Фрагмент для ознакомления
2
Ольга Новик, директор по экспедированию ГК TELS, в интервью РБК Исследованию рынков сказала, что продовольственное эмбарго «стало шоком для российского рынка международной логистики». «За период 12 месяцев после введения контрсанкций по сравнению с 12 месяцами, предшествующими эмбарго, грузовой объем импортного направления ЕС-РФ на автотранспорте сократился на 5,76 миллиона тонн грузов (-34%)», – приводит неутешительную статистику эксперт.
Компании отрасли уверены, что в случае отмены контрсанкций последует реанимация старых бизнес-связей и выстраивание новых деловых отношений и очередной передел рынка международных грузоперевозок. Изменения коснутся и логистических операторов, работающих на внутрироссийском рынке. Активность в сфере внутрирегиональных грузоперевозок будет падать.
Рисунок 13 - Динамика экспортного и импортного грузопотока России, 2009 – 2017 гг., % (в натуральном выражении)
Впрочем, отмена контрсанкций не выглядит реалистичным сценарием. В новый прогноз социально-экономического развития России до конца 2020 года заложено сохранение антироссийских санкций и действие сделки ОПЕК с Россией.
Потребительский кризис в России и подорожание импортной продукции тоже стали негативными факторами. Экспорт в РФ стран, не подвергшихся эмбарго, тоже падал, хотя и не в таких масштабах. По оценкам РБК Исследования рынков, он упал на 15,1% за 2014-2016 годы. Исключение — Беларусь, которая воспользовалась кризисом в отношениях между Россией и Западом и увеличила поставки на отечественный рынок (хотя часть из них — не продукция предприятий страны, а санкционные продукты с переклеенными наклейками и поддельными накладными).
Рассмотрим динамику объема импортных поставок в Россию в разрезе по странам, подвергшимся и не подвергшимся эмбарго, 2012 – 2017 гг., млн т (% – прирост поставок за 2014 – 2017 гг.)
Рисунок 14 – Темп грузооборота со странами, подвергшимися эмбарго, автомобильный транспорт, %
Рисунок 15 – Темп грузооборота со странами, не подвергшимися эмбарго, автомобильный транспорт, %
Контрсанкции изменили структуру внешнеторговых отношений и запустили процесс импортозамещения. По данным Росстата, в III квартале 2017 года 78% продукции на российских прилавках — товары отечественных производителей. В 2014 году доля отечественной продукции в рознице была на уровне 66%.
В 2017 году общий объем экспорта грузов на автомобильном транспорте из Российской Федерации в страны Европейского союза остался практически на уровне 2016 года (+1%).
При этом динамика изменений в объемах перевозок отдельных видов грузов была весьма существенная.
Наибольшее сокращение экспортных перевозок на автотранспорте в физическом выражении произошло в отношении групп товаров:
‾ «Минеральное топливо, минеральные масла и продукты их перегонки; битум; минеральный воск»: -221,2 тыс. т (-15,3%);
‾ «Удобрения»: -86, тыс. т (-70,3%);
‾ «Дерево и деревянные изделия. Древесный уголь»: -33,6 тыс. т (-0,8%).
Отрицательные объемы были компенсированы увеличением экспортных перевозок:
‾ «Железо и сталь: +114,1 тыс. т (+16,3%);
‾ «Стекло и изделия из него»: +76,6 тыс. т (+42,9%);
‾ «Неорганические химикаты; органические и неорганические смеси ценных металлов, радиоактивных элементов или изотопов»: +63,3 тыс. т (+13%);
‾ «Резина и изделия из нее»: +33,4 тыс. т (+8,6%);
‾ «Древесная пульпа и др. волокнистые материалы; регенерированная бумага и картон»: +26,3 тыс. т (+61,5%).
‾ «Алюминий и изделия из него»: +22,6 тыс. т (+7,6%);
‾ «Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов»: +20,5 тыс. т (+8,2%).
Всего за 2017 год на автотранспорте из ЕС в РФ перевезено 10,99 млн тонн грузов. Это на 15,9% больше, чем за 2016 год. Прирост в физическом выражении составил 1506,2 тыс. тонн.
Самой значительной группой товаров как по абсолютному объему перевозок, так и по приросту в физическом выражении (около трети от всего объема прироста) стало производственное и энергетическое оборудование:
‾ «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части»: + 563,7 тыс. т (+59,7%).
Второе и третье место в рейтинге групп товаров с самым высоким приростом в физическом выражении заняли:
‾ «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного, их части и принадлежности»: + 212,6 тыс. т (+53,4%).
‾ «Напитки, спирты и уксус»: +123,8 тыс. т (+31,8%).
Далее в ТОП-10 с наибольшим увеличением объемов перевозок в физическом выражении разместились:
‾ «Изделия из железа и стали»: +62,7 тыс. т (+21,8%);
‾ «Бумага и картон; изделия из древесной пульпы, бумаги и картона»: +62 тыс. т (+7,4%);
‾ «Пластмасса и изделия из нее»: +44,2 тыс. т (+4,4%);
‾ «Железо и сталь»: +40,2 тыс. т (+20,3%);
‾ «Разная химическая продукция»: +31 тыс. т (+9%);
‾ «Отходы пищевой промышленности, готовый корм для животных»: +29,6 тыс. т (+14,6%);
‾ «Дубильные и красильные экстракты; пигменты и красящие материалы; лаки, мастики»: +26 тыс. т (+8%).
2.3. Прогноз развития международного рынка грузоперевозок автотранспортом
Россия обладает самой огромной в мире территорией и расстояния между городами и регионами страны обуславливают большое значение грузоперевозок, в частности автомобильным транспортом.
Состояние данного рынка напрямую зависит от таких ключевых для страны факторов, как уровень развития промышленного производства и объемы розничной и оптовой торговли. Важнейшее значение для международных автомобильных грузоперевозок играют такие факторы как экономические санкции, уровень экономической интеграции со странами-соседями, курс валют по отношению к рублю.
Если 2015 год охарактеризовался значительным падением объемов автомобильных грузоперевозок, сокращением рынка и ухода части игроков, то 2016 год прошел на фоне стагнации в данном сегменте перевозок. Об этом свидетельствую опубликованные данные Росстата РФ: если за 2015 год объемы
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральная таможенная служба. Экспорт-импорт важнейших товаров за 2008-2017 года URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095 (дата обращения 06. 03. 2018)
2. Портал внешнеэкономической информации, Аналитическая справка торговых отношений России и ЕС, 2015 г.
3. Волгин, В. В. Логистика приемки и отгрузки товаров / Москва, 2013. – 457 с.
4. Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции автомобильного транспорта. 2012. – 57 с.
5. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок / Санкт-Петербург, 2014. – 659 с.
6. И. А. Еловой, И. А. Лебедева. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов/ – Минск, 2015. – 460 с.
7. Курганов, В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров. Москва, 2014. – 512 с.
8. Курочкин, Д. В. Логистика: курс лекций / Минск, 2012. – 268 с.
9. Аникин, Б. А. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики: учебник /под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. - Москва: Проспект, 2014. - 601 с.
10. Основы логистики: учебное пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – Москва: КноРус, 2010. – 575 с.
11. Анализ таможенной инфраструктуры и рынка околотаможенных услуг стран Евразийского экономического союза : аналит. обзор. Москва, 2015. 8 URL: http://rossahar.ru/news/news_8258.html. 9 URL: http://www.pravda.ru/news/economics/02-12-2014/1238134-eaes-0/#sthash.euwg8y1g.dpuf. (дата обращения 06. 03. 2018)
12. Аникин, Б. А. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики: учебник /под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. - Москва: Проспект, 2014. - 601 с.
13. Бауэрсокс Д., Логистика. М.: Изд-во ЗАО «Олимп Бизнес», 2010. - 640 с.
14. Грузовые перевозки: учеб. пособие / В.М.Беляев. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 176 с
15. Анализ рынка автомобильных грузоперевозок от компании РБК за 2015-2016 года
16. Протяженность автомобильных дорог, http://900igr.net/kartinki/obg/Dorozhnoe-khozjajstvo/004-Protjazhennost-avtomobilnykh-dorog.html (дата обращения 06. 03. 2018)
17. Анализ грузоперевозок в РФ за 2015, 2016 года // Бюллетень социально-экономического развития РФ
18. Официальное издание Росстата «Транспорт и связь в России» за 2016 год
19. Статистика и прогнозы логистического международного рынка, http://eurostatica.com/ (дата обращения 06. 03. 2018)
20. Рынок автомобильных грузоперевозок в 2014- 2015 гг. и прогноз до 2018 г. http://alfabank.rbc.ru/media/research/file/Автогрузоперевозки_спецверсия-7.pdf (дата обращения 06. 03. 2018)
21. Обзор российского транспортного сектора в 2016 году, https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/ru/pdf/2017/04/ru-ru-transport-survey.pdf (дата обращения 06. 03. 2018)
22. Транспортная отрасль, грузовые перевозки, http://ru.investinrussia.com/transp-industry (дата обращения 06. 03. 2018)
23. Современные тенденции развития рынка ТЛУ и прогноз до 2019 года