Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Согласно данным РОССТАТ за последние пять лет, количество детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в России составляет 17,3%, 9,8% от этого количества относятся к категории дошкольников [29, с. 23]. В связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование», которое предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [11]. Для создания условий получения инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью необходимы педагоги, имеющие специальную профессиональную подготовку, опыт работы в инклюзивном образовании, реализующие индивидуальный, коррекционно-развивающий подход в работе с детьми. Подготовка детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) дошкольного возраста к школьному обучению должна происходить с учетом психо-возрастных и индивидуальных особенностей, при этом соответствовать всем требованиям к качеству образования.
Одним из основных навыков, который активно развивается у ребенка дошкольного возраста является графомоторный навык. Графомоторный навык включает в себя способность правильного удержания пишущей руки, совокупность ее правильных движений. Ребенок с развитым графомоторным навыком с легкостью рисует, раскрашивает, копирует простые узоры, выполняет задания на соединение точек, правильно держит карандаш. Развитый графомоторный навык – залог успешного обучения ребенка. В связи с важностью актуальностью данной темы, целью настоящего исследования является теоретическое и эмпирическое изучение процесса формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объектом исследования является процесс формирования графомоторных навыков.
Предметом исследования является процесс формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Согласно цели, объекту и предмету исследования, ставим перед собой ряд задач:
1) изучить процесс становления графомоторики у ребенка в норме онтогенетического развития;
2) выявить особенности становления графомоторики у ребенка дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата;
3) провести аналитический обзор исследований формирования графомоторных навыков у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата;
4) предложить психолого-педагогические рекомендации по формированию графомоторных навыков у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования, а так же законодательной базы из области образования.
Структура работы: исследование состоит из 27 страниц, включает в себя введение, 2 главы, заключение и список литературы из 30 источников, в работе содержится 2 рисунка.
ГЛАВА 1. Теоретический аспект формирования графомоторных навыков у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата
1.1. Становление графомоторики у ребенка дошкольного возраста в норме онтогенетического развития
В психологии понятие навыка рассматривается как действие человека, которое доведено до автоматизма посредством многократного повторения. Отличительной чертой навыка является именно автоматизм, не требующий пристального контроля. Наиболее глубоко трактовал понятие навыка Н.А. Бернштейн, рассматривая его как сложную многоуровневую двигательную систему. Н.А. Бернштейн определяет навык как активную психомоторную деятельность, образующую и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения.
Психологи выделяют несколько групп навыков: навыки поведения, сенсорные навыки, мыслительные и двигательные [3, с. 37]. Двигательные навыки – это законченные сложнокоординированные действия, включающие в себя выполнение простейших двигательных актов, доведенных до автоматизма и выполняемых в строгой последовательности. Среди двигательных навыков можно выделить графомоторные. Н.Г. Агаркова дает следующее определение графомоторного навыка – это определенное привычное положение и движение пишущей руки, позволяющее изображать письменные звуки и их соединения [1, с. 52].
Большой вклад в методику развития графомоторики у детей внес К.Д. Ушинский. Обучение грамоте начиналось со знакомства с письменным шрифтом, его метод вошел в историю как метод письма – чтения. Будучи психологом, К.Д. Ушинский настойчиво рекомендовал уделять больше внимание подготовительным упражнениям, которые могут дать обучающимся первоначальные умения в письме простых элементов букв. История отечественной методики формирования графомоторного навыка прошла путь от словесного до буквенного письма. Этапы развития графомоторного навыка: рисунок → рисунок-символ → знак-символ (буква). Для каждого возраста в норме онтогенетического развития характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает [27, с. 115].
С точки зрения психологии, считается, что ребенок двух лет может умело держать несколько предметов в одной руке – этот навык легко развивается, если чаще предлагать ребенку погремушки); переворачивать страницы в книге по одной; держать в руках карандаш, при этом правильность его удержания не учитывается; уметь чиркать пишущим предметом на бумаге; строить башню из кубиков и складывать пирамидку.
К трем годам ребенок может самостоятельно открывать ящики, дверцы мебели; вылепливать из пластилина фигуры; складывать из бумаги фигуры простых форм; нанизывать крупные бусины на нить; правильно держать пишущий предмет.
Среди навыков детей четырех лет следует отметить умение завязывать узелки; самостоятельно заправлять постель; рисовать; обводить фигуры и штриховать. К четырем годам происходит латерализация – процесс определения ведущей руки.
Перечислим навыки шестилетних детей: ребенок может застегнуть замок на одежде; сам завязать шнурки; может обвести фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям; аккуратно разукрасить рисунок, не выходя за его контуры.
Важнейшим условием для полноценного овладения графомоторным навыком дошкольниками является хорошее развитие моторного компонента двигательного анализатора и подготовленности руки к выполнению точных и сложных движений. А.Р. Лурия считал, что сложные рефлекторные действия возможны благодаря комплексу афферентных систем, расположенных на различных уровнях мозга, включающих в свой состав и систему речевых сигналов. А.Р. Лурия отметил, что ребенок дошкольного возраста еще слишком сильно сжимают карандаш в руке и сильно жмут на него при рисовании и письме указательным пальцем, при этом излишне напрягая лицевые мышцы лица и все тело. Начиная печатать буквы, ребенок так же делает это замедленно, движения дробные, одно усилие рассчитано на небольшой участок письма. Остановка пишущего предмета при этом может произойти в любой части буквы, так как движение в целом еще не ритмично. Дробность связана с большим усилием, которое прилагает обучающийся во время письма, с трудностью выполнения движений, с отсутствием координации всех нужных звеньев руки во время письма вдоль строки [15, с. 218].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Агаркова, Н.Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников [Текст] / Н.Г. Агаркова. – М.: Просвещение, 2019. – 129 с.
2) Бабина, Г.В. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями [Текст]. – М.: Московский педагогический государственный университет / Г.В. Бабина, Л.А. Головчиц, А.В. Короткова, 2019. – 288 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45655306
3) Бернштейн, Н.А. Построение движений [Текст] / Н.А. Бернштейн. – М.: Наука, 2019. – 174 с.
4) Войнова, С.В. Диагностическая программа изучения неречевого праксиса у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / С.В. Войнова, В.Н. Поникарова // Череповецкие научные чтения, 2017. – С. 25-27. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35313907
5) Гилевич, И.М. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие [Текст]. / И.М. Гилевич, Е.А. Забара. – М.: Аквариум, 2020. – 325 с.
6) Горюнова, А.Н. Особенности развития графомоторных навыков у детей с ДЦП [Текст] / А.Н. Горюнова // Образование и воспитание, 2021. - №3. – C. 32-34. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6330/
7) Григоренко, Н.Ю. Формирование пространственных представлений в работе по стимуляции и коррекции речевых и двигательных навыков у детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ на базе ДОО [Текст] / Н.Ю. Григоренко, Л.Б. Астахова // Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование. – М.: МГПУ, 2014. – С. 102-107. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24185809
8) Давыдова, О.А. Графомоторика. Тренажер по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков [Текст] / О.А. Давыдова. – М.: школьная пресса, 2017. – 32 с.
9) Ерошкина, С.Т. Пальчиковый игротренинг [Текст] / С.Т. Ерошкина // Логопед, 2007. – № 4. – 537-542 с.
10) Зегебард, Г.М. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков / Г.М. Зегебард. – М.: Генезис, 2013. – 72 с.
11) Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федер. закон от 29.12.2012 №273-Ф3. Ред. от 13.07.2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/-cons_doc_LAW_140174.
12) Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция [Текст] / В.П. Кащенко. – М.: Наука, 2017. – 290 с.
13) Каюрова, В.Г. Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики [Текст] / В.Г. Каюрова // Преемственность в образовании, 2018. – № 17. – С. 323-328. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35255282
14) Куклова, М.Е. Расскажи стихи руками [Текст] / М.Е. Куклова. – РнД.: Феникс, 2017. – 118 с.
15) Лурия, А.Р. Мозг человека психические процессы [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Педагогика, 2019. – 495 с.
16) Любина, Г.Н. Рука развивает мозг [Текст] / Г.Н. Любина, Р.Т. Желонкин // Ребенок в детском саду. – № 4, 2019. – С. 7-10.
17) Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.
18) Обухова, Л.Ф. Детская психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – СПб.: Питер, 2020. – 270 с.
19) Сальникова, Т.П. Методика обучения грамоте [Текст] / Т.П. Сальникова. – М.: Воронеж, 2020. – 190 с.
20) Соколова, Е.В. Развиваем моторику руки [Текст] / Е.В. Соколова, Н.Н. Няньковская. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 302 с.
21) Сотникова, Е.С. Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата [Текст] / Е.С. Сотникова // Современные научные исследования: теория, методология, практика. – Уфа.: Вестник науки, 2021. – С. 175-181. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44869924
22) Стройкова, Л.А. Особенности развития мелкой моторики пальцев рук и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с НОДА [Текст] / Л.А. Стройкова, 2022. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-melkoi-motoriki-palcev-ruk-i-grafomotornyh-navykov-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-noda.html
23) Сухих, М.С. История изучения и развития комплексной помощи детям с ДЦП [Текст] / М.С. Сухих // Студент и наука, 2021. – С. 506-511.
24) Тасбаева, Г. Особенности подготовки руки детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата к школьному письму [Текст] / Г. Тасбаева, Ы. Розымова // Студенческая наука Подмосковью. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. – С. 619-621. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29889844
25) Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2018. – 235 с.
26) Утебаева, А. Игровые методы и приемы по формированию произвольности моторных навыков при обучении письму детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / А. Урбаева // Студенческая наука Подмосковью, 2017. – С. 647-648. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29889866
27) Ушинский, К.Д. Русская школа [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.: Дрофа, 2011. – 296 с.
28) Шабаева, Г.Ф. Проблема подготовки педагогов по обучению элементам грамоты детей 5 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Г.Ф. Шабаева, Н.А. Данилова // Особенности высшего профессионального образования в контексте реализации ФГОС ВО. – Ялта.: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2018. – С. 145-159. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36987915
29) Шаповалов, И.Н. Здравоохранение в России. Стат.сб./Росстат [Текст] / И.Н. Шаповалов. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2019. – 170 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2019.pdf
30) Шарикова, Е.Н. Пальчиковые игры [Текст] / Е.Н. Шарикова. – М.: Стрекоза, 2012. – 64 с.