Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование и совершенствование навыка чтения крайне важно в период изучения иностранного языка, так как чтение как форма межкультурного общения неразрывно связано с различными сферами жизни человека. А в условиях школы обучение навыку чтения на английском языке способствует развитию у детей интереса к изучаемому языку и обеспечивает учащихся средством получения новых знаний. При этом чтение представляет собой средство обучения учащихся и остальным видам речевой деятельности на английском языке.
Начальный этап изучения английского языка, в частности и обучения чтению на данном языке, приходится на начальную ступень образования (2 - 4 классы). Несмотря на то, что современная система общего образования динамично развивается и совершенствуется, обучение английскому языку в начальных классах постоянно обогащается новыми методами и учебно-методическими комплексами, на сегодняшний день все еще актуальна проблема, связанная с наличием детей, сталкивающихся с определенными трудностями в процессе освоения навыка чтения на английском языке. Серьезность данной проблемы заключается в том, что если ребенок не овладевает навыками чтения на английском языке в начальных классах, то он уже в среднем звене, сталкиваясь с аутентичными текстами и испытывая трудности работы с ними, теряет интерес к изучению языка, что, в свою очередь, приводит к снижению эффективности обучения такого ребенка языку в целом.
Таким образом, актуальность работы обусловлена существующей в нынешнее время проблемой обучения навыкам чтения на английском языке в начальных классах и ее пока недостаточной разработанностью. Объектом исследования является процесс обучения чтения на английском языке в условиях начального общего образования. Предметом исследования является методы формирования у младших школьников навыков чтения на английском языке. Цель исследования заключаются в теоретическом обосновании, разработке комплекса упражнений, направленного на формирование навыков чтения на английском языке для учащихся младших классов. Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «чтение», выделить его виды;
2. Изучить психолого-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста и их роль в обучении навыкам чтения на английском языке;
3. Изучить наиболее часто возникающие трудности в процессе обучения навыкам чтения, характерные для начального этапа обучения;
4. Провести анализ действующих УМК по английскому языку для начальной ступени образования.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
-теоретические: анализ методической, педагогической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- общенаучные: анализ, обобщение, систематизация, классификация, аналогия, синтез;
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых в области лингводидактики и методики обучения иностранным языкам (Н.Д. Гальскова, Зимняя И. А., Шамов А.Н., Миролюбов А. А, Филатов В. М. и др.).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что представленные в ней выводы и разработанный комплекс упражнений могут быть использованы в практике обучения младших школьников навыкам чтения на английском языке.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава I Теоретические основы обучения учащихся младшего школьного возраста навыкам чтения на английском языке
1.1 Понятие «чтение» и его классификация
В рамках изучения иностранного языка, чтение рассматривается в качестве самостоятельного вида речевой деятельности, что обусловлено его коммуникативной задачей. Такие специалисты в области лингвистики, как Гальскова Н. Д., Василевич А. Л., Коряковцева Н. Ф. и Акимов Н. В. определяют «чтение» как самостоятельную цель и средство овладения новым языком [21, с. 158]. Щепилова А. В. и Брейгина М. Е. рассматривают чтение как коммуникативную деятельность, направленную на получение информации из письменного текста, а также как способ общения через текст [19, с. 108].
В качестве цели овладения навыком чтения на иностранном языке Гальскова Н. Д., Василевич А. Л., Коряковцева Н. Ф. и Акимов Н. В. рассматривают достижение учащимися того уровня компетенции, которого будет достаточно не только для его функционирования, но и для дальнейшего его свободного и продуктивного использования в различных сферах деятельности [21, с. 158].
По мнению специалистов, в качестве средства овладения иностранным языком, чтение для учащихся представляет собой источник различных языковых средств: грамматических, лексических, стилистических, фразеологизмов и др. Щепилова А. В. и Брейгина М. Е. целью и результатом чтения называют осмысление зрительно воспринятой информации и раскрытие смысловых связей [19, с. 113].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Английский язык : 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. – 6-е изд. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2017. – 178 с.: ил. – (Английский в фокусе).
2. Английский язык. 2—4 классы : рабочая программа : учебно-методическое пособие / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Н. В. Языкова, Е. А. Колесникова. — 3-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017. — 76, [4] с. — (Rainbow English).
3. Английский язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников «Английский в фокусе». 2–11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. Г. Апальков, Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова. - Москва : Просвещение, 2018. - 237 с. – Библиогр.: с. 237.
4. Английский язык : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1 / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. / Под. ред. М. В. Вербицкой. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2015. – 80 с. – ил. – (Forward).
5. Английский язык : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 2 / М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др. / Под. ред. М. В. Вербицкой. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф : Pearson Education Limited, 2014. – 96 с. – ил. – (Forward).
6. Афанасьева, О. В. Английский язык : 4 класс : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – 4 изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015. – 128 с. : ил. + 1 CD-ROM : аудиоприложение. – (Rainbow English).
7. Афанасьева, О. В. Английский язык : 4 класс : учебник : в 2 ч. Ч. 2 / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – 4 изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015. – 128 с. : ил. + 1 CD-ROM : аудиоприложение. – (Rainbow English).
8. Беляева, В. Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе / В. Б. Беляева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : современная школа. – 2010. – № 3(5). – С. 105-108. – Режим доступа https://readera.org/14032086 (дата обращения: 28.03.2022).
9. Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков : Обучение основным видам речевой деятельности : учеб. пособие / И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 104 с. – Библиогр.: с. 97-98.
10. Васильева, Т.Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском учащихся младших школьников / Т. Г. Васильева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена : электрон. научн. журн. – СПб., 2008. – № 76-2. – С. 47-53. – Библиогр.: с. 53-54.
11. Вербицкая, М. В. Английский язык : программа : 2–4 классы / М. В. Вербицкая. — 2-е изд., перераб. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 144 с. : ил. — (Forward).
12. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. – М. : АРКТИ, 2003. – 192 с. – Библиогр.: с. 193.
13. Глаголева, Р. И. Работа с текстом на уроке иностранного языка / Р. И. Глаголева // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 4. – С. 42-44. – Режим доступа https://socionet.ru/d/spz:cyberleninka:5324:15397066/http://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-tekstom-na-uroke-inostrannogo-yazyka-1 (дата обращения: 26.03.2022).
14. Губанова, И. В. Формирование и развитие навыков чтения при обучении английскому языку младших школьников / И. В. Губанова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук: материалы IV междунар. науч.-пр. заочн. конф. (Казань, 29 апреля 2016 г.) / Научно-образовательный центр «Знание». – Казань : ООО «Рокета Союз», 2016. – С. 114-118. – Библиогр.: с. 118.
15. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя; Московский психолого-социальный институт. – М. : РАО/МПСИ, 2001. – 396 с. – Библиогр.: с. 412.
16. Клычникова, З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке : Пособие для учителя / З. И. Клычникова. - 2-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1983. - 207 с. – Библиогр.: с. 194-205.
17. Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. – М. : Дрофа, 2008. – 431 с. – Библиогр.: с. 382-411.
18. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе : Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под. ред. В. М. Филатова / Серия «среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д : «Феникс», 2004. – 416 с. – Библиогр.: с. 133, 210, 379, 414.
19. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с. – Библиогр.: с. 326.
20. Мещерякова, В.Н. Фонетические игры для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В. Н. Мещерякова // Английский язык : электрон. научн. журн. – М., 2005. – № 14. – Режим доступа https://eng.1sept.ru/article.php?ID=200501403 (Дата обращения: 27.03.2022).
21. Мильруд, Р. П. Обучение технике чтения в начальной школе : проблемы и решения [Электронный ресурс] / Р. П. Мильруд // Просвещение. Иностранные языки. – электрон. научн. журн. – М., 2017. – Режим доступа http://iyazyki.prosv.ru/2017/09/education-technology/ (Дата обращения: 26.03.2022).
22. Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. – Москва : КНОРУС, 2017. – 390 с. – Библиогр.: с. 379-390.
23. Петрикова, А. А. Цели и содержание овладения иноязычным чтением на начальном этапе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 159-165. – Библиогр.: с. 165-166.
24. Пирожкова, A. О. Теория и практика обучения английскому языку в начальных классах : учебное пособие / A. О. Пирожкова. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 151 c.
25. Сергеева, Б. В. Методика обучения чтению на английском языке в начальных классах [Электронный ресурс] / Б. В. Сергеева, И. В. Беляева // Перспективы Науки и Образования : междунар. электрон. научн. журн. – Воронеж : ООО «Экологическая помощь». –2018. – № 4. – Режим доступа pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ (Дата обращения: 27.03.2022).
26. Фоломкина, С. К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке / Фоломкина С. К. // Иностранные языки в высшей школе. – 1971. – № 6. – С. 3-12.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
28. Шамов, А. Н. Методика преподавания иностранных языков : общий курс: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / М. А. Ариян, О. Г. Оберемко, А. Н. Шамов. – М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. – 253, [3] с.
29. Яблучанская, О. Н. Методическая система обучения чтению Майкла Уэста как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции / О. Н. Яблучанская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 12-2. – С. 146-149. – Библиогр.: с. 149.