Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК 7 КЛАССА………………………………………………….
1.1 Речевые ошибки. Классификация грамматических ошибок……………………………………………………
1.2 Причины возникновения грамматических ошибок……
1.3 Пути предупреждения и устранения типичных ошибок
ГЛАВА 2. ПРОПЕДЕВТИКА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК
2.1 Пропедевтическая работа над морфологическими ошибками…………………………………………………
2.2 Правила развития грамматических навыков…………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
……………………………………………………………..
Фрагмент для ознакомления
2
Повышение и совершенствование речевой культуры учащихся является одной из важнейших и актуальных задач, стоящих в настоящее время перед современной школой. Как известно, одним из важнейших показателей высокого уровня культуры человека, его мышления, развитого интеллекта является, прежде всего, его речь, которая непременно должна соответствовать нормам языка.
Как отмечают ученые и исследователи, именно в школе дети активно начинают овладевать теми или иными нормами как устного, так и письменного литературного языка, учатся правильно применять языковые средства в совершенно разных условиях общения соответственно целям и задачам речи. При этом велика роль учителя. Он должен оказать помощь детям в осмыслении требований к речи, научить школьников в ходе формулировки мыслей наблюдать за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью средств языка.
Проведенный анализ методической, педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебным процессом показали, что на уроках русского языка в 7 классе регулярно осуществляется работа по культуре речи, но, несмотря на активную реализацию этого процесса, сегодня существует актуальная проблема увеличения ошибок в устной и письменной речи учащихся.
Выявленная проблема преимущественно обусловлена тем, что учитель не всегда может вовремя определить тип ошибки, который допущен учеником, и соответственно вовремя подобрать нужное, актуальное и необходимое упражнение для исправления возникшей ошибки. Анализ методической литературы показал, что существуют различные классификации ошибок в речи учащихся 7 класса. Однако единой, анализ литературы позволил сделать вывод о том, что единой классификации ошибок в настоящее время нет, что существенно затрудняет работу учителя в их своевременном исправлении.
Только верная классификация каждой ошибки речи, допущенной учащимися, является правильным и верным решением того, что может быть организована и правильно выстроена сознательная, целенаправленная работа по предупреждению подобных ошибок в дальнейшем.
Например, актуально и необходимо в аспекте нашего исследования сравнить два предложения, содержащих, казалось бы, одну и ту же ошибку: «Мыш прошмыгнула в дверную щель» и «По двору нашего дома пробежал маленький мыш». Проанализируем природу ошибки в первом и втором случае. Так, в первом случае форма согласующегося с существительным глагола нам свидетельствует о том, что ученик знает, к какому роду относится существительное мышь, следовательно, ошибка, которую он допустил, является орфографической. Таким образом, в данном случае, усилия учителя должны быть направлены в первую очередь, на разъяснение актуальных правила о написании мягкого знака на конце существительных после шипящих, а также на отработку навыка в его использовании применительно к другим существительным с основами на шипящий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова, А.П., Воинова, Е.И. Стилистические ошибки в сочинениях поступающих в высшие учебные заведения // Русский язык в школе. 1964. № 2. С. 57-60.
2. Анисимов, Г. А. О классификации речевых ошибок // Русский язык в национальной школе. 1989. № 3. С. 25-31.
3. Антонова, Л. Г. Опыты жанра: историческая и современная практика решения // Русский язык в школе. 2000. № 3. С. 21-27.
4. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение. 1987. – 204 с.
5. Алгазина, Н.Н. Обучение орфографии с учетом вариантов орфограмм. – М.: Просвещение, 1981. – 194 с.
6. Алгазина, Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V – VIII классов. – М.: Просвещение, 1965. – 50 с.
7. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 1996. – 308 с.
8. Волошина, О.И. Русский язык. Тесты. 1 - 4 классы. - М.: Дрофа. 2000. – 256 с.
9. Граник, Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая, Л.А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение. 2005. – 325 с.
10. Иванова, В.Ф., Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.
11. Капинос, В.И. О критериях оценки речи и об ошибках грамматических и речевых. М., 1978. – 256 с.
12. Москаленко, К.А. Комментированное письмо. – РЯШ, 1962, №4.
13. Нефедова Е.А., Узорова, О.В. Диктанты и изложения по русскому языку. - М.: Аквариум. 2008. – 278 с.
14. Пленкин, Н.А. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка. М.-Л. 1964. – 246 с.
15. Рождественский, Н.С. Методика обучения русскому языку. М., 1965. – 156 с.
16. Рождественский, Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. - М.: Просвещение. 2001. – 278 с.
17. Скороход, Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. - М.: Просвещение. 2007. – 328 с.
18. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение. 1980. – 308 с.
19. Тоцкий, П.С. Орфография без правил. - М.: Просвещение. 2003. – 225 с.
20. Фоменко, Ю.В. О принципах классификации ошибок в письменных работах школьников. – РЯШ, 1973, №1. – С.26.
21. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия ее развития у младших школьников.// Начальная школа. № 5, 2001, с. 41.
22. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982. – 218 с.
23. Цейтлин, С.Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации. – РЯШ, 1984, №2. – С. 28.
24. Черемисин, П.Г. К вопросу о классификации речевых ошибок. – РЯШ, 1973, №2. – С. 56.