Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В задачи современной начальной школы входит развитие ребёнка как его неповторимой индивидуальности и творческой личности. Педагог должен формировать у ребёнка стремление к самостоятельным учебным действиям и самостоятельной познавательной деятельности и активности. В современной образовательной среде сегодня принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Одной из наиболее значимостей компетентности ученика является его познавательная активность в учебно-воспитательном процессе. В ходе обучения школьник сегодня. Согласно требованиям федерального государственного стандарта (ФГОС). Учитель сегодня обязан формировать у ребёнка универсальные учебные действия. которые могут быть рассмотрены как метапредметные результаты. Согласно терминологии ФГОС. Здесь можно сказать, что уровень сформированности учебно-познавательной компетентности обучающегося и его познавательная активность напрямую зависят от усвоения предметного и метапредметного образовательного результата. Под предметным результатом можно понимать формирование знаний, умений и навыков. Под метапредметным результатом будем понимать формирование метапредметного результата, или по-другому, формирование универсальных учебных действий. В этом заключается актуальность рассматриваемой работы.
Цель работы: выявление педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс формирования познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
- будут разработаны задания, направленные на формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения;
- в структуру урока будут включены творческие задания, в том числе, на основе анализа художественного текста.
При определении цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, были сформулированы задачи:
1. Будут раскрыты сущность и значение познавательной активности детей в начальной школе.
2. Рассмотрены и проанализированы методические основы формирования познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Представлена диагностика исходного уровня познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Предложено содержание работы по формированию познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретические и практические. Анализ научной психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы6 введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
Глава 1: Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения
1.1. Сущность и значение познавательной активности детей
в начальной школе
Обучение является самым важным способом получения системного образования. Процесс обучения есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющие действия учителя обеспечивают полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей, формирование универсальных учебных действий. Проблема развития познавательной активности детей младшего школьного возраста является одной из самых сложных среди проблем современной педагогики. Именно познавательная активность детей выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях [7].
Один из видов детской активности – это интерес к учебно-познавательной деятельности. Учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью субъекта, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Проблемами развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников как условия их умственного и нравственного развития в разное время отражалась в работах П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо , Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения таких дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения. Это рассматривается в работах В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и др. Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях Э.И. Александровой, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, М.Н. Скаткина, Д.Б. Элькониным и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия
в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки
прогресса школы [Текст] / СПб.: КАРО, 2007. – 144 с.
3. Вакуленко, Е.А. Организация учебного диалога на уроках
литературного чтения [Текст] / Е.А. Вакуленко // Начальная школа. – 2012. – No5. –С. 44-46.
4. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С.В. Герасимов // Воспросы психологии – 2004. – No3. – С. 14-15.
5. Голубева, Л.В. Анализ урока: типология, методики, диагностика[Текст] / Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 121 с.
6. Доблаев, Л.Г. Смысловая структура учебного текста и проблемы
его понимания [Текст] / Л.Г. Доблаев. – М.: Педагогика, 2000. – 176 с.
7. Дубень, Е. А. Педагогические условия создания образовательной среды с целью нравственного воспитания учащихся на примере преподавания английского языка / Е. А. Дубень, И. Г. Копытич, Е. В. Шило. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 5 (52). - С. 680-683. - URL: https://moluch.ru/archive/52/6972/ (дата обращения: 28.03.2022).
8. Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования
универсальных учебных действий [Текст] / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. –2012. – No2. – С. 49–57.
9. Жойкин, С.А. Теоретическое обоснование опыта проектирования
деятельности учителя и учащихся для формирования социально активной
личности [Текст] / С.А. Жойкин // Педагогика. - 2011. - No1. Эксперимент и
инновации в школе 2011/1. – С. 15-21.
10. Занков, Л.В. Система начального образования. Литературное чтение [Текст] / Начальная школа. - 2002. - №5. - С. 10-11. .Скороходова Е.Н. Мир искусства на уроках чтения. 2-4 классы // Начальная школа. - 2005. - №3. - С. 20-23. Калашников, Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению [Текст] / Т.В. Калашников // Начальная школа. – 2013. - No7. – С. 67-69.
11. Калинкина, Л.А. Система творческих заданий на уроках
литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия
художественного произведения[Текст] / Л.А. Калинкина // Начальная школа. – 2013.- No 10. – С 46-51.
12. Копотева, Г.Л. Проектируем урок, формирующий универсальные
учебные действия [Текст] / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. - Волгоград: Учитель,2013. – 99 с.
13. Короткова, Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения [Текст] /Н.В. Короткова // Начальная школа. – 2004. – No11. – С. 76-80.
14. Короткова, Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения [Текст] / Начальная школа. - 2004. - №11. - С. 76-80.
15. Круговых, Н.В. Через уроки чтения - к воспитанию и развитию [Текст] / Начальная школа. - 2000. - №6. - С. 44-46.
16. Ковылева, Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю. Э. Ковылева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ (дата обращения: 28.03.2022).
17. Литературное чтение: программа: 1-4 классы [Текст] / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 224 с.
18. Леонтьев, А.А. Чтение как понимание [Текст] / Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / Моск. псих.-соц.ин-т. - М., 2001. .Лушина Е.А. Уроки-исследования // Начальная школа. - 2001. - №8. - С. 62-65.
19. Логинова, О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2
класс [Текст] / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева; под ред. О.Б. Логиновой – 9-е изд. –М.: Просвещение, 2017 – 80 с.
20. Мерзляков, И.Б. Урок чтения в 3 классе [Текст] / Начальная школа плюс До и После. - 2002. - №6. - С. 57. .Миронова Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников // Начальная школа. - 2011. - №8. - С. 74-75.
21. Михеева, Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС
начального общего образования [Текст] / Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
22. Орлов, Ю.И. О месте отдельного слова в художественном анализе текста [Текст] / Начальная школа. - 2001. - №2. - С. 50-52. .Павлова Л.А. Курс по выбору «Живое слово педагога» для студентов-бакалавров // Начальная школа. - 2008. - №7. - С. 83-86
23. Рамзаева, Т.Г. Методика преподавания русского языка в начальных
классах: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и
методика начального образования"[Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий,
О.В. Сосновская. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. – 462 с.
24. Решетникова, И.П. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов [Текст] / Начальная школа. - 2006. - №3. - С. 61-63
25. Салова, З.В. Технология продуктивного чтения [Текст] / З.В. Салова // Начальная школа. – 2016. – No11. – С. 28-29
26. Светловская, Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению [Текст] / Начальная школа. - 2005. -№4; 5; 6.
27. Сейфулина, С.А. Развитие литературных способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / Начальная школа + до и после. - 2002. - №8. - С. 29.
28. Степанова, А.И. Методика изучения крупнообъемных произведений (Деление текста на части и составление плана) [Текст] / Начальная школа. - 2001. - №12. - С. 6-10.
29. Строгонова, Л.В. Литературный аспект курса «Литературное чтение» [Текст] / Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 45-49.
30. Татьяченко, Д.В. Развитие общеучебных умений школьников [Текст] /Д.В. Татьяченко, С.Г. Воровщиков // – Челябинск: ГОУ, 2001. – 296 с.
31. Тершукова, Е. И. Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках литературного чтения / Е. И. Тершукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 189-190. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41719/ (дата обращения: 28.03.2022).
32. Трофимова, А.Н. Система оценивания планируемых результатов с
учетом требований ФГОС: начальная школа. Комплексно-целевые
программы [Текст] / Волгоград: Учитель, – 2013. – С. – 43-47.
33. Черемисина, Н.А. Как подготовить сжатое изложение текста [Текст] / Начальная школа. - 2009. - №1. - С. 46-51.
34. Штурбина, Н.А. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и литературно-творческое развитие учащихся [Текст] / Начальная школа. - 2002. - №11. - С. 67-69.