Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На современном этапе развития образования организация различных видов деятельности в школе осуществляется в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В ФГОС образовательная среда описывается различными компонентами, основным из которых является социальный. В образовательных организациях перед педагогами стоит важнейшая задача: сформировать положительную, нравственную и развитую личность [30].
«Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы» [21]. Е.Н. Барышников в статье «Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления» отмечает, что «внеурочная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности [3].
Внеурочная деятельность является органичной составляющей педагогической деятельности. Педагог уделяет огромное внимание созданию дополнительных условий для развития интересов, способностей школьников. Внеурочная деятельность педагога, как и урочная, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь - на достижение личностных и метапредметных результатов.[7].
Ей отведено значительное место в общей системе воспитания. Внеурочная деятельность включает в себя самые разнообразные занятия учебно-воспитательного характера, предполагая овладение знаниями, техникой, искусством, физической культурой, общественно-полезным трудом.
Школьный курс биологии основной школы располагает большими возможностями для организации внеурочной деятельности. Содержание предмета «Биология» обеспечивает формирование таких личностно значимых для ученика результатов, как: использование различных языковых средств для выражения своих мыслей, ведение диалога на основе взаимного уважения к одноклассникам и учителю, отстаивание своей позиции доброжелательным поведением к оппонентам, развитие познавательных интересов на основе изучения темы, адекватное оценивание своих возможностей при достижении определенных целей, формирование экологического сознания, установление и сравнение разных точек зрения [27].
Объект работы: процесс организации внеурочной деятельности в школьном курсе биология.
Предмет работы: особенности организация различных форм внеурочной деятельности.
Цель работы: изучить теоретические и методические аспекты особенностей организации различных форм внеурочной деятельности в школьном курсе биология.
Задачи работы:
1. Рассмотреть общую характеристику внеурочной деятельности.
2. Изучить психолого- педагогические аспекты внеурочной деятельности в школьном курсе биология.
3. Изучить основные виды внеурочной деятельности в школьном курсе биология.
4. Разработать методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школьном курсе биология.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ БИОЛОГИЯ
1.1. Общая характеристика внеурочной деятельности в контексте ФГОС
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации [17].
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона .
Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом от 18 августа 2017 года № 09-1672. Методические рекомендации отражают особенности правового регулирования организации, кадрового и финансового обеспечения внеурочной деятельности, в том числе через сопоставление с соответствующими особенностями реализации дополнительных общеобразовательных программам в целях исключения встречающихся на практике ситуаций неправомерного использования источников финансирования, двойного учета детей в рамках статистического наблюдения, а также варианты реализации внеурочной деятельности.
Определим круг проблем в организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях:
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовательной организации: Сборник материалов участников Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября – 1 декабря 2017 года, г. Киров) / Отв. ред. Т.В. Стебакова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. – 699 с.
2. Архипова, О. В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] /О. В. Архипова //Дополнительное образование и воспитание. - 2016. - № 12. - С. 19–21.
3. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. -Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 416 с
4. Бочкарёва, С. Ю. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности [Электронный ресурс]/ C.Ю Бочкарёва/ https://infourok.ru/urovni-vospitatelnih-rezultatov-vneurochnoy-deyatelnosti-3167178.html (дата обращения 26.03.2022).
5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
6. Внеурочная деятельность: теория и практика 1-11 классы/ Сост. А.В.Енин.-М.: ВАКО, 2015.-288 с.
7. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Составители: С.В.Низова, Е.Л.Харчевникова.-Владимир, ВИПКРО, 2010.-32с.
8. Волчек, М.Г. Внеурочная деятельность как ресурс формирования комфортной развивающей образовательной среды. – Сибирский учитель - № 1 (98) январь-февраль 2015 – с. 18-22.
9. Воспитание экологического образования школьника: Пособие для учителя. / Под ред. Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой. – М.: Тобол, 2015 –96 с.
10. Глазачев, С.Н.Теоретические основы формирования экологического воспитания учителя: автореф. дис д-ра пед. наук. – М., 2011 –46 с.
11. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
12. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструкт: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014 – 223с
13. Григорьев, Д. От результатов к эффектам : конструирование внеурочной деятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание школьников: журн. Изд. дома «Первое сент.». 2016 № 4 С. 4-6.
14. Емельянова, И. Н. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Н. Емельянова. Москва : Академия, 2008.-256 с.
15. Казаренков, В.И. Педагогические основы организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам: [Учебное пособие: Для студентов педвузов]. - М.: ООО «Педагогика»: МГПУ, 2003. - 127 с.
16. Кальницкая, Т.С., Демина, Э.М. Совершенствование содержания и технологий организации внеурочной деятельности, в том числе для детей с ОВЗ, в рамках реализации основной образовательной программы: Методические рекомендации / Мин-во образования и молодежной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. – Сыктывкар, КРИРО, 2016. – 152 с.
17. Кошева, Д.П., Фигурова, Т.М. Организация внеурочной деятельности школьников в условиях ФГОС / Д.П. Кошева, Т.М. Фигурова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования Сборник научных статей международной конференции. - 2014. - С. 651-655.
18. Кучурин, В.В., Рогозина, Т.В., Фирсова, Н.В. Организация внеурочной деятельность в школе/ Учеб.-метод. пособие – СПб.: ЛОИРО, 2016. –108с.
19. Крылова, Н. Б. Очерки понимающей педагогики. Книга для молодого педагога, ищущего альтернативные пути в педагогике / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. Москва : Народное образование, 2001.- 448 с.
20. Майорова, К. А. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования / К. А. Майорова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 29 (267). - С. 140-142. - URL: https://moluch.ru/archive/267/61675/ (дата обращения: 26.03.2022).
21. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. - Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-167.
22. Методика преподавания биологии : учебник для студ. высш. учеб. заведений / [М.А.Якунчев, О.Н.Волкова, О.Н.Аксенова и др.] ; под ред. М.А.Якунчева. — М. : Издательский центр «Академия», 2008 - 320 с.
23. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений / М.: Издат. Центр «Академия», 2009. 192 с.
24. Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии : учеб. пособие для. студ. пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П.Соломин, Г.Д.Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. - 3-е изд., стер.- М .: Издательский центр «Академия», 2008. - 280 с.
25. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2книгах. / И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.
26. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. С. Селиванов ; ред.: В. А. Сластенин. 4-е изд., стер. Москва : Академия, 2005.- 336 с.
27. Сивоглазов, В. И. Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы. 5–9 классы [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов. — М.: Просвещение, 2017.
28. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 471 с.
29. Сорокопуд, Ю.В., Сиротина, С.А. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 187-189.
30. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».