Фрагмент для ознакомления
2
Один из сложных и еще недостаточно изученных вопросов логопедии – сенсорная алалия [5].
Сенсорная алалия менее изучена, чем моторная алалия. В некоторой степени это связано с тем, что количество детей с таким нарушением относительно невелико. Мало и работ, посвященных сенсорной алалии. Проблемой сенсорной алалии занимались Т.П. Гортонова, Г.И.Жаренкова, Н.И. Жинкин, А.Г. Ипполитова, Т.В. Костина, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт и др.
Причиной возникновения сенсорной алалии является корковое нарушение деятельности речеслухового анализатора при достаточно сохранном периферическом слухе и первично сохранном интеллекте. Непосредственными причинами могут быть травмы головы, перенесенный энцефалит.
Сенсорную алалию характеризует тяжелое недоразвитие восприятия речи, благодаря чему вторично недостаточно развивается и собственная речь ребенка.
Установление правильного диагноза в этих случаях осложнено прежде всего трудностью установления контакта с ребенком. Эта трудность резко возрастает в незнакомой для ребенка обстановке: он или возбуждается, стучит, кричит, или становится заторможенным, тогда как в привычной домашней обстановке он спокоен, наблюдателен, внимательно смотрит на окружающих, стараясь осмыслить их действия, много лепечет. Лепет может быть интонационно окрашен, в нем можно обнаружить обрывки услышанных слов, восклицаний, но они не имеют связи с ситуацией [13].
Таким образом, актуальность и проблема определила цель исследования: изучить психолого-педагогические особенности детей, страдающих сенсорной алалией.
Объект исследования: сенсорная алалия.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности детей, страдающих сенсорной алалией.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме развития сенсорной алалии у детей.
2. Организовать педагогическое исследование по выявлению особенностей детей, страдающих сенсорной алалией.
3. Рассмотреть систему коррекционного воздействия при сенсорной алалии.
Методы исследования:
Теоретический метод: анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты изучения психолого-педагогических особенностей детей, страдающих сенсорной алалией
1.1 Понятие «сенсорная алалии», основные симптомы нарушения в специальной литературе
«Сенсорная алалия (лат. sensus чувство, ощущение) – недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей» .
Сенсорная алалия, в понимании Б. М. Гриншпуна, – это нарушение понимания речи вследствии недостаточности работы речеслухового анализатора при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария [6].
При недоразвитии импрессивной речи наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохраненные способности к развитию активной речи. Причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и проводящих путей (по В. И. Селиверстову) [14].
При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе.
Сенсорная алалия обусловлена поражением височных областей головного мозга левого полушария (центр Вернике).
Сенсорная алалия - один из сложных и еще недостаточно изученных вопросов логопедии. Сенсорная алалия менее изучена по сравнению с мотор- ной алалией. В некоторой степени это связано с тем, что количество детей с сенсорной алалией относительно невелико, а распознание сенсорной алалии затруднено. Мало работ, посвященных сенсорной алалии. Проблемой сенсорной алалии занимались: Горюнова Т. П., Жаренкова Г.И., Ипполитова А. Г., Костина Т. В., Трауготт Н. Н. и др [9].
Причиной возникновения сенсорной алалии является корковое нарушение деятельности речеслухового анализатора при достаточно сохранном периферическом слухе и первично-сохранном интеллекте. Непосредственными причинами могут быть:
- пренатальные вредности (воздействуют в период внутриутробного развития): токсикоз при беременности, вирусные, эндокринные и др. заболевания матери во время беременности, травмы, иммунологическая несовместимость крови матери и плода и т.д;
- натальные вредности (повреждения при родах): обвитие пуповиной, природовая черепно-мозговая травма во время очень быстрых родов и др.;
- постнатальные вредности (воздействие различных вредных факторов после рождения): менингиты, энцефалиты, травмы головы, опухоли и др.;
- перинатальная патология (сочетание воздействия на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов, в первые дни после рождения, когда трудно разобрать, что именно явилось причиной) [18].
Сенсорную алалию характеризует тяжелое недоразвитие восприятия речи. Дети, или совсем не понимают обращенной к ним речи или понимают ее крайне ограниченно. Это является следствием нарушения работы речеслухового анализатора, возникающего при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. В одних случаях имеет место четкая локализация: в зоне Вернике доминантного (левого) полушария; в других случаях четкой локализации нет: страдает вся динамическая констелляция, недоразвиты и другие клетки, связанные с зоной Вернике.
Итак, мы будем придерживаться понятия сенсорная алалия - это нарушение развития речи, при котором понимание обращенной речи находится ниже уровня соответствующего возрастной норме. К сожалению, подобные нарушения часто встречаются в наше время и очень важно распознать такого ребенка и начать коррекционную работу как можно раньше.
Выделяют 2 вида причин сенсорной алалии :
Биологические - патология беременности, родов; генетические; алкоголизм, наркомания; аномалии развития (микроцефалия, гидроцефалия, нейросенсорная тугоухость). Инфекции, менингиты, энцефалиты в доречевом периоде.
Социальные – педагогическая запущенность, отсутствие живого общения, замена информационными носителями.
Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Нарушается восприятие и понимание речи при сохранном слухе, что часто принимают за интеллектуальную недостаточность [23].
При этом нарушении происходит недостаточный анализ и синтез звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, как следствие этого- не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом. Ребенок слышат, но не понимает обращенную речь, так как у него не развиваются слуховые дифференцировки в воспринимающем механизме речи.
При нормальном развитии понимание начинается с того, что происходит различение воспринимаемых слов, их узнавание, при этом вырабатываются нервные связи, благодаря которым разные звукосочетания связываются в слова. При сенсорной же алалии связь между словом и предметом (действием, который он обозначает) не формируется. Это явление называют замыкательной акупатией.
Нарушение понимания, при сенсорной алалии, существенно отличается от нарушения, вызванного снижением слуха. Наблюдения показывают, что обычно у слабослышащих бывает достаточно стабильный, устойчивый порог восприятия, ниже которого дифференциация звуковых сигналов становится невозможной. Сенсорное же нарушение отличается от сниженного слуха отсутствием четкого порога восприятия; у ребенка отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: сигналы одинаковой громкости то воспринимаются, то не воспринимаются. Это зависит от повышенной возбудимости или заторможенности ребенка, от его соматического и нервного состояния, от психической активности, особенностей окружающей среды, обстановки обследования, способов подачи сигналов и ряда других факторов. Часто имеет место гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) [20].
Таким образом, при сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.
1.2.Пути преодоления сенсорной алалии
Сенсорная алалия представляет собой одно из речевых нарушений в детском возрасте, которое имеет сложности в диагностике и коррекции. Специальная литература термин «сенсорная алалия» обозначает как резкое ограничение или отсутствие понимания речи детьми, у которых достаточно хорошо развиты острота слуха и интеллектуальные возможности. Невзирая на сохранные способности для развития активной речи и довольно хороший слух, детям с сенсорной алалией присущи наличие между звучанием слов и их значением, а следовательно, нарушения в понимании речи окружающих. Такие дети речь не понимают, не используют ее, а это ведет к сопутствующим нарушениям – сложности контакта, искажение зрительного восприятия и отсутствие связи с окружающими, задержка интеллектуального развития и т.п. Такому ребенку может быть поставлен неправильный диагноз: аутизм, тугоухость, олигофрения и т.д., соответственно предлагается совершенно неадекватная коррекция [23].
Недостаточность единого суждения о характере и природе речевой патологии данной формы приводит к диагностическим ошибкам, создавая огромные сложности в педагогической практике.
Проведенные Кайдановой С.И. и Трауготт Н.Н. исследования говорят о том, что при сенсорной алалии проявляется особое состояние слуховых анализаторов, характеризующихся слабостью тормозных и возбудительных процессов, а также маловыраженной генерализацией (нерегулярное восприятие звуков, которые доступны физическому детскому слуху) [18].
Основная отличительная особенность функции слуха при сенсорной алалии – легкость возникновения за предельного торможения из-за высокой функциональной истощаемости. Сложно дать ответ на вопрос, из-за чего проявляется такая истощаемость слуховых анализаторов, среди версий можно назвать неполноценность функциональности периферического отдела либо центрального отдела слухового анализатора. Имеются данные, которые указывают на присутствие при сенсорной алалии ведущего к снижению слуха – поражения периферического отдела слуховых анализаторов.
При сенсорной алалии необычный дефект речевого слуха проявляется в том, что ребенок невнимателен к звукам; то слышит тихий звук, то совсем не реагирует на звуковой раздражитель, с огромным трудом учит отдельные слова и с трудом сохраняет их в памяти, его пассивный словарь медленно обогащается, появляется разрыв между называемым предметом и пониманием обозначающего его слова. Также при сенсорной алалии присутствует сниженная способность выделять звучание фонем из окружающей речи, отсутствие навыка на слух различать коррелирующие фонемы и т.п. Ребенок плохо на слух дифференцирует отдельные фонемы, близкие по акустическим параметрам, при повышении голоса педагога (говорящего) звуковое различение существенно не улучшается, улучшается различение фонем в процессе обучения грамоте и устной речи, то есть в процессе, развивающем фонематический слух.
В работах Трауготт Н.Н. говорится, что дети с сенсорной алалией могут обладать высокой речевой активностью. И на самом деле, часто сложно бывает остановить речевой поток и добиться вслушивания в речь окружающих (во многих случаях, при этом отмечается эхолалия). С удовольствием ребенок слушает свой голос, свою речь и свою интонацию. Речь алалика имеет выразительную интонацию, богато модулирована, он сопровождает ее живыми жестами и мимикой и буквально «забивает» понимание, как собственной речи, так и речи окружающих [18].
Когда речь идет о нарушении у ребенка слухового внимания, он не использует слух практически совсем либо использует его в редких условиях сверх мотивации (слушает и слышит), если ему очень нужно что-то услышать и понять. Как мы уже говорили ранее, подобное нарушений довольно характерно для деток с сенсорной алалией (однако не только для них).
Таким образом, можно отметить, что у детей, страдающих сенсорной алалией, присутствуют нарушения не в самой возможности развития речи, а
Фрагмент для ознакомления
3
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000 –400 с.
2. Безрукова, О.А., Каленкова О.Н., Приходько О.Г. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья /О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова, О.Г. Приходько - М. : Русская Речь, 2016 -112 с.
3. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019.
4. Галасюк, И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. - М.: Юрайт, 2019. - 179 с.
5. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 295 с.
6. Гриншпун, В.М. Классификация нарушений речи. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Академия, 2014. – С. 55–70.
7. Дудьев, В. П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Дудьев // Логопедия. – 2006. – № 2. – с. 22–27.
8. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения [Текст]/ Т.Г. Егоров. – М.: Просвещение, 2003 –126 с.
9. Колесникова, Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 176 с.
10. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - 8-е изд. - Москва : Ленанд, 2014. - 211с
11. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
12. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О.В. Правдина. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
13. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 3 Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. - Москва : Владос, 2016 - 312 с.
14. Селиверстов, В. И. Преодоление речевых нарушений у детей и
взрослых / ред. В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская. – М., 1981 – С. 50-
15. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 191 с.
16. Стребелева,Е.А.Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: пособие для учителя-дефектолога: учеб. пособие для студентов вузов / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008, – 143с.
17. Стребелева, Е.А., Венгер, А.Л., Екжанова ,Е.А. и др. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой. . - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
18. Трауготт, Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят (Моторная и сенсорная алалия)/ Н. Н. Трауготт.- СПб.: Издательство «СМАРТ», 1994.- 60 с.
19. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : [По спец. «Педагогика и психология (дошкольная)»] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. - 221с.
20. Фомичева, М.Ф. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка / М.Ф. Фомичева, Е.А. Оганесян. – М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2010. – 88 с.
21. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. –М.: «Академия», 2003 - 240 с.
22. Хватцев, М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов/ М.Е. Хватцев.-М. Владосс, 2009.- 244с.
23. Шереметьева, Е.В. Логопедия. Алалия как системное недоразвитие речи [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во, 2017 с.