Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Предметы образовательной отрасли "искусство" направлены на развитие эмоционально - чувственной сферы учащихся, формирование их художественно-образного, ассоциативного, критического мышления; создание благоприятных условий для продуцирования креативных идей, реализацию собственных творческих потребностей в художественной деятельности и познании. В то же время, через образное содержание произведений искусства, открываются широкие возможности эффективно влиять на воспитание патриотизма, морали и других ценностей.
Педагоги художественных дисциплин должны направлять свою деятельность на достижение цели полного общего среднего образования, определенной в Законе РФ «Об образовании» как «всестороннее развитие, воспитание и социализация личности, которая способна к жизни в обществе и цивилизованного взаимодействия с природой, имеет стремление к самосовершенствованию и обучению на протяжении жизни, готова до сознательного жизненного выбора и самореализации, ответственности, трудовой деятельности и гражданской активности».
Цель исследования: выявить специфику проектирования образовательной программы по предмету изобразительное искусство для обучающихся 3 класса
Объект исследования: образовательный процесс по изобразительному искусству.
Предмет исследования: проектирование образовательной программы по предмету изобразительное искусство для обучающихся 3 класса.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть реализацию задач художественного образования в начальной школе ;
2. Провести анализ УМК по изобразительному искусству для начальной школы;
3.Указать особенности проектирования образовательных программ по изобразительному искусству;
4. Представить содержание разработки образовательной программы по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса.
Глава 1. Теоретические основы проектирования образовательной программы по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса
1.1. Реализация задач художественного образования в начальной школе
Проектируя художественно-образовательный процесс учителю следует ориентироваться на реализацию цели художественного образования, определенные в Государственном стандарте начального образования как «формирование культурной и других компетенций, ценностей в процессе познания искусства и художественно-творческого самовыражения в личной и общественной жизни, уважения к национальной и мировой художественной наследия».
Содержание художественного образования может реализовываться как через интегрированный курс «Искусство», так и через отдельные предметы по видам искусства: изобразительное искусство и музыкальное искусство. Выбор осуществляется с учетом профессиональной подготовки кадрового состава педагогических работников школы и согласовывается педагогическим советом. При условии избрания заведением общего среднего образования преподавания искусства через отдельные предметы, в рабочем учебном плане отмечается: «искусство: Изобразительное искусство», «Искусство: музыкальное искусство», на которые отводится по 1 часу в неделю.
Обращаем внимание на то, что современная школа уделяет значительное внимание развитию творчества (креативности) и эмоционального интеллекта - сквозных умений личности, необходимых ей в течение жизни (по заключению мировых экспертов) и определенных Законом РФ «Об образовании», качеств, активно развивающиеся в процессе таких видов художественной деятельности как пение, рисование, игра на детских музыкальных инструментах, импровизация, инсценировка, активное восприятие произведений искусства для понимания их влияния на человека. В Государственном стандарте начального образования и Типовых образовательных программах (художественная образовательная отрасль) сделан весомый упор на формирование в рамках этой образовательной области таких художественных умений, которые бы эффективно способствовали развитию детского творчества, творческому и личностному самовыражению, активному (деятельностном) обогащению эмоционального опыта.
Существует мнение практиков, что занятия искусством непременно обеспечивает развитие эмоционального интеллекта, тогда как в действительности это развитие должно осуществляться целенаправленно в течение всего периода обучения, причем с использованием соответствующих методов (фасилитована дискуссия, арт-педагогические методы, аналогии, упражнения на релаксацию, визуализацию, сравнения и др).
Прежде всего, необходимо учить детей чувствовать искусство на чувственном уровне, а не на когнитивном. В процессе развития эмоционального интеллекта крайне важным является применение интегративных художественно-педагогических технологий. Направленность развития эмоционального интеллекта средствами искусства предполагает использование совокупности методов и приемов в развитии навыков экспрессивной выразительности, развития умений идентифицировать, понимать свои эмоции, способности налаживать и поддерживать эффективное взаимодействие в условиях арт-пространства.
Для достижения определенных программой результатов обучения учитель самостоятельно может определять тематику обучения, художественный контент( художественный материал), объем часов на изучение отдельной темы, поурочное распределение овладения каждой темой, технологии обучения и тому подобное. Отметим, что художественные произведения для восприятия и исполнения учащимися должны соответствовать критериям их высокого художественного качества, любопытства для учащихся и соответствия их возрасту. Вышеозначенное педагог отражает в календарно-тематическом плане на учебный год, в соответствии с которым он осуществляет обучение соискателей образования.
На протяжении обучения в начальной школе у детей должны системно формироваться исполнительские умения и навыки, характерные для каждого отдельного вида художественной деятельности: овладение графических, живописных, декоративных техник, знакомство с правилами композиции, цветоведения, лепка и тому подобное (изобразительного искусства); формирование вокальных и хоровых навыков (по музыкальному искусству); приобретение элементарных актерских и хореографических умений во время театрализаций, инсценизаций, ролевых игр, движений под музыку и т. д. В то же время, в контексте интегрированного обучения происходит формирование полихудожних умений и качеств (способность в сравнение языка различных видов искусства, воспроизведение различных явлений через музыкальные интонации, рисунок, движение, жест, «оживления» произведений изобразительного искусства, визуализация музыки и прочее). Формирование каждого из вышеупомянутых художественных умений требует особого профессионального педагогического подхода.
Учитывая продолжение в 2021/2022 учебном году внедрение концептуальных основ реформирования общего среднего образования, приоритетными остаются задачи создания в учреждениях общего среднего образования, образовательной среды для реализации интегративного подхода к компетентностно ориентированного обучения, обеспечение условий для взаимодействия участников образовательного процесса на принципах педагогики партнерства и в условиях психологической комфортности.
Необходимым условием реализации задач художественной образовательной отрасли является соблюдение интегративного подхода в обучении, который может рассматриваться в нескольких значениях:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Васильева Т.Г. Музыка. ИЗО. МХК: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 226 с.
2. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М., 2003.
3. Жуликов Л.В. Теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение и преподавателей профессиональных образовательных учреждений. - Ростов н/Д, 2016. - 259 с.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003. – 192 с.
5. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы: Программа общеобразовательных учреждений: Учебное издание / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011. – 141 с.
6. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. – М.: АГАР, 2006.
7. Кузин В.С., Ломов С.П., Шорохов Е.В. и др. Изобразительное искусство: 5-9 классы: Программа общеобразовательных учреждений, учебное издание. – М.: Дрофа, 2010. – 46 с.
8. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007.
9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. М.: Академия, 2005. –272 с.
10. Полынская, И. Н. Методика обучения изобразительному искусству в начальных классах : учебно-методические рекомендации по дисциплине «Методика обучения и воспитания». – Нижневартовск: НВГУ, 2020.– 94 с.
11. Психолого-педагогические основы художественного образования. В 2-х ч. Ч. 1: Психология в тезисах: Учеб.пособие /Авт.-сост. И.Н. Немыкина. – М.: АПК и ППРО, 2005.
12. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2008.
13. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8–9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн : учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Н. М. Соколь¬никова. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с.: ил., [24] л. цв. вкл.
15. Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М.: Просвещение, 2010.
16. Сурина М.О. Основы цветодидактики. – М., 2002.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской от «17» декабря 2010 г. № 1897.
18. Фокина Л.В. Орнамент: Учебное пособие – Ростов на/Д, 2005.
19. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Изобразительное искусство: 5-9 классы: Программа общеобразовательных учреждений, учебное издание. – М.: Просвещение, 2008. – 72 с.
20. Яковлева Н.А., Мозговая Е.Б. Анализ и интерпретация художественного произведения: Учеб. пособие. – М., 2005. – 551 с.