Фрагмент для ознакомления
2
знакомыми и взрослыми (что и где видел; кто купил обновку);
Упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.
Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.
- Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. .
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
- Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
- Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Защиринская О.В. [13, с. 15] отмечает, что дошкольник распределяет различные предметы по категориям (штанишки – одежда, сандалии – обувь). Слова-обобщения начинают использоваться детьми тогда, когда в их словаре накапливается много слов, обозначающих конкретные предметы из какой-то категории, и когда ими уже усвоены слова-обобщения. Помимо этого, о предназначении отдельных предметов у ребёнка должен накопиться минимальный запас сведений. [2, с. 264]
К пяти годам ребёнок начинает нормально произносить все звуки, за исключением некоторых трудностей со смешением звуков «р» и «л», «ш» и «с» в многосложных словах, если оба парных звука стоят рядом в одном слове (шерстяной, лаборатория). [10, с. 76-80]
Лебединский В.В. [19, с. 265] указывает, что в речи взрослых дети улавливают интонационные нюансы, делающие её выразительной, и при пересказе сказок пытаются подражать им. Они могут произвольно менять силу и высоту голоса с учётом фабулы рассказа, могут и говорить шёпотом.
Как помочь ребёнку?
• Увидев на прогулке бабочку, можно вместе с ребёнком определить её действия (летает, порхает).
• Надевая шарф или шапку перед прогулкой, следует акцентировать, что это шерстяные предметы, поэтому тёплые, имеют такой-то цвет. Чтобы речевые навыки ребёнка успешнее развивались, он должен подбирать к слову как можно больше прилагательных, обозначающих его признаки.
• Если чаду удалось подобрать несколько определений при описании варежек или мяча, то его следует похвалить за это. Похвала взрослого станет для ребёнка ещё одним стимулом в стремлении к совершенствованию речи.
• Ребёнка в этом возрасте нужно по-прежнему обучать новым словам, приучать точнее описывать качества предметов, определять материал, из которого они сделаны (одни предметы из дерева, другие из металла), находить в них различия и сходство.
• Ребёнок должен знать, что такое день, вечер, утро, сегодня, вчера и завтра, не путать пространственные понятия (слева – справа, сверху – снизу, спереди – сзади).
Чтобы научить его находить сходства и различия у предметов, ребёнку можно предложить рассмотреть внимательно два яблока и потом спросить, одинаковые они или разные, чем отличаются и чем схожи? Ребёнок видит, что одно яблоко больше, оно красное, сладкое, с пятнышком на боку, а другое, зелёное, меньше и кислое на вкус. Чтобы указать ребёнку на упущенные признаки, взрослый должен задать ему наводящие вопросы либо просто назвать их. [1, с. 175]
Зорина С.В. [14, с. 57] указывает, что, говоря о размерах предметов, дети обычно используют слова «маленький» и «большой», реже «низкий», «высокий», «короткий» или «длинный». Их нужно приучать выражать свои мысли точнее: если дом, то низкий или высокий, если карандаш, то короткий или длинный, если река, то узкая или широкая. Пусть ребёнок учится использовать сравнительные степени прилагательных, для чего его нужно спросить, какая книга толще, а какая тоньше, какая линейка уже, а какая шире.
1.2. Характер отклонений речевого развития у детей дошкольного возраста
Демьянов Ю.Г. [9, с. 101] отмечает, что способность разговаривать – отличительная черта человека, приобретенная в процессе эволюции. Функция речи определяется второй сигнальной системой коры головного мозга и принадлежит к когнитивным способностям.
Китаева Н.Н. [15, с. 235] отмечает, что физиологической почвой реализации устной речи является комплекс образований в головном мозге, нервные волокна и исполнительные органы. Координация сокращений голосовых связок гортани, движений височно-нижнечелюстного сустава, губ, языка и щек определяют четкое произношение и интонационную окраску детской речи.
Власова Т.А., Певзнер М.С. [5, с. 241-250] отмечают, что в дошкольном периоде (3-5 лет) ребенок посещает детский сад и другие коллективы, увеличивает активный словарный запас, учится грамотному оформлению речи.
Лалаева Р.И. [16, с. 245] отмечает, что формирование речевых навыков в каждом ребенке происходит индивидуально, с учетом генетической предрасположенности и воспитания. Мальчики немного отстают в развитии от девочек (на 1-2 месяца). Однако наличие серьезных отклонений от этапов становления речи свидетельствует о формировании патологии, которая требует специального лечения.
Гвоздев А.Н. [8, с. 153] говорит, что нормальное развитие речи зависит от физиологической состоятельности органов голосообразования и нервных центров. Кроме того, воспитательные моменты, атмосфера в семье и речь окружающих влияют на своевременное появление первых слов и фраз.
Психолого-педагогическая классификация по Левиной рассматривает расстройства речи в структуре общего развития детского организма. В зависимости от степени поражения компонентов речи, различают:
• Нарушения средств общения. Подразумевает нарушение формирования лексического, грамматического и фонематического компонента речи. Представлены фонетико-фонематическим нарушением (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР).
Выготский Л.С. [6, с. 200] отмечает, что изолированное поражение фонетико-фонематического аппарата характеризуется нарушением звукопроизношения у дошкольников устной формы речи. Дети допускают ошибки (пропускают или меняют звуки) в произношении отдельных фонем или целых слов, тяжело обучаются письму и чтению
Лалаева Р.И. [17, с. 251] отмечает, что общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста – диагноз, который устанавливается при поражении всех компонентов устной речи при сохраненном интеллектуальном развитии. По степени тяжести выраженных симптомов разделяют четыре уровня патологии. У дошкольника с ОНР не сформирован достаточный словарный запас, чтобы выражать мысли и эмоции, уровень развития речи соответствует возрасту лепета и псевдослов.
Кроме того, различают вариант темповой задержки речевого развития (ТЗРР), которая характеризуется замедленным формированием речевых навыков.
Гаркуша Ю.Ф. [7, с. 141] указывает, что кроме того, выделяют психолого-социальный компонент развития речи. Возникновению нарушений способствуют чрезмерные требования родителей, психологические травмы (стихийные катастрофы, смерть близких), сильный испуг, наличие патологии в окружении.
Все дети дошкольного возраста в детском саду в большинстве своём одинаковы в развитии. Они аналогично проходят адаптацию, похоже плачут и капризничают, практически одинаково познают азы нового и неизведанного. И работа всех педагогов складывается из основных требований программы, применяемых к основной массе детей.
Но в детском саду всегда есть дети, имеющие особенности развития. Каждый ребёнок индивидуален и развитие зачастую у каждого ребёнка проходит индивидуально. Мне хотелось бы остановиться на такой особенности развития детей в детском саду как нарушения речи.
Формирование речи у ребенка - одна из основных характеристик его общего развития. Часто нарушения становления речи наблюдаются именно в детстве. Дети с нарушениями речи – это отдельная категория детей, имеющих отклонения в развитии, имеющие нормальный слух и сохранный интеллект. И следует отметить, что сложные речевые нарушения не проявляются только в дефекте произношения отдельных звуков. Наряду с этим дети не различают звуки на слух, не умеют правильно построить предложение, их словарный запас очень часто не соответствует возрастной норме.
Учитывая тот факт, что речь – высшая психическая функция, потому и важно уделять особое внимание и построить всю коррекционно – педагогическую работу с детьми, имеющими нарушения речи.
Новоторцева Н.В. и Парамонова Л.Г. [20, 21] отмечают, что наибольшие трудности у дошкольников наблюдаются в развитии тех функций, которые формируются в данный сензитивный период. Это прежде всего активная речь и сенсомоторное развитие, поскольку в данный возрастной период именно эти функции наиболее чувствительны к влиянию как биологических, так и социальных неблагоприятных факторов. По данным анализа результатов психолого-педагогического обследования детей, поступающих в ДОУ, нарушения речевого развития наблюдаются у 90% дошкольников, относящихся к «группе риска» по возникновению тяжелых
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Актуальные проблемы диагностики ОНР / Под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – С. 5-21.
2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов.– СПб.: «Норинт», 1998. – 1536 с.
3. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. – 1982. – №5. – С. 34-40.
4. Венедиктова Л.В., Воробей Т.Т., Лалаева Р.И. и др. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. – СПб.: ВЛАДОС, 1998. – 103 с.
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 129 с.
6. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Н.И. Ильясова, В.Я. Ляудиса. – М.: МГУ, 1980. – 330 с.
7. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи Москва, ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. — 128 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: АПН РСФСР,1989. – 64 с.
9. Демьянов Ю.Г. Психопатология детского возраста. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1988. – 108 с.
10. Дети с временной задержкой развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1971. – 241 с.
11. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. – 472 с.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1973. – 135 с.
13. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2004. – 432 с.
14. Зорина С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у детей раннего возраста с задержкой психического развития. Автореф. канд. дис. – СПб., 1998. – 18 с.
15. Китаева Н.Н. Особенности коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей раннего возраста с задержкой психического развития. Автореф. канд. дис. – СПб., 2002. – 17 с.
16. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 223 с.
17. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 303 с.
19. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: МГУ, 1985. – 268 с.
20. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.
21. Парамонова Л.Г. Как воспитать гения Логопедия для всех М. 2002
22. Парамонова Л.Г. Как научить ребенка правописанию,— СПб., 1997. — С. 28—34.