Фрагмент для ознакомления
2
Есть довольно много способов, применение которых необходимо для регулирования государственного долга. К таковым относятся [5, c.26]:
1. Рефинансирование – это погашение долга полностью или частично за счет нового кредита.
2. Реструктуризация – обоюдное соглашение сторон об изменениях условий заимствования (сроков, размеров платежей и т. д.).
3. Конверсия – корректировка доходности по обязательству (снижение или увеличение процентов и т. д.).
4. Консолидация – увеличение срока на погашение займа, что позволяет сократить нагрузку на бюджетный капитал страны.
5. Унификация – образование из нескольких небольших займов одного крупного.
6. Отсрочка погашения позволяет не только продлить кредит, как при консолидации, но и прекратить начисление процентов.
7. Аннулирование подразумевает полный отказ от долгового обязательства. Применяется субъектам договора только при крайней необходимости (неплатежеспособность, ЧС, бедствие и т. д.).
Любое из этих решений требует глубокой проработки и анализа, чтобы эффект от них привел к ожидаемому результату. Все эти методы управления государственным долгом в РФ нарушают важнейший принцип безусловности.
Важнейшими показателями в этом процессе являются следующие:
• величина долга;
• расходы на его обслуживание.
Таким образом, тщательный и грамотный контроль за управлением гос. долгом позволяет избежать дефицита в бюджете. Если не соблюдать этого, то страна может оказаться в сложном положении, поэтому нередко требуется помощь третьей стороны при решении спорных ситуаций.
2.АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
2.1.Анализ государственного долга России на современном этапе развития
Проанализируем динамику внешнего и внутреннего государственного долга России на современном этапе ее развития (за 2010 – 2018 гг.).
Внешний долг России – это обязательства Российской Федерации, возникшие в иностранной валюте.
При этом собственно госдолг составляет внешняя задолженность федеральных органов власти, субъектов федерации, ЦБ РФ.
Под общей (совокупной) задолженностью понимают внешние долги всех резидентов РФ: государственных структур, банковского и корпоративного секторов.
Совокупный внешний долг России – динамика по годам (данные ЦБ РФ) представлен в таблице 1:
Таблица 1
Внешний долг России, млрд. долл. [15]
Год Сумма
2010 466,294
2011 488,537
2012 538,884
2013 636,421
2014 728,864
2015 599,901
2016 519,101
2017 514,132
2018 529,084
На рисунке 4 динамика внешней задолженности страны представлена в виде тренда.
Рис.4.Динамика внешнего долга РФ, млрд. долл.
Структура внешней задолженности РФ не претерпела существенных изменений:
Органы госуправления в 2017г. нарастили собственно госдолг на 42% – с 39,178 до 55,629 млрд. долларов.
В том числе:
– обязательства в иностранной валюте увеличились с 11,662 до 14,882 млрд. долларов (на 27%);
– обязательства (ценные бумаги) в рублях – с 25,032 до 38,708 млрд. долларов (на 54%).
Внешние долги Центробанка к 1 января 2018г. выросли на 21% – с 12,334 до 14,974 млрд. долларов.
Задолженность банковского сектора РФ, напротив, сократились на 12% – со 119,395 до 104,518 млрд. долларов.
Корпоративный долг отечественных компаний, предприятий, организаций (т.н. «прочие секторы») возрос на 3% – с 343,225 до 353,963 млрд. долларов.
Его объем по-прежнему остается самым значительным среди всех секторов.
По оценке ЦБ, рост совокупного внешнего долга России был обусловлен двумя факторами:
– приобретением международными инвесторами суверенных долговых ценных бумаг (номинированных в рублях);
– привлечением долгового финансирования от зарубежных связанных структур отечественных компаний.
Внешний долг России продолжает уверенный рост. За 9 месяцев 2017 года данный показатель увеличился практически на 5% и превысил отметку 537 млрд. долл. Около 10% задолженности приходится на органы государственного управления, которые нарастили долг в январе-сентябре на 12,5 млрд. долл. Обратная тенденция наблюдается в банковском секторе, представители которого за аналогичный период сократили долг на 12 млрд. долл. При этом доля других секторов экономики достигла 66,3%.
В следующем году власти продолжат наращивать внешний долг, что зафиксировано в проекте бюджета. Предельный уровень госдолга на следующий год зафиксирован на рубеже 71 млрд. долл., что практически на 20 млрд. превышает показатели текущего года. Несмотря на тревожные тенденции (темпы роста госдолга значительно опережают аналогичные показатели ВВП), в Минфине подчеркивают устойчивость государственных финансов. По итогам 2018 года внешний долг достигнет 15,7% ВВП, что существенно ниже критической черты (20%). Кроме того, чиновники рассчитывают реструктуризировать существующую задолженность, что позволит снизить нагрузку на госфинансы.
В следующем году в Минфине рассчитывают сократить выплаты по внешнему долгу более чем на 1 млрд. долл. [14]. Для этого чиновники планируют обменять евробонды, срок погашения которых истекает в 2030 году. В результате реструктуризации сроки будут смещены на 2027 и 2047 годы. Данная мера позволит повысить ликвидность отечественных ценных бумаг. В течение 2018 года власти планируют разместить евробонды на общую сумму 7 млрд. долл. Преимущественно ресурсы будут привлекаться в долларах, что соответствует предыдущей практике Минфина. Кроме того, для сокращения расходов на обслуживание внешней задолженности чиновники планируют обменять евробонды на 4 млрд. долл. Минфин вернулся на рынок внешних заимствований в 2016 году, успешно разместив ценные бумаги на 3 млрд. долл. При этом доходность евробондов оказалась существенно ниже уровня 2013 года.
Несмотря на оптимизм представителей Минфина, в Центробанке отмечают негативные тенденции для государственных финансов. Дальнейший рост внешнего долга России в 2018 году отразится на ухудшении устойчивости отечественной финансовой системы.
По итогам 2016 года соотношение общего внешнего долга к ВВП достигло 42%, что стало антирекордом с 2004 года. Годом ранее внешний долг составлял 39% ВВП, а в 2014 году данный показатель не превышал 29%. Долг на душу населения превышает отметку 3500 долларов, подчеркивают в Центробанке. Основной причиной ухудшения показателей является стремительная девальвация отечественной валюты. Кроме того, в результате падения цен на энергоресурсы снижается поступления валютной выручки, что создает дополнительные риски при обслуживании внешней задолженности. На обслуживание внешних кредитов уходит до 40% валютных поступлений, что существенно превышает критический уровень (по методике МВФ – 25%). Уровень обеспеченности внешнего долга в следующем году будет зависеть от стоимости «черного золота». Рост нефтяных котировок до 55-60 долл./барр. обеспечит дополнительные валютные поступления, что позволит компенсировать увеличение задолженности. Однако реализация пессимистичного сценария приведет к новому обвалу нефтяного рынка, что станет очередным испытанием для государственных финансов. Эксперты не исключают снижение цен на нефть до 40 долл./барр., если на рынке сохранится перепроизводство. В таких условиях обеспеченность внешнего долга значительно ухудшится, отмечают эксперты. Кроме того, в ближайшие годы российская экономика сохранит низкие темпы роста (в пределах 2%). При этом внешний долг будет расти более высокими темпами, что приведет к приближению соотношения внешнего долга к ВВП к критической черте.
Привлечение внешних кредитов не может заменить реформ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности российской экономики. Размещение евробондов и перемещение сроков погашения долгов решает краткосрочные цели правительства. Однако в долгосрочной перспективе государственные финансы сохранят уязвимость перед внешними вызовами. Внешний долг России превысил отметку 537 млрд долл. и продолжит увеличиваться в следующем году. В Минфине повысили предельный порог для внешнего государственного долга на 2018 год до 71 млрд. долл. В следующем году чиновники планируют продолжить привлекать ресурсы через размещение евробондов. Также в Минфине планируют снизить нагрузку на государственные финансы благодаря обмену ценных бумаг. В Центробанке отмечают риски, связанные с чрезмерным ростом внешней задолженности. В том числе представители регулятора подчеркивают ухудшение уровня обеспеченности внешнего долга.
Внутренний долг России представляет собой финансовые обязательства государства, которые возникают в связи с привлечением средств негосударственных организаций и населения для выполнения различных госпрограмм и заказов.
Включает в себя долговые обязательства Правительства РФ (выраженные в российской валюте) перед физическими и юридическими лицами.
Может иметь форму кредитов, госзаймов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг (облигаций) и других долговых обязательств, гарантированных Правительством.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
2) Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/document/
3) Абышева А.В. Государственный долг России: оценка современного состояния// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», том 8. - №5. – 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-dolg-rossii-otsenka-sovremennogo-sostoyaniya
4) Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В.. Экономическая теория. — СПб.: Питер,2013. — 480 с.
5) Дмитриева, О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов / О.Г. Дмитриева // Вопросы экономики. – 2013. – № 3. – с. 20 - 32.
6) Карандин Д.Ю. Роль государственного внешнего долга в формировании бюджета Российской Федерации// Вестник университета. - №7. – 2016.
7) Кокаев, З. А. Теоретические аспекты управления государственным долгом / З. А. Кокаев, А. И. Скопинский, С. И. Капова // Вестник академии. — 2014. — № 1. — С. 126–132
8) Пахомова Е.Н. Управление государственным долгом РФ// Молодой ученый. - №25. – 2016.
9) Толстоброва Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации / Н.А. Толстоброва, В.П. Постников, М.А. Каменских // Финансы и кредит. – 2013. – № 20. – с. 37-42.
10) Хамалинский И.В. Государственный долг Российской Федерации: современное состояние// Вестник МИЭП. - №1. – 2017. – с.32-45
11) Хейфец, Б.А. Глобальный долговой кризис и риски долговой политики России. – Москва: Институт экономики, 2012.- 56 с.
12) Цареградская Ю.К. Исторический опыт государственного управления внешним долгом// Вестник университета им. Кутафина. – 2014.
13) Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие// под ред. И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова. – М.: Дашков и К, 2012. - 874 с.
14) Министерство финансов [Электронный ресурс]. Режим доступа: РФ http://minfin.ru/
15) Внешний и внутренний долг РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://refru.ru/debt.pdf