Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество сегодня нуждается не только в грамотных, но и
духовно развитых гражданах. Формирование нравственной, эстетической,
духовной культуры подрастающего поколения осуществляется благодаря
урокам искусства в общеобразовательной школе, занятиям в детских школах
искусств, кружках и студиях [14].
В процессе художественного образования и эстетического воспитания
дети приобретают первые творческие впечатления, овладевают разными
видами художественной деятельности, в том числе изобразительной.
Исследования педагогов и психологов показывают, что детям
необходимо давать знания обо всех жанрах и видах изобразительного
искусства, но натюрморт можно считать первым, «начальным» жанром
живописи, с которым нужно знакомить детей [9].
Он не только вызывает большой эмоциональный отклик у
детей, но помогает изучить на его примере основы изобразительной
грамоты, узнать о средствах выразительности в живописи, учит
воспринимать красоту изображенных предметов, любоваться ими. На
уроках изобразительного искусства в 5 классе натюрморт
выступает в качестве замечательного средства для изучения передачи в
изобразительном искусстве закономерностей освещенности, формы, цвета
материальности и др. Недаром мастера искусства называли натюрморт
лабораторией живописи [3].
Выдающиеся ученые в области психологии художественного
творчества: А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И.
Игнатьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что развитие
творческих способностей учащихся осуществляется в результате
воздействия продуманной системы педагогического руководства творческой
деятельностью и с учетом их возрастных особенностей.
Как показывает практика, занятия изобразительным искусством
изменяет сознание детей, стимулирует творческое развитие личности
ребенка, формирует мировоззрение личности. В отечественной
художественной педагогике были разработаны методические системы
обучения изобразительному искусству. В. С. Кузин, Э.И. Кубышкина, Б. М.
Неменский, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова и другие
известные художники-педагоги в программах по изобразительному
искусству для общеобразовательной школы отводили важное место
изучению жанра «Натюрморт». Чаще всего для изучения натюрморта в
школьной программе отводились уроки рисования с натуры.
Актуальность исследования определяется необходимостью разработки дидактического пособия для изобразительного искусства в 5 классе по теме «Натюрморт» и способствованию развитию художественного потенциала у учащихся среднего звена в процессе написания живописного натюрморта т.к. методическая литература в наше время по данной теме исследования имеется в недостаточном объеме и требует дальнейшей разработки.
Цель исследования -разработать дидактическое пособие для изобра-зительного искусства в 5 классе по теме «Натюрморт».
Объект : процесс изобразительной деятельности .
Предмет: дидактическое пособие.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1.Раскрыть теоретические основы натюрморта как жанра изобрази-тельного искусства.
2. Изучить методические основы по обучению школьников жанру натюрморт.
3.Подобрать методический материал для дидактического пособия.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; изучение педагогического опыта.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАТЮРМОРТА КАК ЖАН-РА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1.Особенности натюрморта как жанра изобразительного искусства
В изобразительном искусстве натюрморт – ( от франц.) nature morte – «мертвая природа» принято называть изображение неодушевленных пред-метов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельно значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины или портрета [6].
В отдельных случаях натюрморт приобретает настолько важное зна-чение, что становится своеобразным композиционным центром картины.
В зависимости от задач, которые решает художник, меняется роль и место натюрморта в композиции.
Воздействие натюрморта на зрителя происходит по линии ассоциатив-ных представлений и мыслей, возникающих при рассмотрении изобрази-тельных предметов.
Таким образом, объединенные доступными средствами композиции вещи слагаются в изображении, в эмоционально насыщенный образ.
Художники, обращаются к натюрмортам как к средству характеристики со-здаваемого образа и при работе над портретом. В сюжетно - тематических картинах натюрморт имеет хотя и важное, но все же подчиненное значение.
Как самостоятельный жанр искусства натюрморт обладает большими изоб-разительными воздействиями. В нем показывается не только внешняя мате-риальная сущность предметов. Вместе с конкретным изображением вещей в натюрморте в образной форме могут быть переданы существенные стороны жизни, отражаться эпоха, важные исторические события.
В лучших своих проявлениях он становится действенным средством идейного и эстетического восприятия людей, формируя их вкусы, понятия, представления [12].
Другое назначение натюрморта – служить своеобразной творческой лабораторией, где художник ставит и решает различные профессиональные задачи, совершенствует мастерство.
Своеобразие работы над натюрмортом состоит в том, что его сложно ставить и писать в различных условиях; в помещении при дневном и искус-ственном освещении, на открытом воздухе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев, Б.Г. Задачи психологии искусства // Человек: образ и сущность. – М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2001 – С.251-261.
2. Болотина, И. С. Натюрморт советских художников /И. С. Болоти-на. - М.: Внешсигма, 2000. - 120с.: ил.
3. Виноградова, Г.Г. Изобразительное искусство в школе / Г.Г. Ви-ноградова -- М.: Москва, 2014. - 318 с.
4. Виппер, Б.Р. Проблема развития натюрморта. – СПб.: Азбука- классика, 2005 – 384 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997 – 96 с.
6. Голяева, Л. А. Словарь-справочник учителя изобразительного
искусства. Пенза: Изд-во ПГПУ им В. Г. Белинского, 2005 – 70 с.
7. Казакова, Т.Г. Развитие у детей творчества. – М.: Просвещение,
1987 – 227 с.
8. Кашекова, И. Жанр натюрморта /И. Кашекова // журн. «Искус-ство в школе». - 2003. - №5. - С. 3-15.
9. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельно-сти конструированию: учебн. пособие для учащихся педучилищ В.А. Езикее-ва, Е.В. Лебедева Под редакцией Т.С. Комаровой - 2 изд. дораб.- М.: Про-свещение 2005.- 157 с.
10. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе:
пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977 – 208 с.
11. Кузин, В.С. Изобразительное искусство. Программы для обще-образовательных учреждений. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 – 108 с.
12. Лотман, Ю. М. Натюрморт в перспективе семиотики /Ю. М. Лот-ман. - С.-П.: Академический проект, 2002. - С. 340-348.
13. Мальцева, Л.В., Белая Т.В. Методика обучения изобразительно-му и
декоративно-прикладному искусству, 2015 – 159 с.
14. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный
труд: программа для 1–9 классов. – М.: Просвещение, 2013 – 138 с.
15. Ноэль, Б.Л. Декоративная живопись. – М.: Просвещение, 2004 –
223 с.
16. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного
искусства в школе: учебник для вузов. – М.: Агар, 2000 – 251 с.
17. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб-ное
пособие. – М.: Народное образование, 1998 – 256 с.
18. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: учебник для
учащихся 5–8 классов: в 4 ч. / Ч. 2 Основы живописи. – Обнинск: ТИТУЛ, 1996 – 80 с.
19.Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство: программа для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2011 – 72 с.
20. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества. – М.:
Знание, 1970 – 48 с. – (Искусство).