Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность обращения к теме настоящего исследования объясняется требованиями, предъявляемыми федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДОО) к уровню развития детей. В документе сказано, что, помимо прочего, ребенок должен иметь такое сознание, которое бы позволило воспринимать окружающий мир на ценностно-смысловом уровне. Другими словами, бережно относиться ко всему живому, быть готовым оказать посильную помощь всем, кто в ней нуждается.
С внедрением ФГОС целью экологического воспитания является:
формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, уделяя этому большое внимание, как процессу непрерывного воспитания, направленному на формирование экологической культуры не только ребенка, но и всех членов семьи.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий, экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новосёлова, А.Н. Поддьякова).
Объект исследования: формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: экспериментальная деятельность как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выделить педагогические условия формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть экологическое воспитание детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического анализа;
2. изучить роль экспериментальной деятельности в развитии экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста;
3. провести диагностику уровня сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста;
4. выделить педагогические условия формирования экологических знаний у детей.
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных.
База исследования
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной деятельности
1.1. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического анализа
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое образование школьников, студентов» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников». В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи [11].
Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоциональнонравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе, морально-этических норм поведения в окружающей среде [15].
Под экологическим воспитанием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности [8].
Экологическое воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической культуры, которая рассматривается как способ организации и развития экологической жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, ценностях, социальных норм, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе [13].
Таким образом, экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.
Главная задача и цель экологического воспитания – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место [17].
В результате экологического воспитания должна быть сформирована экологическая культура, основанная на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающих его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы.
Важнейшим фактором экологического воспитания является содержание, которое включает в себя следующие компоненты:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Григорьева, О. Н. Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы / О. Н. Григорьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 150-152
2. Емельянова М.Н. Тропа здоровья на участке детского сада // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - № 6. - С. 13.
3. Захлебный, А.Н. Модели содержания экологического образования в новой школе / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Педагогика. – 2010. – № 9. – С. 38–45.
4. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 240с.
5. Королева, Н. А. Содержание экологических знаний у старших дошкольников о природе / Н. А. Королева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 19-22
6. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Короткова. - 3-е изд. - Москва : Линка-Пресс, 2015. - 208 с.
7. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование: старший дошкольный возраст : учебное пособие / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – Москва : Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
8. Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития//Научные и технические библиотеки. - М., 2016, - c. 58-62.
9. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика : Учеб.-метод. пособие. - Балашов (Сарат. обл.) : Изд-во Николаев, 2005 (Пед. агентство Арья, ИП Николаев). - 75 с.
10. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г. – М.: Детство-Пресс, 2000. – 319 с.
11. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
12. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2011. — 336 с.
13. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. И ст. групп детского сада: кн.для воспитателей дет. Сада/С.Н.Николаева. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 64с.
15. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — 227 с.
16. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. - 32с.
17. Степановских, А. С. Охрана окружающей среды : Учеб. для студентов вузов по экол. специальностям / Авт.-сост. А. С. Степановских. - М. : ЮНИТИ, 2000. – 558 с.
18. Хлебова О.В. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2017. - № 6. С. 34-38
19. Шатокина Е.К.Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы // Детский сад со всех сторон. - 2017. - № 17. С. 3-12.
20. Ясвин, В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин; Моск. гор. психол.-пед. ин-т, Шк. "Новое образование". - 2. изд., испр. и доп. - М. : Смысл, 2001. - 366 с.