Фрагмент для ознакомления
1
Введение…………………………………………………………………………...3
I Глава. Теоретические основы исследования, проблемы адаптации детей
в условиях приюта………………………………………………………………5
1.1. Адаптация детей в условиях приюта как социальная и
психолого-педагогическая проблема…………………………………………….5
1.2. Социальный приют формы организации
социально-педагогической помощи детям с трудной судьбой…………………8
1.3. Социальные педагогические проблемы детей из неблагополучных
семей……………………………………………………………………………...10
Выводы по первой главе………………………………………………………...14
II Глава. Экспериментальная работа по адаптации детей к жизни в
условиях приюта…………………………………………………………………16
2.1. Особенности социальной адаптации детей из неблагополучных
семей……………………………………………….……………………………..16
2.2. Основные формы и методы организации работы с детьми в
условиях приюта…………………………………………………………………23
2.3. Анализ результата экспериментальной работы...........................................25
Выводы по второй главе………………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...33
Приложения
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема социальной защиты ребенка в современном российском обществе - одна из самых актуальных в обществе. Низкий уровень жизни многих семей, ухудшение инфраструктуры образования, культуры значительно ухудшили состояние детей, в достаточной степени детей оказались «выпавшими» из системы общественного отношения, растет количество детей, социальных сирот.
В связи с этим следует отметить, что в научном исследовании уже изучено и представлено множество направлений для решения этой проблемы: теоретические аспекты социальной адаптации детей свидетельствуют, что адаптационные процессы достигают адекватного взаимодействия человека и окружающей среды; организуют комплексную социальную работу по адаптации детских домов и иных государственных учреждений; создают психологические и педагогические условия социально-педагогической адаптации детей в воспитательно-образовательных учреждениях.
Анализируя литературу, изучая опыт работы социальных интернатов по социальному адаптированию воспитанников, мы можем констатировать, что существует противоречие, связанное с постоянно возрастающей потребностью общества в адекватной личности, с другой стороны, с недостаточной эффективностью начальной стадии пребывания воспитанника в интернате: процесс социальной и педагогической адаптации к условиям его пребывания. По вышеизложенному мы сформулировали проблему исследования: какие главные направления социальных и педагогических действий по адаптации ребенка в приюте. Решение этой проблемы - это цель данной работы.
Объект исследований: процесс социального адаптации детей в социальных приютах.
Предмет исследования: деятельность социальных педагогов по адаптации детей к условиям приюта.
Гипотеза исследования: Социальная и педагогическая деятельность в области адаптации детей в условиях приюта станет успешной в случае:
- определится сущность социального и педагогического адаптирования детей в приютах;
- выявлено основное направление социальной и педагогической деятельности по адаптации детей в условиях приютов;
- разработана система социально-педагогических мероприятий по повышению уровня адаптации воспитанников к условиям приюта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу о проблеме исследований.
2. Выявить основные направления деятельности социальной педагогики по адаптации ребенка в приюте.
3. Разработка и экспериментальная проверка эффективности социальных и педагогических мероприятий, направленных на адаптацию воспитанников в условиях приютов.
Теоретическая база исследования: работы Галагузовой М.А., Шакуровой М.В., Васильковой Ю.В., Регуш Л.А. и др.
Эмпирическая база исследования: нормативно-правовые акты в области образования и социализации детей в приютах: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит новые классификации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В соответствии с ней, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся как образовательные организации, так и организации, осуществляющие обучение в приютах.
Согласна Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к организациям, осуществляющим обучение, относятся организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» содержит в себе следующее: лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.
База исследования: социальные приюты для детей, подростков в ОГУ «Комплексный социальный центр» в Москве.
Методы изучения: анализ социальных и педагогических литератур, педагогические наблюдения, анкетирования, тестирования, педагогические эксперименты.
Структура работы: Данная работа включает в себя введение, две главы, заключения, список использованных источников и приложений.
I Глава. Теоретические основы исследования, проблемы адаптации детей в условиях приюта
1.1. Адаптация детей в условиях приюта как социальная и
психолого-педагогическая проблема
Адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление) обозначают явления, приспособления, соизмеримые по продолжительности с жизнью индивидуума, и сдвиги в организмах популяций на протяжении нескольких поколений. Основополагающим понятием является понятие адаптации, рассматривающее взаимоотношения человека с окружающей средой как процессы гармоничного уравнения. Впервые этот термин вошел в научный обзор Г. Ауберта и использовался в медицинских и психологических книгах, где означал изменения чувствительности анализа под воздействием приспособления чувствительных органов к действиям раздражителя.
Как показал анализ литературы подходов к определению понятия «адаптация» существует достаточно много. В качестве примера остановимся на некоторых из них. (таблица 1.1.)
Таблица 1.1 – Понятие трактовки «Адаптация»
Автор Понятие
З.К. Трушинский Адаптация – взаимодействие тела с окружающей средой для поддержания гомеостазиса, обеспечения био- и социальной активности тела, продолжения и улучшения вида» (27, с. 16).
Т.И. Шульга «Адаптация – это действие индивида в той среде, в которой не выявляется патологический радикал личности, а требования к которому посильны, даже если существуют аномальные компоненты характера» (33, с 22).
Российская педагогическая энциклопедия Адаптация считается «способностью организма адаптироваться к различным внешним условиям» (т.1., с. 20).
Наиболее популярным считается определение З.К. Трушинского, которое приведено в его работе «Основные понятия адапталогии и классификация адаптации». Он отмечал, что в существующих моделях адаптации выделяются два этапа - начальная - срочная адаптация и последняя - долгосрочная. Впрочем, большинство ученых считают, что адаптация делится на три этапа:
- срочная или первичная адаптация;
- в фазе устойчивого адаптирования;
- фаза дезадаптации является нарушением, истощением адаптации, или фазой адаптации утомления».
Т.И. Шульга в работе «Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки» отмечала, что социальное адаптирование является процессом включения индивида в новый социальный контекст, постоянным процессом активной адаптации индивида к социальной среде, и результатом этой процедуры. Соотношение компонентов, определяющих характер поведения человека, определяется целями и ценностями человека, а также возможностями достижения их в социальных условиях. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивида социальной роли. Ее эффективность зависит от уровня адаптации насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи.
В современной психологии и педагогике нет единого понятия феномена приспособления и его критериев, нарушений приспособления и рисков. В большинстве авторов, которые изучают адаптацию детей, подростков, считают, что процесс адаптации во многом зависит от адаптации к обществу, что свидетельствует основное значение индивидуальных свойств человека, через которое показатели регуляции вегетативной активности влияют на механизмы психической функции.
Е.И. Рогов и А.А. Солнцев писали, что полная адаптация должна рассматриваться не как состояние статического характера, а динамическим процессом, который обеспечивает постоянную активизацию и регуляцию различных механизма функциональных систем органа. Есть единое мнение исследователей о критериях успешного адаптирования. В то же время поиск информативного и субъективного физиологического критерия адаптации крайне важен, оценка динамики адаптации очень важна, оценка динамики адаптации очень важна т.к. позволяет своевременно диагностировать дезадаптацию, выяснить причины срыва и провести соответствующие корригирующие мероприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агентаева, Л.И., Половинкина, М.И., Водолазская, Л.К. Социальный приют для детей и подростков: проблемы, поиски, решения /Л.И. Агентаева, М.И. Половинкина, Л.К. Водолазская – Новосибирск, 2017. – 314 с.
2. Артюхова, И.С.Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, Тесты / И.С. Артюхова. – М.: Наука, 2014. – 454 с.
3. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка /М.Р. Битянова. – М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 2017. – 510 с.
4. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: «Академия» 2019. – 160 с.
5. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: «Академия», 2018. – 671 с.
6. Водоватов, Ф.Ф., Бумагина, Л.В. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений / Ф.Ф. Водоватов, Л.В. Бумагина – М.: Академия, 2020. – 154 с.
7. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред.М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 199 с.
8. Вотчин, И.С., Бочкарев, А.А. Характер как совокупность социально обусловленных свойств личности / И.С. Вотчин, А.А. Бочкарев – Новосибирск, 2020. – 198 с.
9. Галагузова, М.А. Социальная педагогика /М.А. Галагузова. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 416 с.
10. Дубровина, И.В., Лисина, М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи /И.В. Дубровина, М.И. Лисина – М.: Наука, 2015. – 413 с.
11. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Наука, 2021. – 154 с.
12. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: ИСПиП, 2020. – 165 с.
13. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация /И.А. Коробейников – М.: ПЕРСЭ, 2012. – 413 с.
14. Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб.: РГПУ им. Герцена; СОЮЗ, 2021. – 219 с.
15. Нелидов, А.Л., Щелин, Т.Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома /А.Л. Нелидов,Т.Т. Щелина // Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2019. – № 2. – С. 31 – 39.
16. Нечаева, А.М. Охрана детей-сирот в России. (История и современность) /А.М. Нечаева – М.: Наука, 2019. – 216 с.
17. Организация и содержание психосоциальной работы в учреждениях социального обслуживания детей и молодежи / Под ред. А.С. Беличевой. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2012. – 197 с.
18. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. – 413 с.
19. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением /Под ред. С.А. Беличевой. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2017. – 187 с.
20. Психологические тесты для всех. / Сост. Т.В. Орлова. – К.: ООО «Таир», 2017. – 354 с.
21. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. / Е.И. Рогов. – М.:Изд-во ВЛАДОС-Пресс, 2019. – 384 с.
22. Рыбинский, Е.М.Управление системой социальной защиты детства / Е.М. Рыбинский. – М.: «Академия», 2014. – 198 с.
23. Сафонова, Т.Я. Реабилитация детей в приюте /Т.Я. Сафонова – М.: Наука, 1995. – 265 с.
24. Солнцев, А.А., Жиляев, Р.Р. Социальная адаптация детей /А.А. Солнцев, Р.Р. Жиляев – М.: «Наука», 2012. – 187 с.
25. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности. Научно-методическое пособие для работников социальных приютов / Под ред. Г.М. Иващенко. – М.: Наука, 2016. – 297 с.
26. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018 - 272 с.
27. Трушинский, З.К. Основные понятия адапталогии и классификация адаптации / З.К. Трушинский. – М.: Наука, 2017. – 176 с.
28. Тестирование детей /Составитель В.Богомолов. Изд.3-е. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2015. – 404 с.
29. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
30. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.07.2013 N 185-ФЗ (последняя редакция).
31. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
32. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М.: «Академия», 2018. – 272 с.
33. Шульга, Т.И., Олиференко, Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко. – я М.: Издательство УРАО, 2021. – 99 с.