Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В базовом курсе математики для младших школьников векторным направлением работы преимущественно является обучение их текстовым задачам. Именно поэтому, будущий учитель непременно обязан владеть методом обработки заданий, что в значительной степени определяет его профессиональную подготовку. Необходимо отметить, что в материалах, прилагаемых к учебникам базового курса математики для младших школьников, практически отсутствуют методические рекомендации по особенностям эффективного применения имитационного моделирования в аспекте обучения решению тех ли иных задач младшими школьниками.
В настоящее время программа базового курса математики для младших школьников требует от детей самостоятельного и правильного решения текстовых задач. Это объясняет необходимость ознакомления младших школьников с программой базового курса математики. В данном аспекте младшие школьники должны владеть умением краткого обзора состояния задачи, в случае той или иной необходимости создать иллюстрации, объяснить любой этап анализа, а также решения задачи, убедиться в правильности решения.
Есть много типов задач, которые не подразумевают необходимости их рассматривать в рамках базового курса математики младшими школьниками. В ходе дальнейшего обучения и решения практических задач, дети будут встречать те или иные задачи, и искать варианты правильного решения. Например, решение задач на сравнение разностей, которое предполагает выявление факта больше или меньше одно число относительно другого и насколько, связано с решением задач на увеличение или уменьшение числа различных единиц. Это объясняет необходимость передачи младшим школьникам знаний в направлении нахождения единого пути решения задач, что и определяет важность и актуальность начального образования. Мы полагаем, что моделирование, как средство формирования и развития единого пути решения тех или иных задач, будет иметь большую актуальность.
Проблема формирования умений решать текстовые задачи через использование приемов моделирования актуальна именно потому, что овладение приемами направлено на формирование как теоретических знаний, так и практических навыков решения задач, а также образует навык необходимый в решении реальных жизненных ситуаций. Данной проблемой занимались такие ученые, педагоги-методисты, как:Богданович М.В., Бантова М. О, Пышкало, А.М., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Петерсон Л. П, Скворцова С. А. и другие [4].
Объект: формирование у младших школьников общего умения решать текстовые задачи на уроках математики.
Предмет: моделирование при решении текстовых задач на разностное сравнение.
Цель: подобрать теоретически-обоснованную совокупность заданий с использованием моделирования при решении текстовых задач на разностное сравнение.
Задачи:
1. Выявить отличительные особенности моделирования и его применение в педагогике
2. Охарактеризовать особенности решения текстовых задач на разностное сравнение;
3. Предложить основные направления применения моделирования в формировании общего умения решать текстовых задач на разностное сравнение.
Гипотеза:для эффективного формирования умений решать текстовые задачи через использование приемов моделирования необходимо соблюдать следующие условия:
1) использовать разные приемы моделирования во время обучения решать текстовые задачи
2)подбирать материал, адекватный младшему школьному возрасту
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и размещена на … страницах.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТЕКСТОВОЙ ЗАДАЧИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД НЕЙ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
1.1. Понятие моделирование и его интерпретация в педагогике
Моделирование - это специфическое достояние младшего школьного возраста. Своим происхождением он обязан моделирующем характера "детских видов"деятельности, а именно - игры, рисованию, конструированию (Л. Венгер. Н. Поддьяков, Д. Эльконин, Л. Цеханская).
Остановимся на анализе понятийной основы указанных терминов. В. Штофф рассматривает модель как "систему, которую можно мысленно представить и материально реализовать, она способна отображать и воспроизводить объект исследования, замещать его таким образом, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте" [37, с . 24].
А. Петровский, М. Ярошевский также рассматривают модель как систему объектов или знаков, которая отображает определенные существенные качества системы-оригинала. Для нашего исследования более приемлемыми будут определения, предложенные лингвистами и учеными-методистами [26, с. 97]. По М. Львову, модели - это "средства обобщения изученного материала, схемы явления, отражающую его структурные элементы и связи", по О. Ахмановой, модель - это «правило, соблюдение которого обеспечивает возможность построения высказывания, в соответствии с законами данного языка, и делает невозможным построение неправильных высказываний".
Моделирование – это метод изучения основных признаков объекта с помощью моделей. Именно процесс создания паттернов и работы с ними позволяет обнаружить индивидуальные особенности, аспекты, свойства интересующего нас объекта или прототипа. О. Дьяченко, Н. Новоторцева определяют моделирование как косвенное практическое или теоретическое изучение объекта, при котором изучается не непосредственно интересующий нас объект, а искусственная или естественная вспомогательная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с объектом исследования. интерес, учеба. Знания могут тем или иным образом заменить его и предоставить информацию о моделируемом объекте в погоне за конечным приложением [5, с. 14; 6, с. 26].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова Е.И. Методика обучения математике в начальной школе/ Е. И. Александрова. - М .: Вита-Пресс, 2003.-173 с.
2. Александрова Э.И. Как учить решать тестовые задачи? // Начальная школа. - 1999. - №7. – С.103-104.
3. Антонова Г.П. Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач // Типичные особенности умственной деятельности младших школьников / Под ред. С.Ф.Жуйкова. – М. : Просвещение, 1968. – С. 71-124.
4. Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику 1-го класса четырехлетней начальной школы. – М.: ЦОР 1, 2003. – 160 с.
5. Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику 2-го класса четырехлетней начальной школы. – М.: ЦОР 1, 2003. – 144 с.
6. Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику 3-го класса четырехлетней начальной школы. – М.: ЦОР 1, 2003. – 129 с.
7. Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику 4-го класса четырехлетней начальной школы. – М.: ЦОР , 2001. – 80 с.
8. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика. Учебник для 1 класса. В 5 частях. Издание 3-е исправл. И дополн. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2003. Часть 1. – 64 с.: ил.
9. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика. Учебник для 1 класса. В 5 частях. Издание 3-е исправл. И дополн. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2003. Часть 2. – 48 с.: ил.
10. Артемов А. К. Задачный подход к подготовке учителя к обучению математике // Начальная школа. — 2002. — № 2. — С. 114-118.
11. Артемов А.К. Формирование обобщенных умений решать задачи//Начальная школа. – 1992. - №2. – с. 30 -34.
12. Артемов А.К.. Теоретико-методические особенности поиска способов решения математических задач //Начальная школа. – 1998. - № 11-12. – С.48-54.
13. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
14. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.:Просвещение, 1984. – 335 с.
15. Белошистая А. В. Вопросы обучения решению задач (Методический семинар) // Начальная школа плюс До и После. — 2003. — № 3. — С. 73-79.
16. Бим-Бад Б.М. Моделирование / Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия. – 2002. – 528 с.
17. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. / Л. А. Венгер. // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 9. – С. 46-52
18. Володарская И., Салмина Н.. Общий прием решения математических задач [Текст] / И. Володарская, Н. Салмина // Математика (приложение к газете «1 сентября»). - 2005. - № 23. - С.12-14.
19. Володарская. И. Моделирование и его роль в решении задач / И. Володарская, Н. Салмина // Математика. - 2006. - № 18. -С. 2-7.
20. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: «АСТ/Астрель», 2008. – 671 с.
21. Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование / В.В. Давыдов, Л.У. Варданян. - Ереван: Луйне, 1981. -С. 25-29.
22. Жуйкова Т.П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. – С. 41-44.
23. Зайцева. С А. Методика обучения математике в начальной школе : учеб.-метод. пос/ С.А. Зайцева, И.И. Целищева, И.И. Румянце-ва. - М. : Владос, 2008. - 192 с.
24. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
25. Истомина Н.Б., Шикова Р.Н. Методика обучения решению задач //Методика преподаваниям математике в начальных классах: Вопр. Частной методики: Учеб. Пособие для студентов-залчников ІІ - ІУ курсов фак. Подгот. Учителей нач. классов / Н.Б. Истомина, Е.И. Мишарева, Р.Н.Шикова, Г.Г.Шмырева; Моск. Гос. Заоч. Пед. ин-т. – М.:Просвещение, 1986. – С. 60-108
26. Карпенко, А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении / Карпенко А.В.// Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 4. – с.32-36.
27. Кузнецов В.И. К вопросу о решении математических задач //Начальная школа. - 1999. - №5. – С. 27-33.
28. Левенберг Л.Ш. Решение задач различными способами// Начальная школа. - 1980. - № 11. – С. 50-55
29. Левенберг, Л.Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики. Из опыта работы / Л.Ш. Левенберг; под ред. М.И. Моро. - М.: Просвещение, 1978.- 126 с.
30. Менчинская Н. А.. Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных класах. — М.: Просвещение. 1965. — 224 с.
31. Николаева С. Н. Использование моделей при ознакомлении детей с природой. // Дошкольное воспитание. 1982. № 4. С. 34 – 38.
32. Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.
33. Овчинникова В. С. Как поставить перед учащимися учебную задачу // Начальная школа. — 2000. — № 2. — С. 73—77.
34. Овчинникова М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» – К.: Пед.пресса, 2001 –– 128 с. – ил.
35. Рабаданов Рамазан Рустамович Схематическое моделирование в ходе решения текстовых задач // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2013. №4 (25).
36. Салмина, Н.П. Знак и символ в обучении / Н.П. Салмина. - М., 1998. - 305 с.
37. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольников / Е.Е. Сапогова. – Тула.: Приокское кн. Издание,1993. – 246с.
38. Сафонова Л. Л. Обучение общим умениям решения текстовых задач в системе непрерывного образования // Интеграция образования. — 1999. — №3. — С. 41-44.
39. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении/ Л.М. Фридман – М.: Знание, 1984. – 80 с.
40. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике: История, теория, методика. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 208 с.
41. Царева С. Е. Различные способы решения задач н различные формы записи решения // Начальная школа. — 1982. — № 2. — С. 78—84.
42. Царева С. Е. Виды работы с задачами на уроке математики // Начальная школа. — 1990. — № 10. — С. 37—41.
43. Царева С. Е. Непростые простые задачи // Начальная школа. — 2005. — № I. — С. 49-57.
44. Царева С. Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепции и технологий // Начальная школа. — 2004. — №4. — С. 49-56.
45. Царева С. Е. Обучение решению задач // Начальная школа. — 1998. — № 1. — С. 102-107.
46. Царева С. Е. Одни из способов проверки решения задачи // Начальная школа. — 1998. — №2. — С. 52-56.
47. Целищева. ИЛ. Использование моделирования в процессе работы с текстовой задачей в 1 классе / И.И. Целищева, С.А. Зайцева // Начальная школа. - 2008. -№ 1. -С. 55-63.
48. Целищева. ИЛ. Моделирование простых текстовых задач : учеб. пос. / И.И. Целищева, С.А. Зайцева. — М. : Чистые пруды, 2006. -32 с. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Начальная школа.»)
49. Целищева. ИЛ. Организация работы над текстовой задачей на основе модели / И.И. Целищева, С.А. Зайцева // Начальное образование. -№ 4-6. - 2007.
50. Шевкин, А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики [Текст] / А.В. Шевкин // Математика (приложение к газете «1 сентября»). - 2005. - № 17. - С.22-30.
51. Штофф В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. – М.; Л., – 1966. – 304 с.