Фрагмент для ознакомления
1
Введение ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты подвижных игр в режиме дня, как средство повышения двигательной активности ………………………………..5
1.1 Сущность и значение двигательной активности в психолого- педагогической литературе ………………………………………………………5
1.2 Характерные особенности двигательной активности детей……………………………………………………………………………….9
1.3 Приемы руководства двигательной активности детей……………..11
ГЛАВА 2. Методические аспекты подвижных игр……………………..16
2.1Понятие подвижных игр, сущность и особенность…………………16
2.2Классификация подвижных игр……………………………………....18
2.3 Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников…………………………………………………………………….19
2.4 Методика проведения подвижных игр……………………………....21
Заключение………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………….29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст важный период формирования человеческой личности. В условиях целенаправленного воспитания и обучения, учитывающего возрастные особенности и возможности дошкольников, происходит физическое, психическое и личностное совершенствование ребенка, формируются важные свойства мышления, познавательные интересы и способности [22].
Крепкий полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, справляется с ними с меньшими отрицательными последствиями. Поэтому создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей дошкольного возраста – задача первостепенной важности. И одним из важных направлений, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника, является физическая культура.
Двигательная активность является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. В современные годы, когда появилось такое разнообразие компьютерных игр, интерактивных панелей, удерживающих ребенка у экранов и гаджетов, двигательная активность детей ограничивается уже в дошкольном возрасте.
Двигательная активность является жизненно необходимой биологической потребностью, важным фактором роста и развития организма ребенка. Она определяет уровень его функциональных возможностей и работоспособности, поэтому важно с дошкольного возраста обеспечить условия, необходимые для удовлетворения этой потребности в движениях [2].
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Известно, что к началу школьного обучения наблюдается ухудшения здоровья детей, которые к этому моменту приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Решению этой проблемы могут способствовать подвижные игры. В физическом воспитании детей дошкольного возраста подвижные игры занимают приоритетное место.
Объект исследования: процесс повышения двигательной активности.
Предмет исследования: подвижные игры в режиме дня, как средство повышения двигательной активности.
Цель исследования: изучить теоретические и методические подходы подвижных игр в режиме дня, как средство повышения двигательной активности.
Цель исследования определила задачи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и значение двигательной активности в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить характерные особенности двигательной активности детей.
3. Проанализировать методические аспекты подвижных игр.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы данной проблемы; монографий и периодической печати, изучение педагогического опыта, метод обобщения и систематизации.
ГЛАВА I. Теоретические аспекты подвижных игр в режиме дня, как средство повышения двигательной активности
1.1. Сущность и значение двигательной активности в психолого- педагогической литературе
Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой [18].
К характеристикам двигательной активности можно отнести такие параметры, как «уровень двигательной активности» и «двигательный тип». По данным литературы, выделяют три уровня двигательной активности: Высокий уровень.
В научных трудах А.И.Быковой, А.В.Кенеман, И.В.Муратова, Н.В.Потехиной, Е.А.Тимофеевой показано, что двигательная деятельность дошкольников - естественная потребность, удовлетворение которой является важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нём, а также условием всестороннего развития и воспитания детей [5] .
Т.Ю. Круцевич предлагает следующее определение «двигательной активности» – неотъемлемая часть образа жизни и поведения детей, которая определяется социально-экономическими и культурными факторами и при этом зависит от организации физического воспитания, морфофункциональных особенностей растущего организма, типа нервной системы, количества свободного времени, мотивации к занятиям, доступности спортивных сооружений и мест отдыха детей и подростков [12].
Для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью. Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности Низкий уровень двигательной активности - малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость. Не выявляются какие-либо закономерные изменения в реакциях сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку [11].
Как известно, двигательная активность несет в себе как огромный оздоровительный потенциал, так и способна причинять разрушительное действие. Увеличение количества и качества здоровья под влиянием физической нагрузки происходит естественным путем за счет стимуляции жизненно важных функций и систем организма. Для этого физическая тренировка должна соответствовать главному принципу - оздоровительной направленности, необходимо, чтобы она базировалась, прежде всего, на правильно организованной двигательной активности.
Рассмотрим несколько определений понятия двигательная активность:
- Двигательная активность - это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Проще говоря, двигательная активность – суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений (локомоций). Двигательная активность измеряется в количестве израсходованной энергии в результате какой-либо деятельности (в кал или Дж за единицу времени), в количестве выполненной работы, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени (число движений за сутки, за неделю);
- Двигательная деятельность (активность) - совокупность двигательных актов;
- Двигательная деятельность - основная функция мышечной системы животных;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В.В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
2. Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник [Текст]: Социально-оздоровительная технология XXI века / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. изд. 2-е испр. и доп. - м.: аркти, 2001. - 80 с.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учебно пособие для педагогических институтов и училищ / Б.А. Ашмарин. – М.: «Просвещение»- 2 изд. – 2005 – 344 с.
4. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
5. Быкова, А.И. Развитие движений у детей [Текст] /А.И. Быкова, Т.И. Осокина. - М., 2000 – 124 с.
6. Волошина, Л.Н. Двигательная деятельность как источник социального опыта дошкольника: монография [Текст] / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская. – Белгород, ООО «ГИК», 2017 – 180 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1984.
8. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 528 с.
9. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 111 с.
10. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. [Текст] / А.В. Запорожец; сост. Н.Н. Кузьмина. – М.: Педагогика, 2011 – Т. 2 – С. 166
11. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. М.:Просвещение, 2013 – С. 50 – 93
12. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Том 2 Методика физического воспитания различных групп населения [Текст] / Т.Ю. Круцевич - Киев.: Олимпийская литература, 2003 - 391 с.
13. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. - М.: Юрайт, 2020. - 97 с.
14. Коротков, И.М. Подвижные игры в занятиях спортом [Текст]/ И.М. Коротков. - М.: ФиС, 2001 - 190 с.
15. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
16. Осокина, Т.И., Тимофеева, Е.А. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников: книга для воспитателей детского сада [Текст] / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1971 - 159 с.
17. Степаненкова, Э.Я. Подвижные игры как средство
гармонического развития детей дошкольного возраста. //Дошкольное
воспитание №12.- 1995.
18. Снигур, М.Е. Формирование модели двигательной активности детей дошкольного возраста с оздоровительной направленностью // Успехи современного естествознания. - 2009. - №3 - с. 63-64.
19. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2001. - 368 с.
20. Рунова, М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений и студентов педвузов и колледжей. -М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 256с.
21. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] : [Статьи] / А. П. Усова ; Под ред. [и с вступ. статьей] А. В. Запорожца. - Москва : Просвещение, 1976. - 96 с.
22. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - 3 е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014.
23. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. - М.: Юрайт, 2019. - 367 с.
24. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 575 с.
25. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
26. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст] /Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 1991 – 223 с.
27. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д.Б. Эльконин; – 4-е издание. – Москва : Академия, 2007. – 384 с.