Фрагмент для ознакомления
2
Публичное, т.е. государственное право (jus publicum), по определению Ульпиана, «относится к государству» (ad statum rei Romanae spectat), т.е. это «право», регулирующее положение и функции государственных лиц, а также отношения частных лиц и государства.
Частное право (jus privatum), по определению того же Ульпиана, это право, «относящееся к интересам частных лиц» (ad singulorum utilitatem). Именно это право и имеет своей главной целью утверждение и юридическую защиту частной собственности, а также все правовое регулирование отношений частных соб- ственннков її несобственников. Именно в пом праве заключено все содержание понятия римского полноправного гражданства.
И публичное, и частное право подразделяются на исторически сложившиеся разделы.
Публичное право подразделяется на три части:
1. sacer - «право богов»
2. sacerdotes — «право жрецов»
3. magistratuum — «право магистратов», т.е. римских государственных должностей.
Таковы основные градации римского публичного права, которое, отметим, в ходе истории государства развивалось, детализировалось, изменялось в соответствии с требованиями времени.
2 Влияние юриспруденции Древнего Рима на европейскую юриспруденцию
2.1 Кодификация Юстиниана и ее значение для развития западной юриспруденции. Глоссаторы и постглоссаторы
Причина кодификации римского права – к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.
Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия Papirius Iustus собрал его конституции. В 295 г. в Берите (Бейруте) появился кодекс гре-горианцев (Codex Gregorianus), который содержал конституции императоров от Адриана (117 г. н. э.) до Диоклетиана (295 г. н. э.) в 14 книгах. Дополнением к нему служил кодекс Гермогенианус (Codex Hermogenianus), составленный между 314и 324 г. н. э. в 1 книге, содержащий конституции до Константина.
В начале IV в. на базе работ Ульпиана был разработан учебник – переработанные сочинения Павла «Синтенции» в Дигестах.
Официальная кодификация римского права началась в первой половине V в. н. э., итогом которой стал кодекс Феодосия (Codex Theodosianus) 437 г., содержащий в 16 книгах конституции императоров начиная от Константина. Кодекс Феодосия содержал вещное и обязательственное право (две части имущественного права).
В 527 г. в Византии к власти пришел Юстиниан. Стремясь создать дисциплинированное чиновничество, навести порядок в судах и придать своей империи стройную единую правовую основу, Юстиниан созвал на помощь выдающихся юристов. В результате была реализована и всеобъемлющая кодификация права на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.
В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов под руководством известного юриста Трибониана. В апреле 529 г. комиссия опубликовала кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. В 530 г. была назначена новая комиссия из 16 человек (практиков и людей науки) под руководством того же Трибониана.
Комиссия осуществила грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно пяти предыдущих столетий, опубликованную в декабре 533 г., под названием «Дигест» (от лат. digеsta – «собранное»), или «Пандект» (от греч. pandectac – «все вмещающее»). Одновременно Юстиниан поставил перед комиссией задачу выделить общие принципы римского права – в целях как учебных, так и идейно-политических, результатом чего стали «Институции». В 534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций, в котором на этот раз преимущественно обобщалось право уже христианской эпохи.
После выхода в свет кодекса законодательная деятельность Юстиниана продолжалась – все крупные изданные им акты позднее составили «Новеллы», систематизированные уже после смерти Юстиниана.
Кодекс Юстиниана 529 г. представлял собой учебник, состоящий из 4 частей: Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы.
С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все четыре элемента Свода Юстиниана получили обобщенное название Corpus iuris civilis; под таким же обозначением они были впервые в единстве изданы Д. Готофредом и вошли в историческую традицию. Все части свода в подлиннике не сохранились, а дошли до нас в позднейших списках littera Florentina – в VI–VII вв., остальные – в VIII–XI вв.
Исследовательским инструментом у глоссаторов в построении систематики позитивного права выступали экзегетический (и диалектический методы.
Метод законной (легальной) экзегезы заключался в истолковании текста Дигест посредством их глоссирования – помещения объясняющих пометок на полях (glossae marginales) или между строк (glossae interlineares), посредством которых обеспечивалось уяснение смысла неясных слов или фраз византийских источников. Неясное слово или противоречащие друг другу термины подвергалось контекстному толкованию: глоссаторы отыскивали использование таких терминов в других, «паралелльных местах» Дигест и таким образом устраняли противоречие или неясность значения.
Постглоссаторы, движимые схоластическим стремлением охватить идеей весь материал Дигест, придавали принципам права универсальный и абсолютный характер. По справедливому замечанию В. Ульмана, «схоластический метод — это метод, доведенный до совершенства, посредством которого многочисленные противоречия в системе норм разрешались путем мыслительных операций различения и подразделений, доведенных до такой стадии, пока не обнаруживалось общее основание, позволявшее выйти из противоречия». За счет восприятия понятий-универсалий, общих осований права, как имеющих высшую степень действительности в континентальной правовой доктрине впоследствии становится возможным «оторвать» их от правовых текстов в эпоху господства «классического» юснатурализма и признать их самодовлеющими началами jus naturale, а затем, когда естественно-правовая философия права уступит свое место философскому идеализму, немецкие «истористы» будут пытаться генетически исследовать правовые институты с тем, чтобы определить лежащие в их основании принципы, а сами принципы права станут самостоятельным средством легитимации доктринальных правоположений.
В силу изложенного есть основания согласиться с А.Н. Стояновым в том, что «экзегезу можно считать прямой дорогой юриспруденции к той цели, чтобы органически связать и установить на высших началах весь свой материал».
Как уже указывалось, начиная со школы глоссаторов диалектика (или древняя логика – vetus logica) позволяла соотносить понятия и строить родовидовые определения, служила разрешению противоречий между сентенциями римских юристов и являлась необходимым средством для организованного изложения материала. Именно «диалектический» метод отличал школу глоссаторов от школ классического римского правоведения и раннесредневековых направлений исследования византийских текстов.
Важно отметить, что формальная логика, внедренная в юридическое мышление благодаря поздним стоикам и ставшая ведущим способом познания истины в средневековых университетах, исключила из предмета осмысления основания суждений, сделав акцент лишь на правильности операций вывода. Как справедливо указывает Г.Дж. Берман: «Аристотель отрицал аподиктический характер диалектического рассуждения. Оно не могло достигнуть достоверности, потому что недостоверны были исходные посылки… Стоики же рассматривали диалектическое мышление не как метод постижения первопринципов, а как метод анализа аргументов и определения понятий с помощью расчленения и синтеза родов и видов».
Поэтому западноевропейские юристы XII в., следуя логике стоиков, объединив аподиктическое и диалектическое мышление, стали применять диалектику с целью демонстрации не вероятностного правдоподобия, а уже истины и справедливости.
Принятие определенных суждений в качестве принципов пало на благодатную почву в схоластической культуре, для которой религиозные
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Афонасин Е.В. Римское право. Учебник. - Новосибирск: НГУ, 2013. - 216 с.
2. Вологдин А.A. Римское право. Учебник и практикум. — М.: Юстиция, 2015. — 256 с.
3. Иванов А.А. Римское право. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012 — 415 с.
4. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2012. - 364 с.
5. Новак Д.В. Неосновательное обогащение в гражданском праве. - М.: Статут, 2010. – 416 с.
6. Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран : учебник для бакалавров / М. Н. Прудников. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2013. — 811 с. —
7. Рассолов М.М., Горбунов М.А. Римское право. Учебник. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 495 с
8. Ревенко О.А. Римское право. План-конспект лекционного курса / Автор-составитель: О.А. Ревенко. – М.: МИЭП, 2010. – 28 с.
9. Рубаник В.Е. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 544 с.
10. Савиньи Ф.К. Система современного римского права. Том 4. Учебник. — М.: Статут, 2016. — 480 с.
11. Естественно-правовые представления юристов Древнего Рима. - https://blog.pravo.ru/blog/theory/1841.html
12. Классификация римского права. - https://sci.house/rimskoe-pravo-kniga-scibook/klassifikatsiya-rimskogo-prava-29389.html
13. Кодификация римского права. - https://www.e-reading.club/chapter.php/97811/13/Isaiicheva_-_Shpargalka_po_rimskomu_pravu.html
14. Павел Юлий. - https://w.histrf.ru/articles/article/show/paviel_iulii
15. Политические и правовые учения в Древнем Риме. - http://read.virmk.ru/HISTORY/NERSESIANS/04.htm
16. Причины рецепции римского права. - https://banauka.ru/3342.html
17. Учение Цицерона о естественном праве и писаном законе. - http://samolit.com/images/BookImages/6260/epub/tmp_split_011.html