Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дополнительное образование представляет собой сложную и многогранную педагогическую систему. Эффективное развитие и всестороннее функционирование дополнительного образования напрямую зависит от огромного количества факторов, но самым главным и векторным фактором в аспекте дополнительного образования детей является педагогическое мастерство учителя, уровень его креативности, активности, эффективности во взаимодействии с детьми, его личностные качества, например, уровень развития эмоционального интеллекта.
В условиях активного изменения и преобразования всех сфер жизни и деятельности современного человека (быстро меняющийся огромный поток информации, цифровизация, единое мировое образовательное пространство), активное развитие и совершенствование педагогического мастерства учителей является важнейшим условием эффективного повышения качества учебно-воспитательной работы и этапов приведения ее в соответствии с актуальными требованиями современной жизни в условиях развития российского образования.
Мастерство педагога дополнительного образования выступает в роли связующего элемента, как между теорией, так и между практикой, системой знаний, отраженных в научных понятиях, и активной творческой преобразующей деятельностью, которая ведет к совершенствованию и заметному изменению существующей действительности.
В педагогической литературе принято выделять следующие элементы мастерства педагога дополнительного образования: профессиональное знание предмета, методики его преподавания; высокий уровень коммуникативности; высокий уровень эмоционального интеллекта; эмоциональную устойчивость; управление как своими эмоциями, так и эмоциями других людей; оптимистическое прогнозирование; креативность; умение взаимодействовать.
Следует отметить, что развитие и совершенствование всех элементов мастерства педагога дополнительного образования возможно только в процессе саморазвития личности, осуществляющегося на основе активного развития процессов самообразования и самовоспитания.
Дополнительное образование детей, как по своему содержанию, так и по своему проявлению, охватывает все сферы жизнедеятельности человека и имеет возможность реализации в неограниченном образовательными стандартами пространстве. Таким образом, можно говорить о том, что дополнительное образование детей можно рассматривать как разнонаправленную сферу расширения возможностей развития личности ребенка, которая является добровольной, не связанной с возрастом обучающихся, с обязательностью программных требований, с тем или иным режимом занятий.
В системе современного дополнительного образования, образовательный процесс детей строится преимущественно в аспекте развивающего образования, обеспечивая функции информатизации, цифровизации, обучения, воспитания, развития, социализации.
Самообразование педагога – целенаправленная, структурированная, систематическая, самоуправляемая и самоконтролируемая познавательная и практическая деятельность, крайне необходимая для решения важных проблем, возникающих, как в трудовой, так и общественной жизни, осуществляемая через внутренние добровольные побуждения на основе сформировавшихся мотивов деятельности.
Педагог, в результате самоанализа и выявления противоречий между необходимым и реальным запасом своих знаний, умений, навыков, недостаточной эффективностью используемых форм, средств и методов работы, приходит к выводу о необходимости переосмысления, дополнения и совершенствования профессиональных знаний.
Самообразование педагога активно влияет не только на формирование его профессиональных знаний, умений, навыков, но и на формирование его профессиональной линии поведения, на отношение к своей педагогической деятельности, формирует и развивает положительные черты характера, развивает интеллект. Это и определяет актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является дополнительное образование детей, предмет исследования – педагогическое мастерство педагога, как важнейший фактор влияния на эффективный процесс дополнительного образования детей.
Цель исследования – анализ содержания дополнительного образования и выявление основ профессионального мастерства педагога дополнительного образования.
Исходя из поставленной цели, можно определить задачи исследования:
1. Проанализировать содержание и сущность педагогического мастерства и творчества педагога.
2. Исследовать значимость дополнительного образования детей.
3. Изучит аспекты взаимодействия педагога и ребенка в детском творческом объединении.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, отражающей состояние изучаемой темы. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.
ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
1.1 Педагогическое мастерство и творчество педагога
Как указывают исследователи [1,2,5], дополнительное образование детей – уникальный феномен и активный целостный процесс свободно выбранного ребенком вектора развития своих знаний, эффективных способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на активизацию и удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации, адаптации, самоактуализации, выходящие за рамки стандарта общего образования.
Под педагогом дополнительного образования принято понимать человека, специально содействующего развитию дополнительного эффективного образования детей в конкретном учреждении. Одной из профессиональных компетенций педагога дополнительного образования является владение педагогикой дополнительного образования, реализация программы дополнительного образования детей.
Как отмечает ряд исследователей [1,5], педагог дополнительного образования является равноправным участником эффективных партнерских отношений, совместной активной и творческой деятельности с детьми, активно содействующий эффективному становлению и развитию личности каждого из них. Основными элементами дополнительного образования является методика, технология, взаимодействие, педагогическая деятельность, педагогическая поддержка, образовательный маршрут, развитие личности, творчество.
В толковом словаре С.И. Ожегова [4] можно найти несколько значений слова «мастер»: высоко квалифицированный работник в той или иной производственной области; человек, который умеет хорошо, творчески и активно что-нибудь делать; специалист, достигший наивысшего искусства в своем деле.
Как отмечает ряд исследователей [6,12], в педагогике наиболее целостным и системным понятием, активно определяющим качественность профессиональной деятельности, является понятие «педагогическое мастерство».
Под педагогическим мастерством понимают высокоактивную, высокую и постоянно совершенствуемую и развивающуюся степень овладения теми или иными видами деятельности и формирование мастерства. Это есть задача первостепенной важности в любой области человеческой деятельности.
Однако, следует обратить внимание на то, что эта задача может решаться лишь на такой стадии развития квалификации, когда основные знания, умения и навыки, требуемые для осуществления данной профессии, уже сформированы. Знания, умения и навыки педагога, достигшего мастерства, приобретают одновременно специализированный и обобщенный характер, тесно переплетаются со специальными познаниями.
Для мастерства в любой сфере деятельности, том числе и педагогической, характерна высокая переключаемость. В данном аспекте можно говорить о способности переключаться с одних условий на другие, приспосабливаться к новым актуальным требованиям и перестраивать характер своей деятельности сообразно меняющимся условиям.
Мастерство, является одним из важнейших качеств педагога. Высокое и постоянно активно и целенаправленно совершенствуемое искусство воспитания и обучения детей доступно каждому педагогу, работающему по призванию, любящему детей.
Помимо этого, как указывает ряд исследователе [15], педагог – прежде всего мастер своего дела, специалист высокой культуры, глубоко знающий не только свой предмет, но и хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, эффективно практически разбирающийся в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская, К.Л. Деятельность и психология личности [Текст] : учебник / К.Л. Абульханова-Славская. – М. : Издательство Юрайт, 2001. – 255 с.
2. Барабанщиков, Л.В. Проблемы педагогической культуры преподавателя [Текст] : учебник / Л.В. Барабанщикова. – М. : Издательство Юрайт, 2003. – 265 с.
3. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия [Текст] : учебник / Е.М. Борисова. – М. : Издательство Юрайт, 2001. – 125 с.
4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологи [Текст] : учебник / В.П. Беспалько. – М. : Издательство Юрайт, 2002. – 235 с.
5. Воспитание добрых чувств [Текст] : от 23.03.2013 г. [Электронный ресурс] // URL : https://litcey.ru/geografiya/17702/index.html (дата обращения : 09.04.2022 г.).
6. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика [Текст] / Е.Б. Евладова // Дополнительное образование детей. – 2010. – № 3. – С. 57-64.
7. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи [Текст] / Е.Б. Евладова // Внешкольник. – 2010. – № 3. – С. 52-64.
8. Евладова, Е.Б. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования в школе [Текст] / Е.Б. Евладова // Внешкольник. – 1999. – № 3. – С. 28-34.
9. Евладова. Е.Б. «Погружение» в культуру [Текст] / Е.Б. Евладова // Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. – 2010. – № 5. – С. 52-64.
10. Казакова. Е.И., Тряпицина. А.П. Диалог на лестнице успеха (школа на пороге нового века) [Текст] : учебник / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына. – М. : Издательство Юрайт, 2008. – 255 с.
11. Кан-Калик, В.Л. Педагогическая деятельность как творческий процесс[Текст] : учебник / В.Л. Кан-Калик. – М. : Издательство Грозный, 1999. – 255 с.
12. Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 57-64.
13. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности педагога и мастера производственного обучения [Текст] : учебник / Н.В. Кузьмина. – М. : Высшая школа, 2001. – 225 с.
14. Синенко, В.Я. Профессионализм учителя [Текст] : учебник / В.Я. Синенко. – М. : Издательство Юрайт, 2006. – 238 с.
15. Фесюкова, Л.Б. «От трех до семи» [Текст] : учебник / Л.Б. Фесюкова. – М. : Издательство «АСТ» , 2001. – 245 с.
16. Фесюкова, Л.Б. Гончарова Л. «Игры и упражнения» [Текст] : учебник / Л.Б. Фесюкова Л. Гончарова. – М. : Издательство Юрайт, 2008. – 155 с.