Фрагмент для ознакомления
2
ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и дизартрией
В процессе развития ребенка, как общего, так и речевого, его словарный запас пополняется. При этом происходит его качественное развитие. Поэтому, когда ребенок начинает осмысленно воспринимать значение слова, то возрастает и уровень его обобщения, уровень отвлечения в содержании слов, которые он разучивает. Для определения уровня речевого развития ребенка и определения наиболее рациональных и дифференцированных способов коррекции необходимо знать уровень сформированности лексико-грамматических качеств младших школьников. Для этого необходимо провести специальное квалифицированное обследование.
Выявление того, как ребенок пользуется сложными системами грамматических высказываний, является важным звеном в анализе патологии речевой деятельности и занимает одно из центральных мест в процессе обследования.
Обследование грамматического строя речи проводится по следующим принципам:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с индивидуальными возможностями, уровнем развития речевых и неречевых функций ребенка, учитывать специфику его социального окружения.
2. Исследование проводится от общего к частному. Сначала выявляются проблемы в развитии речи ребенка, затем они подвергаются количественному и качественному анализу.
3. Предъявление материала в порядке от сложного к простому. Это позволяет создать для ребенка ситуацию успеха, замотивировать его на дальнейшее взаимодействие и улучшить эмоциональный настрой. Все это будет способствовать повышению продуктивности и продолжительности обследования.
4. Сначала обследуются продуктивные виды речевой деятельности, а затем рецептивные. Из этого следует, что сначала необходимо исследовать говорение как вид речевой деятельности.
5. Для сокращения времени и сил на обследование ребенка целесообразно начинать с экспрессивной речи, переходя постепенно и целенаправленно к импрессивной.
Цель: определение исходного уровня сформированности грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР и дизартрией.
Для реализации цели констатирующего эксперимента были определены следующие задачи:
1. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР и дизартрией.
2. Определить количественные и качественные показатели уровня сформированности грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР и дизартрией для обработки результатов исследования.
3. Выявить наиболее типичные нарушения грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР и дизартрией.
4. Проанализировать, наглядно проиллюстрировать результаты проведенного эксперимента и на их основе разработать содержание логопедической работы по формированию грамматического строя речи у младших школьников с ЗПР и дизартрией.
Исследование уровня сформированности грамматического строя речи у младших школьников проводилось по следующему алгоритму:
1. Подбор диагностического инструментария для исследования уровня сформированности грамматического строя речи у детей.
2. Подбор испытуемых.
3. Проведение диагностического исследования индивидуально с каждым испытуемым.
4. Обработка, анализ и интерпретация полученных результатов. Рассмотрим содержание методики исследования уровня сформированности грамматического строя речи у младших школьников в рамках констатирующего эксперимента.
Для исследования уровня развития грамматического строя речи использовались методические рекомендации по логопедическому обследованию детей с речевыми нарушениями Н. М. Трубниковой.
Обследование проводилось по следующим параметрам:
- понимание грамматических форм;
- сформированность процессов словоизменения;
- сформированность процессов словообразования; - грамматическое оформление фразы.
Обследуется один ребенок – это ученик 3 класс Антон (10 лет). Его диагноз - ЗПР и дизартрия. Индивидуальное обследование проводилось по речевой карте Трубниковой. Результаты обследования представлены в приложении
2.2. Методика логопедического обследования младших школьников с задержкой психического развития и дизартрией
За основу методики исследования уровня сформированности грамматического строя речи у младших школьников взяты методические рекомендации Н. М. Трубниковой. Понимание грамматических форм
Задание 1. Понимание форм единственного и множественного числа существительного. Для выполнения данного задания используется набор парных картинок, изображающих один и несколько подобных предметов. Возможно использование предметов. Используются следующие наборы картинок: зонт – зонты, медведь – медведи; кубик – кубики. Испытуемому даются инструкции: «Дай кубик», «Дай кубики»; «Покажи, где медведь», «Покажи, где медведи».
Задание 2. Понимание единственного и множественного числа глаголов. Для исследования данного показателя используют карточки с изображением действий: девочка вяжет шарф, девочки вяжут шарф; мальчик кормит кошку, мальчики кормят кошку. Испытуемому даются следующие инструкции: «Покажи картинку, о которой я говорю: кормят кошку ...», «Покажи картинку, о которой я говорю: кормит кошку ...».
Задание 3. Понимание форм единственного и множественного числа прилагательных. Исследование проводится на материале парных картинок: синяя лента – синие ленты; большая собака – большие собаки, зеленый бант – зеленые банты. Могут использоваться различные предметы, например, цветные кубики. Ведущим приемом является «незаконченная фраза». Например: «На картинке синяя ...» или «На картинке синие ...»; «У Вики (имя испытуемого) есть большая ...»; «Дай зеленый ...», «Дай зеленые ...».
Задание 4. Понимание форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Исследование проводится на материале картинок с изображением мальчика и девочки, совершающих одно и то же действие или находящихся в одном и том же состоянии (девочка купила пирожок – мальчик купил пирожок; девочка поймала бабочку – мальчик поймал бабочку; девочка уронила клубок – мальчик уронил клубок; девочка упала – мальчик упал, девочка нарисовала картину – мальчик нарисовал картину). Ребенку предлагают догадаться, о ком говорят – о мальчике или девочке. Испытуемому даются следующие инструкции: «Девочку и мальчика зовут одинаково. Отгадай, о ком я говорю?».
Задание 5. Понимание значения предлогов. Следует отобрать предлоги, которые передают пространственные отношения: в, на, под, за, из, позади, впереди, между, через. Примерный вариант постановки задания: «Поставь пирамидку на книгу»; «Положи линейку между кубиками»; «Положи пирамидку между кубиком и линейкой»; «Положи линейку в книгу»; «Положи кубик около книги»; «Положи лошадку на полку с книгами».
Задание 6. Понимание логико-грамматических отношений. Для исследования используются картинки. Ребенка просят показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла, где мамина дочка.
Оценка результатов:
5 баллов – правильное выполнение всех заданий.
4 балла – встречаются незначительные ошибки, которые самостоятельно исправляются.
3 балла – недоступно выполнение 6 задания, даже после повторного проговаривания; остальные задания выполняются правильно.
2 балла – простые задания выполняются при помощи педагога, трудные задание недоступны;
1 балл – неправильное выполнение всех заданий, повторное проговаривание и помощь педагога неэффективны.
Словоизменение
Задание 1. Изменение существительных по падежам. Ребенку необходимо добавить подходящее к ситуации слово, правильно изменив его по падежам. Детям предлагаются сюжетные картинки, например девочка, кормит щенка, котёнок лежит на диване, ваза стоит на столе. Ребенку даются инструкции: «Посмотри на картинку и скажи: кого кормит девочка? Где лежит котёнок? Где стоит ваза?»
Задание 2. Изменение существительных по числам. При проведении данного задания перед ребенком кладут пары картинок с одним и множеством таких предметов. Испытуемому дается инструкция: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (нога – ноги).
Задание 3. Употребление множественного числа существительных в родительном падеже. Перед ребенком на стол выкладывают картинки. Логопед просит назвать их, а затем, закрывая по одной карточке, спрашивает: «Нет чего?».
Задание 4. Употребление предлогов. Ребенку предлагается ответить на вопросы, например: «Где спит кошка?» (на стуле). Анализируется правильность употребления предлогов и выполнение их функции в предложении.
Задание 5. Согласование числительного с существительным (на примере числительных два и пять). Ребенку предъявляются картинки с изображением тетради, карандаша, яблока и предлагается назвать количество предметов. Примерная инструкция: «Я назову число, а ты подбери к нему слово». Необходимо дать образец: карандаш – два карандаша, пять карандашей. Задание 6. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. При проведении задания необходимо использовать предметные картинки. Испытуемому дается следующая инструкция: «Скажи, какой цвет у каждого предмета?» Картинки: желтая майка, желтый мяч, синий автобус, синее полотенце.
Оценка результатов:
5 баллов – самостоятельное и верное выполнение заданий.
4 балла – самостоятельное исправление допущенных ошибок с незначительной помощью педагога.
3 балла – простые задания выполняются правильно, выполнение трудных форм словоизменения недоступно, даже при помощи педагога.
2 балла – трудные задания не выполняются, более лёгкие доступны только при помощи педагога.
1 балл – неправильное выполнение всех заданий.
Словообразование
Задание 1. Образование названия детёнышей животных. Испытуемому дается следующая инструкция: «У лисы – маленький лисенок и много лисят. А теперь ты будешь помогать мне называть маленьких детёнышей животных». С 4 лет ребенок должен использовать следующие словообразовательные модели: у кошки – котенок и много котят; у утки – утенок и много утят, у гуся – гусенок и много гусят, у лисы – лисенок и много лисят. С 5 лет ребенок должен образовывать: у белки – бельчонок и много бельчат, у медведя – медвежонок и много медвежат, у волка – волчонок и много волчат. С 6 лет: у коровы – теленок и много телят; у лошади – жеребенок и много жеребят, у собаки – щенок и много щенят.
Задание 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Испытуемому дается инструкция: «Я буду говорить о большом предмете, а ты о маленьком: шар – шарик». С 5 лет образовывает: стол – столик; дом – домик, кровать – кроватка
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки /Н.Г.Алтухова -СПб: «Лань» -1999- 115 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова – Москва: Астрель, 2007. – 340 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва: Астрель, 2010. – 254 с.
4. Бадалян, Л.О. Невропатология. / Л.О.Бадалян, Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Просвещение,1987 -317 с.
5. Беда, И.В. Развитие фонематического слуха как основного фонематического процесса/ И.В. Беда,// Педагог. 26.02.2017[Электронный ресурс]: https://zhurnalpedagog.ru (дата обращения 24.01.2022)
6. Бельтюков, В.И. Речевой онтогенез. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе / В.И. Бельтюков//Вопросы психологии, 1984,
№5. – С. 23-29.
7. Богомолова, А.И. Нарушение произношения у детей: Пособие для логопедов. /А.И. Богомолова, 2-е изд.перераб. – М.: Просвещение, 1979.- 208 с.
8. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. /Н.И.Жинкин - М.:Наука,1982.- 159 с.
9. Калягин, В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова - М.:Академия, 2006. -320 с.
10. Каше, Г.А. Исправление недостатков произношения, чтения и письма / Г.А.Каше, Н.А. Никашина, Р.И.Шуйфер, Э.А Евлахова - М.:ГУПИМП РСФСР, 1960 -271с.
11. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 224 с.
12. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у
школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/Р.И. Лалаева–– М.: Просвещение, 1983. – 136 с.
13. Лопухина, И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. Пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина - СПб.: Дельта, 1999.-256 с.
14. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / Лурия, А. Р.- Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
15. Москвина, А.В. Диагностика младших школьников с нарушением интеллекта: учебно – методическое пособие / А.В. Москвина, Е.Н. Труфанова, Н.М. Суслова; Мин-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-в ОГПУ, 2008 - 66с.
16. Новиков А.М., Новиков Д.А. О предмете и структуре методологии / А.М.Новиков, Д.А. Новиков // Мир образования и образование в мире.2008,№1
17. Орлова О.С. Нарушение речи у детей с интеллектуальными нарушениями.//Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, Т.В.Туманова и др. Сборник. Основы дошкольной логопедии - Москва: Эксмо, 2015 -320 с.
18. Орфинская, В. К. Расстройства речи, связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы/ В. К. Орфинская. – Москва: Просвещение, 2007. – 112 с.
19. Парамонова, Л. Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции /Л. Г. Парамонова// Обучение во вспомогательной школе. — М.; Л., 1973.- С. 34-45.
20. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова - М.: Академия, 2002. – 160 с.
21. Правдина, О.В. Логопедия /О.В.Правдина, Учеб. пособие для студентов дефектолог. Факультетов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. - 272 с.
22. Понятийно-терминологический словарь логопеда М.: / Под ред. В. И. Селиверстова Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с.
23. Репина, З.А. Уроки логопедии / З.А.Репина, В.И. Буйко - Екатеринбург, 2005. -208 с.
24. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника /С.Я. Рубинштейн, 3 изд. - М: «Просвещение" 1986.-192 с.
25. Сагаева, О. В. Психологическая характеристика детей с легкой степенью умственной отсталости /О. В. Сагаева //Электронный ресурс Социальная сеть работников образования nsportal.ru 24.10.2017 https://nsportal.ru(дата обращения 24.03.2022)
26. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под редакцией Ж.И. Шиф - М.: Просвещение, 1965 г. - 343 с.
27. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Д.Б.Эльконин - М.: Издательский центр «Академия», 2007.[Электронный ресурс]: http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001.htm#n (дата обращения 24.03.2022)