Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 3
1 Система органов и учреждений социальной защиты населения 4
1.1 Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения 4
1.2 Деятельность органов социальной защиты населения на федеральном уровне…………….....6
1.3 Деятельность органов социальной защиты населения на уровне субъектов Российской Федерации……………….8
1.4 Учреждения социальной защиты населения……………...11
2 Органы Пенсионного фонда………….…………………………
Российской Федерации 20
2.1 Нормативно-правовое регулирование…………………….20
пенсионного обеспечения
2.2 ПФР и его региональные отделения………………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………. 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Конституции Российская Федерация является социальным государством.
Отметим при этом, что нормативное понятие терминов «социальное государство», «социальная помощь», «социальная защита» и т.д. законодателем в завершенном виде по настоящее время так и не сформулирована.
Вместе с тем, социальные вопросы в определенной степени их важности для человека всегда воспринимаются физическим лицом, гражданином как лично с ним связанные, так как область регулирования социальных правоотношений неразрывно связана с насущными личными правами и интересами.
Целью данной курсовой работы является представить в более-менее обобщенном и систематизированном виде письменную работу о современном состоянии развития отечественной сферы социальной защиты и пенсионного обеспечения граждан.
Для реализации этой цели было проанализировано текущее состояние нормативных правовых актов в этой сфере и прежде всего и преимущественно законодательных актов, исследованы вопросы структуры органов и учреждений социальной защиты, а также Пенсионного фонда Российской Федерации и системы его органов.
1 Система органов и учреждений
социальной защиты населения
1.1 Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения
Законодательство о социальной защите населения представляет собой два уровня законодательства: федеральный уровень и уровень субъектов
Российской Федерации.
Перечислим основные федеральные законы, которыми регулируются вопросы социальной защиты населения:
• Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации ;
• О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ;
• О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей ;
• Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг ;
• О ветеранах ;
• О социальной защите инвалидов в Российской Федерации;
• О занятости населения в Российской Федерации (Закон
Российской Федерации) .
Кроме перечисленных законов к законодательству в «широком» смысле многие правоведы и ученые в области конституционного права относят кроме законодательных актов, также и все нормативные правовые акты.
Итак, для федерального уровня законодательства о социальной защите населения следует в таком понимании законодательства отнести также и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в области социальной защиты населения.
В качестве примера, приведем два такого рода нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации – постановлений Правительства Российской Федерации:
• постановление от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»;
• постановление от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
1.2 Деятельность органов социальной защиты населения на федеральном уровне
На федеральном уровне образовано два федеральных органа социальной защиты населения: Министерство труда и социальной защиты населения
Российской Федерации (Минтруд России)– федеральный орган исполнительной власти и Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС).
Правовой статус Минтруда России установлен соответствующим Положением, которое утверждено Правительством Российской Федерации .
Согласно Положению Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, который наделен функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих областях:
- пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения;
- социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования, так как эти вопросы отнесены к полномочиям Фонда социального страхования России);
- занятости населения и безработицы;
- социальной защиты населения;
- опеки и попечительства;
- социального обслуживания населения;
- оказания протезно-ортопедической помощи;
- реабилитации инвалидов.
Обратим внимание на то, что в области социальной защиты населения особо выделены вопросы социальной защиты семьи, а также таких категория граждан как женщины, дети, граждане пожилого возраста, ветераны, а также граждане, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2020 года № 445
«Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» текст размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru).
2. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-I (ред. 19.11.2021) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 18. Ст. 566.
3. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. 08.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
4. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. 11.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (Часть I). Ст. 7007.
Учебники и учебные пособия:
5. Конституционные основы трудового права и права социального обеспечения: состояние и перспективы [Текст] : сборник докладов / Московский гос. Юридический ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА), Секция теории государства и права ; отв. ред. Э. Г. Тучкова, К. Д. Крылов. - Москва : Проспект, 2014. - 165 с.
6. Право социального обеспечения [Текст] : учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих ФГОС СПО по специальности «Право и организация социального обеспечения», ПМ.01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» / В. П. Галаганов. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. – 442 с.
7. Право социального обеспечения [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / [Р. А. Курбанов и др.] ; под ред. Р. А. Курбанова, К. К. Гасанова, С. И. Озоженко. - Москва : ЮНИТИ, 2015. - 439 с.
8. Право социального обеспечения [Текст] : практикум : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения» /
В. П. Галаганов. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2016. – 159 с.
9. Право социального обеспечения : учебное пособие : для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности «Право и организация социального обеспечения» / В. П. Галаганов, А. П. Шарова. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2020. – 428 с.