Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Здоровье граждан является достоянием первостепенной важности государства, поэтому утрата трудоспособности в результате заболевания причисляется к числу социальных рисков, затрагивающих интересы каждого гражданина страны и общества в целом. Каждое государство стремиться обеспечить защиту здоровья населения, разрабатывая меры по ее охране.
Одним из важных составляющих системы государственного социального обеспечения является медицинское страхование.
Медицинское страхование представляет собой форму социальной защиты населения в области охраны здоровья. Оно нацелено на обеспечение гражданам возможности получения медицинской помощи за счет накопленных средств, финансирование профилактических мероприятий, обеспечение максимальной доступности медицинских услуг для широкого круга населения и, по возможности, полную компенсацию расходов страхователей. В большинстве стран с развитым платным здравоохранением медицинское страхование получило широкое распространение.
Сегодня в Российской Федерации существует два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Большинство россиян имеют представление о том, что такое обязательное медицинское страхование (ОМС).
Сегодня в Российской Федерации эффективно действует система ОМС, благодаря которой все лица, имеющие полис соответствующего типа, имеют гарантированное право на получение медицинской помощи бесплатно.
Актуальность работы заключается в том, что обязательное медицинское страхование является важным элементом социальной политики государства, от эффективного функционирования которого зависит социальная защищенность и здоровье нации.
Цель: рассмотреть медицинское страхование как основа социального страхования в системе факторов качества жизни
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и роль обязательного медицинского страхования;
- изучить историю появления и развития обязательного медицинского страхования в России;
- исследовать государственное и правовое регулирование обязательного медицинского страхования в России;
- исследовать зарубежный опыт развития обязательного медицинского страхования;
- провести анализ современного состояния обязательного медицинского страхования в России;
- исследовать проблемы и перспективы развития обязательного медицинского страхования в России.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДЕЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Сущность и роль обязательного медицинского страхования
Предоставление социальной помощи гражданам в случае болезни имеет довольно давнюю традицию. Еще в Древней Греции и Римской империи существовали организации взаимопомощи в рамках профессиональных коллегий, которые занимались сбором и выплатой средств при наступлении несчастного случая, получения травмы, утраты трудоспособности вследствие длительного заболевания или увечья. В наши дни необходимость в подобной социальной защите не только не исчезла, но возросла, что подтолкнуло общество к выработке более совершенных механизмов страхования рисков, связанных со здоровьем. Форму медицинского страхования социальная помощь при болезни приобрела во второй половине XIX века.
Таким образом, медицинское страхование - это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, имеющее своей целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. При платной медицине данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине - это дополнительный источник финансирования медицинских затрат.
Цель медицинского страхования - повысить качество и расширить объем медицинской помощи посредством: радикального увеличения ассигнований на здравоохранения; децентрализации системы управления фондами здравоохранения; материальной заинтересованности медицинских работников в конечных результатах; экономической заинтересованности предприятий в сохранении здоровья работающих; экономической заинтересованности каждого человека в сохранении своего здоровья.
По общемировым стандартам медицинское страхование покрывает две группы рисков, возникающих в связи с заболеванием:
1 затраты на медицинские услуги по восстановлению здоровья, реабилитации и уходу;
2 потерю трудового дохода, вызванного невозможностью осуществления профессиональной деятельности, как во время заболевания, так и после него при наступлении инвалидности.
1.2 История появления и развития обязательного медицинского страхования
Страхование здоровья является одной из важнейших форм социальной защиты населения, задачей которой выступает финансовое обеспечение высококачественной медицинской помощи для нуждающихся в ней граждан. Для того чтобы лучше понять особенности современной ситуации в этой сфере, необходимо проанализировать историю развития данного явления. Каковы основные этапы становления и формирования медицинского страхования в Российской Империи, Советской России, в Советском Союзе? Какие факторы оказали основное влияние на развитие системы медицины в России? Каковы самые важные события и законы, повлиявшие на систему медицинского страхования в России? Ответим на эти вопросы в настоящей статье
Развитие медицинского страхования в России до 1991 года:
Первые упоминания о законодательных актах, связанных с внедрением элементов медицинского страхования, датируются серединой 19 века. В 1861 году был издан закон, по которому при горных предприятиях создавались так называемые вспомогательные кассы, чей бюджет базировался на основе взносов рабочих. При наступлении определенных обстоятельств, к которым относились и болезни, участник своеобразного фонда получал фиксированное пособие, которое должно было облегчить период его нетрудоспособности. Впоследствии кассы взаимопомощи стали создаваться повсеместно на большинстве крупных производств и заводов, зачастую даже без посредничества работодателей, однако в общем и целом уровень доступности медицинской помощи в этот период был неудовлетворительным.
Новый этап развития в рассматриваемой сфере начался в 1912 году, когда в государстве был создан специальный Совет по делам страхования. Благодаря его активной деятельности по всей территории России стали открываться страховые товарищества, обеспечивавшие оплату лечения работника при особо тяжелых заболеваниях и несчастных случаях. Действовали данные организации вплоть до революции, однако с узакониванием монополии государства во всех отраслях, в том числе и в здравоохранении, они лишились своей легитимности.
С приходом к власти советское правительство преобразовало институт страхования в институт социального обеспечения. Он распространялся на всех граждан и любые случаи временной потери трудоспособности. Для финансирования создавались специальные фонды, денежные средства в которые поступали от уплаты обязательных взносов предприятий и дотаций из государственного бюджета. Система здравоохранения была полностью бесплатной, а потому надобность в каких-либо дополнительных механизмах страхования отсутствовала.
Постсоветский период:
После распада Советского Союза система медицинского страхования вновь была восстановлена. В 1991 году правительство приняло закон № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ», однако действовать он начал только в 1993, поскольку на тот момент практически полностью отсутствовала соответствующая структурно-организационная база для ввода обновленной страховой системы. Также было объявлено о создании федерального и территориальных фондов ОМС, которые должны были взять на себя часть функций, касающихся контроля за работой медицинских учреждений.
Из-за тяжелой экономической и политической ситуации внедрение медицинского страхования осуществлялось неравномерно и с большим количеством трудностей. Не было введено четкого разграничения полномочий между органами, управляющими системой здравоохранения, и фондами ОМС, из-за чего возникало множество разногласий между упомянутыми организациями, а проводимые ими мероприятия нередко дублировали друг друга.
Обязанности по финансированию программ ОМС были возложены на предприятия и работодателей, которые должны были в обязательном порядке отчислять 3,6% от всего фонда заработной платы на медицинское страхование своих сотрудников. За неработающее население отчисления производили местные органы исполнительной власти. Современное положение ОМС
С течением времени в ходе своего становления и развития система ОМС была внедрена во все регионы РФ. Кроме того, с накоплением опыта окончательно оформилась законодательная база в данной сфере, согласно которой субъектами ОМС в стране выступают: граждане, страхователи, страховые организации и медицинские учреждения. Договорами об ОМС охвачено более 131 миллиона граждан (90% от общего населения) и 10 тысяч медицинских учреждений. Можно говорить о том, что становление системы страхования, основы которой были задуманы еще в 90-ых, вступило в свою завершающую стадию, однако далеко не все поставленные тогда задачи удалось выполнить. Одной из главных проблем сложившегося механизма стала экономическая несбалансированность ОМС на фоне постоянно сокращающегося государственного финансирования. Выявились и другие проблемы, связанные с неэффективностью государственного контроля над институтом страхования.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: по сост. на 27 июня 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: по сост. на 30 ноября 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ: по сост. на 28 июля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: по сост. на 28 июля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1(ч.1). – Ст. 1.
6. О защите прав потребителей РФ: закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1: по сост. на 25 июня 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 3. – Ст. 140.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/
7. Об организации страхового дела в Российской Федерации: закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1: по сост. на 30 ноября 2011 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 2. – Ст. 56.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1307/
8. Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ: по сост. на 11 июля 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 29. – Ст. 3686.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4059/
9. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ: по сост. на 29 февраля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 30. – Ст. 3738.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89925/
10. Об обязательном медицинском страховании граждан: федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ: по сост. на 28 июля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 49. – Ст. 6422.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/
Научно-исследовательская литература:
11. Андреев Ю. Платные медицинские услуги. Правовое регулирование и судебная практика / Ю. Андреев. – М.: Издательство: Ось-89, 2019. – 400 с. URL: https://www.studmed.ru/andreev-yun-platnye-medicinskie-uslugi-pravovoe-regulirovanie-i-sudebnaya-praktika_b0f3aeb890c.html
12. Белов В.А. «Больной» вопрос: гражданские правоотношения с медицинскими организациями / В. А. Белов // Законодательство. – 2020. – № 11.URL: http://base.garant.ru/4083993/
13. Белых В.С. Страховое право / В.С. Белых, И.В. Кривошеев. – М.: Издательство НОРМА, 2021. – 224 с.URL: https://www.studmed.ru/belyh-vs-strahovoe-pravo-rossii_9846946e52b.html
14. Волкова Н.С. Модернизация здравоохранения и совершенствование статуса его учреждений / Н.С. Волкова // Журнал российского права. – 2019. – № 4. URL: https://center-bereg.ru/f1824.html
15. Воробьева Л.В., Савина Л.В., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Л.В. Воробьевой [Электронный ресурс]. – М.: Подготовлено для «КонсультантПлюс», 2019.URL: http://base.garant.ru/57511973/
16. Вронская М.В. Институт права на охрану здоровья в системе социальной защиты граждан РФ / М.В. Вронская // Социальное и пенсионное право. – 2020. – № 2. – С.10-14.
17. 7 Герасименко Л.В. Некоторые предпосылки правового статуса страховщика по медицинскому страхованию / Л.В. Герасименко // Общество и право. – 2021. – № 3. – С. 12-15.
18. Гришаев С.П. Комментарий Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. – М.: Подготовлено для «КонсультантПлюс», 2016.
19. Гутников О.В. Правовое положение фондов как юридических лиц // Корпорации и учреждения: Сб. статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. – М.: Статут, 2019. – С. 197 – 217.
20. Долинская В.В. Обязательное страхование: вопросы правового регулирования и классификации / В.В. Долинская // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2021. – № 9. – С. 7.