Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном образовании возникает проблема выбора метода обучения, но не все методы эффективны в повышении учебной и познавательной активности учащихся. В связи с современной образовательной практикой большинствоучеников в настоящее время мало интересуются предметом познавательного характера. Детей с активным нежеланием учиться становится все больше. Поэтому основная задача учителя - найти наиболее эффективные формы, методы, условия и приемы обучения, цель которых - активизировать познавательную активность учащихся в процессе обучения. Одна из основных проблем дидактики - проблема совершенствования педагогической и познавательной деятельности - остается актуальной как теоретически, так и практически. В зависимости от ее решения она будет определять эффективность реализации всего учебного процесса, деятельности учителя и ученика, а, следовательно, результат всего обучения. Актуальность исследования определяет проблему повышения учебной активностиучеников.
Развитие лучших личностных качеств, формирование разносторонней и полноценной личности ребенка - главная задача школы. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего познавательного процесса. В первую очередь, это отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Воспитание должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и приемами мыслительной деятельности, формировать познавательную деятельность, познавательные интересы и способности. Как известно, эффективность обучения прямо пропорциональна активностиучеников в этом процессе.
Объект исследования: Учебно-познавательная деятельность младших школьников
Предмет исследования: Процес развития учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка
Цель: Выявить роль использования разных приемов и методов на уроках русского языка в активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать понятия «учебно –познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе
2. Изучить активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников
3. Рассмотреть педагогические условия и средства активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка
4. Провести диагностику результатов обучения русскому языку в начальной школе
5. Проанализировать результаты исследование
6. Разработать советы учителям и родителям по развитию познавательной деятельности ребенка младшего школьного возраста
Гипотеза: использование на уроках русского языка разных средств и методов обучения, способствует активации учебно-познавательной деятельности младших школьников
Методы исследования: наблюдения, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в представлении рекомендаций учителям и родителям, по активизации учебно-познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста.
База исследование.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроке русского языка
1.1 Анализ понятия «учебно –познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе
Одной из ведущих форм деятельности ребенка является познавательная деятельность, которая стимулирует учебную деятельность на основе учебно-познавательного интереса. Учебно-познавательная деятельность – это совокупность учебной и познавательной деятельности. Чтобы разобраться, что же такое учебно-познавательная деятельность, приведем несколько различных трактовок понятий «деятельность», «познавательная деятельность», «учебная деятельность» и «учебно-познавательная деятельность» с целью раскрытия данных понятий и принятия наиболее точного определения учебно-познавательной деятельности в рамках данного исследования.
По А.Н. Леонтьеву, деятельность – это осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью или специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности и самого себя. Деятельность человека включена в систему отношений общества и является главным источником культуры [27].
Авторы М.В. Гамезо и И.А. Домашенко определили деятельность как специфически человеческую, регулируемую сознанием активность, порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование внешнего мира и самого человека [16].
Авторы Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, и М.Г. Ярошевский дали определение деятельности как целеустремленной активности, реализующую потребности субъекта [23].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алиева З.М. Дидактическая программа как элемент управления стимулированием инициативности младших школьников // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. — Ростов н/Дону: РГПУ, 2006.-С. 10-11.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Просвещение, 2007. - 306с.
3. Балашов М. Аттестация учащихся: цели, функции, методы // Директор школы. 2007. - №6. - С. 3-13.
4. Бершадский М.Е. Когнитивный мониторинг: диагностика уровня понимания //Школьные технологии. 2006. - №2. - С. 166-182.
5. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: РГПУ, 2006. - 352 с.
6. Венгер J1.A. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение,2008.-С. 13-16.
7. Виноградова Н.Ф. Младший школьник: как важно быть самостоятельным //Семья и школа. -2007.-№11-12.-С.22-25.
8. Виноградова, Н. Ф. Русский язык как учебный предмет в начальной школе [Текст] : лекции 5–8 / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. – М. : «Первое сентября», 2008. – 68 с.
9. Воронцов А. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся //Начальная школа.-2007.-№7 С.61-71.
10. 10. Воровщиков, С. Г. Развитие универсальных учебных действий [Текст] / С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова. – М. : Прометей, 2012. – 216 с.
11. . 9Вишнякова, С. М. Профессиональное образование [Текст] : ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. – М. : НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
12. Выготский, Л. С. Поведение животных и человека [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : АПН РСФСР, 1960. – 454 с.
13. 13Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т. В. Габай. – М. : МГУ, 1988. – 76 с.
14. Горбылева А.Я. педагогическая диагностика // Диагностика результатов образовательного процесса четырехлетней начальной школе: общие подходы. М.: 2006. -№4.
15. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и Нормативы. М.: Знание, 2007. - 80 с.
16. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 276 с
17. Данилова О. Матрица оценки результатов обучения //Директор школы.-2008 .-№3 .-С.2 5-31.
18. Дахин А.Н. Педагогический мониторинг: концепция и применение //Школьные технологии.-2008.-№3 .-С.39-42.38
19. Диагностика воспитательного процесса: Приложение к программам воспитания // Классный руководитель. 2008. - №4. - С. 73-106.
20. Дружинин, В. Н. Психология [Текст] : учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2009. – 656 с.
21. 22Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – Ростов н/Д. : Феникс, 1997. – 480 с.
22. Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» //Директор школы.-2009.-№3.-С.139.
23. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов н/Д. : Феникс, 1998. – 512 с.
24. Кондаков, И. М. Психологический словарь [Текст] / И. М. Кондаков. – СПб. : Питер, 2000. – 712 с.
25. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] : развитие человека от рождения до поздней зрелости / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
26. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.
27. Леонтьев, А. H. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
28. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А. А. Реан. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 656 с.
29. Руденко П. Проверка и оценка знаний учащихся //Открытая школа. 2006. - №6. - С. 6-8.
30. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
31. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учебное пособие / В. А. Сластенин. – М. : Академия, 2002. – 576 с.
32. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учебное пособие дляучеников / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М. : Академия, 2011. – 380 c.
33. . Фридман, Л. М. Педагогический опыт глазами психолога [Текст] / Л. М. Фридман. – М. : Просвещение, 1987. – 178с.
34. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. – М. : Педагогика, 1982. – 208 с.