Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди ученых распространено мнение, что у детей биологически обусловлена потребность познавать окружающий мир. Одними из важнейших черт поведения ребенка являются любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, самостоятельная поисковая активность. Именно эта особенность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой творческой деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности хорошо справляется метод игровой технологии. Задача современной школы заключается в создании необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе.
Эффективность формирования познавательного интереса связана с решением такой проблемы образования, как развитие социальной компетентности. Совместная работа в рамках деятельности, интересной для учащихся, способствует воспитанию социальных навыков взаимодействия, обучает работе в команде, способствует становлению гражданской позиции, воспитанию толерантности.
Актуальность игровой технологии с целью формирования познавательного интереса, в наши дни обусловливается, помимо прочего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание педагогических игр. Кроме того, игра может стать стимулом познавательных интересов. Все это способствует формированию активной жизненной позиции, развитию логического мышления, научному пониманию явлений и фактов объективной реальности.
Актуальность исследования заключается в том, что сложившаяся культурная и экономическая ситуация в России накладывает существенный отпечаток на содержание и структуру современного школьного образования. На стыке интеграции компетентностного и деятельностного подходов особое внимание в образовании уделяется формированию таких поведенческих качеств и компетенций обучающихся, которые помогли бы им быть востребованными и конкурентоспособными в динамично развивающемся обществе.
Целью данного исследования является разработка комплекса мероприятий по географии для учащихся 6 класса с целью повышения познавательного интереса.
Поставленная цель достигается в результате решения следующих задач:
1. Анализ литературы, посвященной данному вопросу.
2. Определить понятие “познавательный интерес” и выявить его основные компоненты.
3. Предложить способы организации игровой деятельности на уроках географии с елью формирования познавательного интереса.
Объектом исследования является познавательный интерес.
Предметом исследования является разработка комплекса мероприятий для организации обучения по географии с целью формирования познавательного интереса.
В данной работе были использованы следующие методы:
1. Анализ литературы по теме “игровая технология”
2. Анализ требований ФГОС к дистанционным формам обучения
3. Наблюдение
4. Педагогический эксперимент
5. Анализ педагогического опыта.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса к изучению географии
1.1. Понятие «познавательный интерес» в образовательном процессе
Проблеме научно-познавательного интереса и активности посвящена огромная академическая разработка современных ученых и преподавателей в сфере образования. Они отображают разнообразные компоненты, алгоритмы и методы его формирования, а именно:
• через сочетание методов и форм обучения (Ю.К. Бабанский, Ж.Н. Тельнова) [7];
• через взаимосвязь видов деятельности (Е.С. Заир-Бек) [16]
• по интенсивности обучения (А.Н. Леонтьев) [12];
• путем создания проблемных учебных ситуаций (А.М. Матюшкин) [13];
• через организацию совместной и коллективной образовательной деятельности (В.Ф. Моргун, Н.У. Садыкова) [22].
Обозначены показатели выраженности познавательного энтузиазма, а также показатели компонентов и критериев данного явления (А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Ф.К. Савина, Н.У. Садыкова, Г.И. Щукина). И.М. Дмитриевой была изучен вопрос формирования познавательного внимания учащихся в структуре совместной возможности к учению, М.А. Шевцовой - вопрос формирования познавательного внимания учащихся в процессе обучения на базе применения личностно-развивающих установок, Ю.А. Лях - задача формирования познавательной самостоятельности учащихся в воспитательно-образовательном процессе гимназии, Л.И. Запорожченко – вопрос познавательной деятельности учащихся, В.Г. Иванов - вопрос формирования познавательного внимания у обучающихся средних классов. [20, 19].
Ряд ученых занимались проблемой формирования исследовательского азарта, а именно:
• проблему формирования познавательного интереса младших школьников в структуре общеобразовательной способности (И.М.. Дмитриева) [14];
• проблему формирования познавательного интереса младших школьников к процессу обучения на основе использования ситуаций, развивающих личность (М.А. Шевцова) [6];
• проблему формирования познавательной самостоятельности школьников в образовательном процессе гимназии (Ю.А. Лях) [3];
• проблему познавательной деятельности младших школьников (Л.И. Запорожченко)[19];
• проблему формирования познавательного интереса у учащихся средней школы (В.Г. Иванов) [20].
Известно, что заинтересованность неизменно содержит установленный предметный характер. Людские интересы настолько же многообразны, как и находящийся вокруг нас мир. Но из контраста предметов, явлений находящегося вокруг мира в заинтересованностях всякого человека выборочно отображается как раз то, что для него значимо, принципиально и драгоценно, что связано с его личным навыком и развитием. В соответствии с тематической направленностью потребностей и ограничиваемых ими областей применения совершенно резонно различать потребности художественные, спортивные, технические, когнитивные и так далее. Особенное и весомое назначение явления «интерес» складывается из исследовательского интереса к учебному делу.
Предметом исследовательского интереса считается важная способность человека видеть мир со всех сторон от себя, а не лишь только с целью биологической или же общественной ориентировки. Это одно из ключевых отношений человека к миру, которое выражается в стремлении пробраться в его разнообразие, отобразить его сущностные нюансы, причинно-следственные связи, закономерности и противоречия. Таким образом, объект исследовательского интереса напрямую показывает на потребность взаимодействия с находящимся вокруг миром как условие существования исследовательского интереса человека. Исследовательский азарт и деятельность определяются академическим сообществом как отношение к предмету или действию. Впрочем, это отношение выделяется от иных типов личных отношений и тем более от совместного позитивного дела к субъекту.
Специфичность внимания заключается в его особенной психологической и познавательной стороне, которая характеризуется у человека побуждением вопросов, энергичностью, влечением к действию. Данную идею можно увидеть в исследовательских работах Н.Г. Морозовой. Она выделяет определение научного интереса как интенсивное эмоциональное и познавательное отношение человека к миру. Н.Г. Морозова подразделяет два значения интереса: ситуативное (эпизодическое) и деятельное [7]. Ситуативный интерес - это осложнение переживания взаимоотношения к предмету в данный период времени. Он изменчив и теряется в то же время, как завершается соответствующая деятельность. Эффект от такого интереса равен нулю. Очередной критерий интереса (инициативный) – это последствие притяжения к деятельному розыску источника довольства. Он различается прочностью, не растворяется при закрытости привлекательного объекта. Его влияние на ученика содержится в том, что познание с применением вариантов делается целью активности. В процессе формирования необходимо постараться сформировать вторую ступень энтузиазма.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации-6-е изд., перераб – М.: Просвещение, 2017-53 с.
2. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. – Л.: Нева, 2009. - 157 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. – 608 с.
4. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. – Минск.:АПО, 2009. – 153 с.
5. Бениаминова, М.В. Воспитание детей. – 2-е.изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 158 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. – СПб.: Питер, 2017. – 400 с.
7. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. – С. 247-253.
8. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М.: Просвещение, 2015. – 513 с.
9. Валуева Н.П. Роль методиста, учителя, ученика в олимпиадном движении по географии / Н.П. Валуева // География в школе. – №2. – 2009. – С. 49 – 50.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. – 486с.
11. Географическое краеведение: Учебное пособие для VI – IX классов общеобразовательный учреждений / Под общ. ред. Н.В. Лобиной. – Ульяновск: УИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2007. – 240 с.
12. Герасимова Т.П. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред. шк. / Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
13. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
14. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. – №5 (88). - С.30-33
15. Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. – Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016. – С.128-133.
16. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. – М.: Просвещение, 2012. – 235 с.
17. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. – 2011. – № 9. - С. 72 – 81
18. Дурнева, Т.В. Игровые технологии как средство формирования культуры поведения у младших школьников / Т.В. Дурнева // Новая наука: От идеи к результату. –2017. – N 1-2. – С. 33-35.
19. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. – 285 с.
20. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. – С. 49-57
21. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. – М. – 2005. – 216 с.
22. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. – М.: Просвещение. – 2017. – 144 с.
23. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. – 434 с.
24. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. – 2016. - №9. – С.75- 80.
25. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. – М.: Наука, 2017. – 278 с.
26. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.