатый репертуар навыков коммуникации: целеполагание, планирование процесса общения, разрешение конфликтов с окружающими людьми,
адекватное применение разнообразных средств общения, умение рефлексировать процесс и результаты общения.
Глава 1. Сформированность слухоречевой системы –
фундамент развития когнитивных функций мозга
Детей с нарушением слуха
1.1 Современные проблемы обучения
И воспитания детей с нарушениями слуха
Многочисленные международные исследования последних десяти лет в области нейрофизиологии, акустики, аудиологии, микрохирургии принципиально изменили наш взгляд на проблему глухоты. Причиной стало открытие пластичности мозга [6]. Пластичность мозга проявляется в том, что под воздействием внешних условий изменяются нервные пути и синапсы; «мозг может менять собственную структуру и функционирование благодаря мыслям и действиям человека. … опыт меняет мозг» [4, с. 27]; «нейрогенез генерирует новые нейроны из зародышевых клеток в процессе раннего развития и даже после... Младенцы с кохлеарными имплантами – великолепный пример того, как работает нейрогенез. Ранняя имплантация стимулирует развитие новых клеток в слуховой системе и связанных с ней соединениях» [7, c. 48]. Это свидетельствует о тесной связи слуха и когнитивного развития ребёнка.
Открытие пластичности мозга повлекло за собой изменение философии слуховых технологий – появление философии BrainHearing (слух в мозге), которая направлена не на коррекцию потери слуха, а на снабжение мозга оптимальной информацией о входящем звуке для получения максимальной пользы от непогибших слуховых клеток.
Постоянно совершенствующиеся типы слуховых аппаратов, разные модели кохлеарных, стволовых и костных имплантов всё надёжнее обеспечивают прохождение сигнала и «доставку» его к слуховому нерву и далее в мозг, но не решают проблему понимания смысла переданной информации.
Это происходит в процессе слухоречевой (ре)абилитации [2].
Факторами, влияющими на эффективность реабилитации, являются ранняя диагностика нарушения слуха, раннее и адекватное слухопротезирование (слуховыми аппаратами и имплантами), уровень развития речевого слуха.
Наличие речевого слуха служит фундаментом когнитивного, психического, эмоционального, социального развития глухих и слабослышащих детей по общим законам развития детей с сохранным слухом.
Речевой слух представляет собой сложное явление, состоящее из фонематического и фонетического слуха и выполняющее две главные функции – воспринимающую и воспроизводящую. Являясь речемыслительным процессом, речевой слух одновременно активизирует когнитивные и языковые структуры. В условиях речевой деятельности речевой слух выполняет не только функцию приёма информации, но и контроля речи говорящего и окружающих с помощью слуха. Речевой слух опирается на психические функции: слуховое внимание и слуховую память.
Речевой слух и слухо-зрительное восприятие речи служат базой формирования у детей с нарушенем слуха произношения и устной речи. Уровень внятности речи зависит не только от качества произнесения звуков, но и от интонации. Интонация является одним из главных средств выражения
значения высказывания; одновременно она выполняет социальную функцию. Интонация формируется под воздействием речевого слуха и, в свою очередь, влияет на его развитие.
Огромное влияние на когнитивное развитие детей и на развитие речевого слуха имеет чтение (начиная с дошкольного возраста), особенно чтение вслух. Чтение вслух оказывает мощное синергетическое воздействие на функции мозга, т.к. в момент чтения происходит синхронизация деятельности разных его отделов: одновременно работают зрительные, слуховые и моторные.
С чтением теснейшим образом связано письмо, в процессе которого дети синхронно проговаривают то, что они пишут (в дошкольном возрасте письмо печатными буквами). При письме активизируются зоны мозга, участвующие в формировании речи и интерпретации сенсорных ощущений.
Рукописное (не компьютерное) письмо «помогает развивать не только пальцы, но и мышление…, письмо от руки сильнее активизирует те районы коры головного мозга, которые отвечают за память и усвоение новой информации. … так происходит потому, что в процессе письма мозг работает активнее. … рукописное письмо отлично развивает память» [5, с. 2].
Для нормального развития мозгу требуется постоянное восприятие звуковой информации, что возможно при наличии активно звучащей речевой среды. Если речевой слух слышащих детей в этих условиях спонтанно развивается с момента рождения, то в отношении детей с нарушением слуха
этого недостаточно – необходима дополнительная многолетняя ежедневная работа по формированию и развитию речевого слуха, по созданию слухоречевой системы, по развитию музыкального слуха. Пользование слуховыми аппаратами и кохлеарными / стволовыми имплантами вызывает стимуляцию тех областей, которые ранее стимуляции не получали, и в мозге ребёнка формируются слуховая, речевая, языковая системы, а на их базе – когнитивные способности. Но это реализуется в определённых условиях, в первую очередь – при наличии речевой среды, проведении систематических занятий по развитию речевого слуха и при активном участии родителей [3].
Начало созидания речевого слуха и слухоречевой абилитации должно быть как можно более ранним. Во всём мире придаётся огромное значение времени начала абилитации. Примером служит многолетнее исследование уровня языкового развития слабослышащих детей методом длительного мониторинга (LOCHI; Австралия). Результаты свидетельствуют: увеличение промежутка времени между установлением диагноза и моментом слухопротезирования (СА и КИ) от 6-ти месяцев до 24-х месяцев приводит к значимым отклонениям в языковом развитии слабослышащих детей [8].
Некомпенсированный сниженный слух ставит ребёнка перед огромной опасностью задержки или нарушения развития когнитивных процессов – ощущения, восприятия, внимания, речи, мышления, памяти; эмоционального интеллекта, музыкального интеллекта; эмпатии. В неблагоприятных условиях (несформированность речевого слуха и слухоречевой системы) эти фундаментальные нейрокогнитивные процессы подвергаются эффекту слуховой депривации. Депривационное воздействие на мозг глухих и слабослышащих детей, подростков, молодых людей оказывает также аграмматичная речь, типичная для многих учащихся-инвалидов по слуху, и грубые нарушения семантико-грамматического строя речи. Эти языковые нарушения препятствуют нормальной работе значительного пространства мозговой ткани [1, с. 171].
В последние годы учёные всего мира уделяют всё возрастающее внимание изучению взаимосвязи между когнитивной способностью, когнитивным снижением и потерей слуха. Многочисленные исследования показали, что потеря слуха может быть важной причиной когнитивного снижения у пожилых людей, преимущественно у тех, кто не носит СА. Эти данные служат серьёзным сигналом к необходимости развития у всех детей с нарушенным слухом пластичности мозга и его когнитивных функций с раннего возраста. Мозг нуждается в повторяющейся слуховой стимуляции в течение длительного времени, чтобы в нём образовывались всё более прочные нервные связи, и чтобы количество этих связей увеличивалось.
Высокотехнологичные ассистивные устройства фактически решили проблему «первичного дефекта»: в значительной мере он преодолён и продолжает преодолеваться. Но на этом фоне проблема «вторичного дефекта» в нашей стране далеко не решена. Проблема слухоречевого-когнитивного развития – это центральная проблема сурдопедагогики. «Первичный дефект» побеждён высокими технологиями, а «вторичный дефект» должен быть побеждён междисциплинарной образованностью, педагогической культурой и современными методами слухоречевой (ре)абилитации.
Фрагмент для ознакомления
3
Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2009. - 144 с.
2. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие [Текст] /
С.В. Алиева, А.В. Иванов. - М. : Дашков и К, 2013. - 424 c.
3. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие [Текст] / А.Г. Арушанова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений / А.Г. Асмолов. - М. : Academia: Смысл, 2007. - 526 с.
5. Барабанов, Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха. Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. [Текст] / Р.Е. Барабанов. - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 140-143.
6. Барабанов, Р.Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей [Текст] / Р.Е. Барабанов. - М. : Молодой ученый, 2011.
- С. 174-176.
7. Батуева, Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников [Текст] / Г. М. Батуева. - Калининград, 2007. - 191 с.
8. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Электронный ресурс] / Т.Г. Богданова. - М. : Академия, 2002. // Режим доступа: URL: http://pedlib.ru/Books
9. Бондаренко, В.П. Значение игр Марии Мантессори в
формировании познавательных способностей дошкольников. [Электронный
ресурс] / В.П. Бондаренко. // Портал педагога. 2017. // Режим доступа: URL: https://portalpedagoga.ru
10. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст] / Н.В. Бордовская, А. А. Реан.
- СПб. : Питер, 2008. - 304 с.