Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу - закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик детей младшего школьного возраста. И одна из характеристик это «любознательный, активно и заинтересованно познающий мир» [31]. Известно, что развитию ребёнка как целостной личности способствует структура и содержание его интересов. Деятельностный подход согласно стандартам второго поколения вбирает в себя продуктивные технологии, современные методы и педагогические приемы.
Реализация основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями происходит с учетом требований, которые содержит в себе ФГОС НОО. Эта программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Развитие таких качеств школьника невозможно без формирования у него навыков усвоения учебного материала и интереса к обучению. Навыки усвоения учебного материала определяется как важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования.
В самом общем виде усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, т.е. использования этих знаний в форме умения на основе этих знаний решать новые задачи. По определению С.Л. Рубинштейна, процесс прочного усвоения знаний - центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т.д [29].
Таким образом, выбранная тема «Педагогические условия и педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала учениками в начальной школе» на сегодня является актуальной.
Объектом исследования в работе выступают особенности освоения учебного материала у младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия и педагогические приемы при работе с младшими школьниками.
Цель исследования – изучить педагогические условия и педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала учениками в начальной школе
Задачи исследования:
- составить краткую характеристику педагогических условий и педагогических приемов по усвоению учебного материала;
- охарактеризовать методику деятельностного подхода как условие для эффективного усвоения учебного материала;
- провести опытно-практическую работу по изучению улучшения освоения учебного материала у младших школьников на уроках окружающего мира;
- провести анализ проведенной работы.
Методы исследования: теоретические, включающие поиск, анализ, классификацию и систематизацию психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а так же практические, включающие наблюдение, тестирование, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Эмпирическая база исследования: классе МБОУ СОШ пгт Смирных Сахалинской области. Количество учащихся в классе – 25 человек. Из них 16 мальчиков и 9 девочек. Основной возрастной состав классного коллектива – 8 – 9 лет.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования педагогических приемов и педагогических условий при усвоении учебного материала у младших школьников
1.1. Характеристика педагогических условий и приемов по освоению учебного материала у младших школьников
Профессиональная деятельность современного учителя в немалой степени связана с применением компьютерной техники и инновационных технологий, как эффективного инструмента обработки информации. В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных образовательных ресурсов [5].
Учебная деятельность— ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста, систематическое и целенаправленное усвоение знаний, способов действий и развития самого ученика.
Педагогические условия нацелены на успех деятельности педагога в формировании освоения учебного материала у младших школьников. В учебно-методической литературе есть несколько трактовок данного понятия. Рассмотрим их.
C. С. Кашлев характеризует педагогические условия как «совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности» [12].
О.В.Чиханова смотрит на педагогические условия с точки зрения внешних обстоятельств, оказывающих значительное влияние на ход педагогического процесса выстроенного педагогом для достижения определенной цели [30].
Развитие познавательного интереса младших школьников к природе на уроках окружающего мира будет эффективным, если придерживаться следующих педагогических условий:
- личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика при организации различных форм обучения (экскурсии в природу, урок- путешествие, экологические квесты, проекты);
- построение развивающей среды в образовательном учреждении;
- повышение самостоятельности и активности учеников.
Дадим характеристику выделенных педагогических условий.
Личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика при организации различных форм обучения (экскурсии в природу, урок- путешествие, квесты, проекты). В последнее десятилетие большое значение в образовании отводится проблеме личности. В перестройке системы образования акцент делается на ребёнка как на личность.
Л. С. Выготский определяет личность как целостную психическую систему, которая выполняет определённые функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции [4]. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. В педагогическом процессе личность развивается при помощи личностно-ориентированного подхода, который предполагает последовательные, ступенчатые взаимоотношения учителя и ученика. Успешность в обучении будет достигнута только в том случае, если основной упор делать на «Я – концепцию» ребёнка любого возраста.
Е. В. Голованова рассматривает личностно-ориентированное взаимодействие учителя и учащихся как сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности [3].
Развитие познавательного интереса детей может строиться на основе личностно-ориентированного взаимодействия между участниками образовательного процесса и для этого могут использоваться различные формы обучения. Традиционной формой обучения является урок.
А. А. Бударный рассматривает урок как организационную форму обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников [12].
Для активизации интереса детей к обучению могут служить нетрадиционные уроки. По мнению И. П. Подласова, нетрадиционный урок – это «импровизированное учебное занятие», имеющее нестандартную структуру [8].
Одним из видов нетрадиционного урока является урок-путешествие. В. В. Николина понимает урок-путешествие как процесс виртуального (воображаемого) путешествия, перемещения по учебному пространству с целью приобретения новых знаний, речевых навыков [20]. В основе такого урока лежит дидактическая игра, в которой учащиеся отправляются в воображаемое путешествие. Как правило, такой урок начинается с постановки учебной задачи. Содержание урока-путешествия изучается постепенно, по мере продвижения по запланированному маршруту. Каждая остановка имеет свою цель и различные виды деятельности детей. Учителя начальных классов нередко используют такой приём, как путешествие со сказочным героем, что способствует ещё большей активизации познавательного интереса младших школьников.
Улучшение освоения учебного материала также происходит с помощью проектной деятельности. Л. В. Сергеева характеризует проект как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [27]. Работать над проектами дети начинают уже со 2 класса. В этой работе дети учатся находить способы получения информации, работать с информацией, развивается познавательный интерес, самостоятельность детей и поисковая активность. Особенность проекта заключается в ориентации на самостоятельную деятельность детей, которая может быть как индивидуальной, так и парной или групповой.
А. Н. Леонтьев выделяет требования к использованию проекта:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта;
- использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий (определение проблемы и задач, выдвижение гипотезы, обсуждение методов, обсуждение конечного результата, сбор, систематизация и анализ полученных данных, подведение итогов, оформление результатов, их презентация) [17].
Работа над проектом в рамках урока вооружает учащихся методами научного познания, способствует формированию и развитию познавательного интереса, подготавливает учащихся к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания в окружающий нас мир.
Наряду с традиционными уроками учебно-воспитательная работа может проводиться в форме экскурсии. В педагогическом словаре «экскурсия» трактуется как форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках [26].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брунер Дж. Психология познания. М: Знание, 1977. 176 с.
2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 2-й класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2-х ч. по 144 с.
3. Вахрушев А.А., Самойлова Е.А., Чиханова О.В. Окружающий мир («Наша планета Земля»). 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2008. 416 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Лабиринт, 1996. 288 с.
5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Прогресс, 2005. 244 с.
6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Прогресс, 2005. С. 123.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Директ-Медиа, 2008. 198 с.
8. Занков Л.В., Занков В.В. Учись учиться. М.: Дом педагогики, 1998. 124 с.
9. Занков Л.В., Занков В.В. Учись учиться. М.: Дом педагогики, 1998. С. 4.
10. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Психология, 1981. 88 с.
11. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Просвещение, 1986. 126 с.
12. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Мн.: Университетское, 2009. С. 14 – 18.
13. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Мн.: Университетское, 2009. С. 14 – 18.
14. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. 352 с.
15. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
16. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Педагогическое общество России. 2000. 182 с.
17. Кутейников С.Е. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе. 1998. № 2.
18. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1984. 226 с.
19. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. 2001. № 1. С. 3 – 6.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Лабиринт, 1998. 268 с.
21. Назарова Л.Д. Роль семантико-семиотической интерпретации текста в развитии рефлексии у школьников // Педагогика как наука и как учебный предмет / Тезисы доклада международной науч.практ. конференции.Ч.2. Тула, 2000.
22. Николина В.В. Педагогические технологии в географическом образовании // География.1998. № 46.
23. Окружающий мир в начальной школе: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / А.В. Миронов. М.: Баласс, 2011. 96 с.
24. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н.Н. Бобкова. Волгоград: Учитель, 2007. 119 с.
25. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2-й класс («Наша планета земля»). М.: Баласс, 2009. 48 с.
26. Программа «Окружающий мир» (для четырехлетней начальной школы) Плешаков А.А и Новицкая М.Ю., 2020.
27. Развивающие задания: 2 класс / сост. Е.В. Языканова. М.: Экзамен, 2010. 109 с.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 720 с.
29. Сергеева, Л. В. Формирование учебной деятельности младших школьников / Л. В. Сергеева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 54-56.
30. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2004. 294 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под ред. Н.А. Сафроновой. М.: Просвещение, 2011. 33 с.
32. Чиханова О.В. Групповая работа на уроке и деятельностный подход в обучении // Начальная школа плюс до и после. 2002. № 11. С. 22 – 26.