Фрагмент для ознакомления
2
Исторически исследования природы разума были всегда актуальны. Так, софисты (V – IV вв. до н. э.) утверждали, что познание разума связано с эмпирической частью, что позволяет осмыслить общественно-исторический характер познания, уровни его развития, субъект и объект познавательного процесса. В познании принимают участие чувства и разум, поэтому дифференцируют уровни чувственного и рационального познания.
Р. Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, существую». Данное утверждение тесно связано с природой разума и имеет следующие смыслы:
1) Я мыслю (думаю, размышляю) пока я существую, то есть пока я живой, каждый миг я наполняю размышлениями о мире, об окружающих, о смысле жизни.
2) Я существую только тогда, когда я мыслю. Если мне кто-то запретит думать (свободно думать) или, например, из-за болезни я не смогу больше думать и размышлять, я перестану существовать.
Под термином «мышление» (cogitatio) Р. Декарт понимает все, что происходит в человеке так, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой. Поэтому так важно понимать, желать, мечтать. Значит, чувствовать – одно и то же, что и мыслить. Разум и разумность (по-латыни рацио и рациональность) являются по Декарту необходимым свойством человека и в то же время единственным достойным человека полем его деятельности. Мыслить и быть человеком – взаимообусловленные категории.
Человек не должен подчинять свой разум тем вещам, которые он не понимает. А понять он может те вещи, которые путем последовательного логического рассуждения выводятся из первых аксиом. Первые аксиомы усматриваются непосредственно каждым человеком в силу интеллектуальной интуиции, и не оспариваются никем. Это положения типа «часть больше целого», «из ничего ничего не возникает» и ряд простейших математических истин. Базируясь на этой самоочевидной основе, человек может прояснить любой вопрос, за который возьмется.
Рассмотрим, к примеру, как описывает разум И. Кант. В 1798 г. увидела свет последняя прижизненная работа Канта — «Антропология с прагматической точки зрения». Текст начинается с разъяснения предмета и границ упомянутой науки. В фокусе антропологии, согласно Канту, человек не с точки зрения его физической природы, а с позиции того, «…что он в качестве свободно действующего существа делает или может и должен сделать из себя сам». Приведенных строк достаточно, чтобы усмотреть в антропологии, несмотря на ее спорный статус, продолжение системы, которую Кант возводил со времени первой Критики. По каким-то причинам, она не может быть завершена, не вовлекаясь в сферу учения о человеке. Кант аргументирует это тем, что отдельные знания о мире отрывочны и являются средствами, значимыми лишь в отношении к человеку, т.е. все они в итоге должны быть применены к нему. Система такова, что развивается по направлению к человеку, и только «…знание его родовых признаков как одаренного разумом земного существа заслуживает прежде всего наименования знания мира». «Знания о вещах мира», как следует со слов Канта, недостаточно: оно еще должно быть применено к миру. Поскольку же только человек существует не для чего-то иного, но ради себя самого — т.е. служит себе принципом (от лат. principium: начало или основа) и своей конечной целью, — именно в познании им самого себя — в науке о человеке — познается мир. Таким образом, между тремя критиками и антропологией существует смычка: критика заключается в том, что разум разбирается в себе; что означает — обосновывает разные способы своего применения, за счет чего проводится демаркация их границ. Последовательное выполнение этой процедуры требует показать то общее, что разделяет как разумное познание, так и разумное действие. Вот почему лишь с включением в систему вопроса о человеке, разум наконец узнает сам себя — живую теоретическую и практическую нужду. В ходе критики разум, конечно, препарируется: одна его сторона обособляется от другой, выделятся несколько начал. Фактически же все элементы разума действуют всегда сообща и должны, в связи с этим, уходить в некий «общий корень».
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абулафия М. Джордж Герберт Мид // Американская философия. Введение. М.: Идея-пресс, 2008.
2) Айхер Д., Одежда, чувства и наше "я" - публичное, приватное и тайное // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2021. — Вып. 1: весна. — С. 119-140
3) Бергсон А.: PRO ET CONTRA, антология. СпБ, РГХА, 2015
4) Блумер, Г. Общество как символическая интеракция [текст]/ Современная зарубежная социальная психология: тексты // М.: Изд-во МГУ, 1984. — 677 с.
5) Богачев М. И., От поведенческого анализа к пост-бихевиорализму: история парадигмы // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2017. — № 1. — С. 28-48.
6) Декарт, Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. 1 / Сост., ред., вступ. ст.В. В. Соколова. М.: Мысль, 1989. С. 250 –296.
7) Джеймс У. Введение в философию [текст] / Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии // Общ. ред., послесл. и примеч. А.Ф. Грязнова. — М.: Республика, 2020.— 315 с.
8) Икаева Р. В., Модели социальной коммуникации // СОТИС - социальные технологии, исследования. — 2020. — № 6. — С. 76-80.
9) Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 6
10) Карепова С. Г., Классики социологической мысли о категории социального взаимодействия — (Из истории общественно-политической мысли).2018. — N 6. — С. 212-218
11) Кармадонов О. А., Откровения и пардоксы символического интеракционизма // Социологические исследования. — 2006. — N 2. — С. 3-13
12) Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации : [коллективная монография]. — Москва : Альфа-М, 2021. — 462, [1] с.
13) Кравченко С. А, Классические теории через призму социологического воображения. Социология Т. 1, 2020. — 583, [1] с.
14) Кули Ч. Социальная самость [текст] / В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. // М.: МГУ,1994. 2020. – 322 с.
15) Латышева Н. А., Методические основания исследования символических пространств современного общества // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 5. — С. 26-32.
16) Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов [текст] / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. // М., 2020.- 290 с.
17) Мид Дж. Г. – Философия настоящего, М.: Издательство Высшей Школы Экономики, 2014
18) Мумладзе Р. Г., История зарубежной и отечественной социологии : учебник для бакалавров : [для студентов высших учебных заведений, обучающихся в бакалавриате по направлению "Социология"]. — Москва : РУСАЙНС, 2017. — 329, [1] с.
19) Осипова Ю. В., Теория контроля идентичности // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2016. — № 1. — С. 215-224
20) Савина А. К., Социализация личности в трактовке ведущих зарубежных научных школ // Школьные технологии. — 2017. — № 1. — С. 38-47.
21) Философия в 2-х частях. Основные проблемы философии. Под. Ред. Кириллова В.И. М.: Юристъ, 2016.
22) A Second Chicago School?: The Development of a Postwar American Sociology / Fine G., ed. – Chicago: University of Chicago Press, 1995.
23) Deegan M. The Chicago School of Ethnography // P. Atkinson et al., eds., Handbook of Ethnography. – Thousand Oaks, CA: Sage, 2001. – P. 11-25.
24) Strauss A. Qualitative Analysis for Social Scientists. – New York: Cambridge University Press, 1987.