Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы неоспорима, так как в последние годы одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии является формирование творческой личности. Творческая личность - это такая личность, которая обладает определенными творческими качествами и своими взглядами на жизнь.
Если само понятие «творческая личность» можно считать в той или иной степени определенным, то разработка единой концепции и технологии ее развития находятся на стадии поиска и становления.
Как известно, в развитии творческой личности огромная роль принадлежит воображению. Специальные психологические исследования показывают, что основой или «механизмом» воображения, вообще является фантазия. Фантазия выступает как важное условие нормального развития личности ребенка необходимая для свободного выявления ее творческих возможностей.
Творческая деятельность личности необходима каждому современному человеку, и развивать ее следует в дошкольный период детства. Творческое развитие представляет собой всеобщую и ведущую форму детского развития. Поэтому развивающее образование должно устремлять ребенка в перспективу саморазвития, расширения его сознания на основе творческой деятельности [12 с. 10]. Для успешного решения данной проблемы имеет значение развитие творческих способностей детей, их творческого воображения.
Таким образом, мы считаем, что тема нашего исследования «Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста» является актуальной.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить развитие творчества в сюжетно-ролевых играх детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ.
Гипотеза: творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно, если у них сформированы творческие способности, развита фантазия, умения по придумыванию сюжетов сказок, картин, отличающихся необычностью, оригинальностью образов, решений ситуаций.
Задачи работы исследования.
- провести анализ психологической литературы по теме исследования;
- подобрать методики изучения уровней развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;
- провести исследование уровней развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- анализ психологической литературы, наблюдение; беседа, тестирование, математическая обработка результатов эксперимента.
Методологической основой нашей работы явились труды Г.С. Альтшуллера, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, А.М. Страунинг, К.Д. Ушинского, А.Е. Флериной и др.
Практическая значимость исследования. Нами подобраны и апробированы методики по изучению уровней развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Материалы исследования, методические рекомендации для воспитателей по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы воспитателями, психологами.
База исследования: МДОБУ ЦРР Детский сад 105 «Умка».
Структура исследования: состоит из введения, из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятия творческое воображение
Творчество тесно связано со всеми свойствами личности и не исчерпывается какой-либо одной стороной. Творчество проявляется во всех конкретных его видах: изобретательном, научном, литературном, художественном и так далее.
«Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира, или известным построением ума, или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» - так дает определение творчеству известный российский психолог Л.С. Выготский [12, с.3].
Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным фоном [25, с.10].
По свидетельству очень многих выдающихся деятелей науки искусства литературы в их творческом процессе особо важную роль играет воображение. Специальные философские и психологические исследования этого процесса приводят обычно к аналогичному выводу о том, что именно фантазия является основой или «механизмом» воображения вообще творчества [19,с.20].
Следовательно, надо признать бесспорным по крайне мере одно: как бы ни понималось воображение, его нельзя обойти при изучении мыслительной деятельности, или вообще творческой деятельности.
Исследование подлежат, прежде всего, те явления, факты и закономерности, которые обозначаются термином «фантазия».
Согласно наиболее распространенной и почти общепризнанной точке зрения под воображением понимается «психический процесс, состоящий в создании новых образов на основе переработки прошлых восприятий».
Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение вероятно характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом кроме воображения не проявляется идеальный и загадочный характер психики [24 с.18].
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение обусловлено многими способностями личности - индивидуальными особенностями восприятия, мышления и памяти, особенностями его внимания, интересов, способностей. Тесно связано воображение и с волевыми качествами человека [13 с.71].
Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти. Однако степень этой зависимости может быть большей или меньшей. В связи с этим различают воссоздающее и творческое воображение.
Воссоздающее воображение есть создание образа на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого объекта.
Творческое воображение - это самостоятельное создание новых оригинальных образов.
Воображение представляет собой особую форму отражения, которое заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий [1, с.27].
Начальные формы воображения появляются впервые в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции развития. Ребенок научается замечать реальные предметы и ситуации воображаемыми строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.
Во-первых, по линии расширения круга замечаемых предметов и совершенствования самой операции замещения смыкаясь с развитием логического мышления.
Во-вторых, по линии совершенствования операции воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносятся личностные отношения, они характеризуются яркостью насыщенностью эмоциональностью.
В-третьих, развиваются творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.
В-четвертых, воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями по заранее предложенному плану контролировать степень соответствия результата поставленной задачи.
В 30-е годы крупнейший советский психолог Л.С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л.С. Выготскому удалось доказать, что все образы воображения, как бы причудливо они не были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Именно поэтому воображение необходимо развивать с детства. И наиболее чувствительный, «сензитивный» возраст для развития воображения - это дошкольное детство [12, с.6].
С.В. Лелюх отмечает, что «воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика» [23, с.56].
Воображение творчески преобразует действительность; его образы гибки, подвижны, а их комбинации могут давать новые и неожиданные результаты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач. - СПб.: Прогресс, 1979. - 280 с.
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: ТРИЗ. - М.: Сов. радио, 1979. - 400 с.
3. Белобрыкина О. Почему ТРИЗ «буксует» в детских садах. // Дошкольное воспитание. - 2020. - №2. - С. 14 - 17.
4. Белова Л.С. Некоторые практические вопросы ТРИЗ // Дошкольное воспитание. - 2019. - №1. - С. 4-7.
5. Белова Л.С. Некоторые практические вопросы ТРИЗ // Дошкольное воспитание. - 2021. - №2 - С. 3-15.
6. Богат В. К вопросу о тризовских занятиях. // Дошкольное воспитание. - 2018. - №11. - С. 39 - 40.
7. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ // Дошкольное воспитание. - 2020. - №10. - С. 30 - 32.
8. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. - М.: Мозаика - Синтез, 2018. -272 с.
9. Венгер Л.А. Дьяченко О.М. Дошкольное обучение, программа, направленная на развитие способностей. // Дошкольное воспитание. - 2021. - №9 - С. 20.
10. Венгер Л.А. Дьяченко О.М. Дошкольное обучение, программа, направленная на развитие способностей. // Дошкольное воспитание. - 2020. - №10. - С. 11.
11. Воробьева Г. Развиваем творческие способности. // Дошкольное воспитание. - 2019. №1. - С. 12.
12. Выготский Л.С, Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
13. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.: Просвещение, 2017. - 255 с.
14. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. - СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.
15. Гин С.И. Мир фантазии. - М.: Просвещение, 2018. - 270 с.
16. Дыбина О.В. Что было до. - М.: Практика, 2018. - 53 с.
17. Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с.
18. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. - 2021. - №1. - С.12.
19. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Просвещение, 2019. - 240 с.
20. Запорожец А.В. Основы дошкольной педагогики. - М.: Просвещение, 2019. - 272 с.
21. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2016. -240 с.
22. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ - педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ - педагогики. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
23. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. - М.: Академия, 2016. - 471с.
24. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. - М.: ТЕИС, 2018. - 381 с.
25. Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. - М.: ЮНИТИ, 2019. - 261 с.
26. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. - М.: Айрис-пресс, 2019. - 238 с.
27. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - М.: Академия, 2020. - 360 с.