Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Государственная власть и принципы ее разделения 5
1.1. Государственная власть в современном мире 5
1.2. Понятие публичной власти в современной России 8
1.3. Принципы разделения властей 9
2. Реализация разделения властей 12
2.1. Законодательная власть 12
2.2. Исполнительная власть 16
2.3. Судебная власть 19
3. Актуальные вопросы государственной власти и принципа разделения властей в современном мире 26
3.1. Разграничение предметов ведения и полномочий как способ реализации принципа разделения властей 26
3.2. Президентская власть 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы обусловлена тем, что исследуя через форму правления государственную власть - базовый элемент государства, мы в любом случае обращаемся к ее истоку - верховной власти, нашедшей свое теоретическое воплощение в средневековой доктрине о суверенитете, выражающем внешнюю и внутреннюю независимость власти. В этом ключе попробуем рассмотреть одну из основ конституционного строя России - верховную власть, ее природу и назначение.
Исходя из традиционного восприятия верховной власти через форму правления и выделяя ее субъект-носитель. Он прямо назван в Конституции России, закрепившей за российским многонациональным народом статус единственного источника власти и носителя суверенитета. При этом Россия провозглашена социальным демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1, 7). В теории такие публичные образования относят к государствам народовластия.
Принцип разделения властей, являясь одним из признаков демократического режима, предполагает относительную самостоятельность судебной, законодательной и исполнительной власти, их взаимное уважение друг к другу.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с государственной властью и принципов разделения властей.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие государственную власть, практика их применения, а так же научная и уебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение государственной власти и принципов разделения властей в современном мире.
Задачами работы ставится:
исследовать государственную власть в современном мире;
изучить понятие публичной власти в современной России;
рассмотреть принципы разделения властей;
проанализировать законодательную власть;
рассмотреть исполнительную власть;
исследовать судебную власть.
проанализировать разграничение предметов ведения и полномочий как способ реализации принципа разделения властей.
изучить президентскую власть.
Методологической основой исследования стали общенаучный диалектический метод познания, в том числе, системно – структурный, конкретно–социологический, метод сравнительного проведения и другие научные методы. При написании работы также использовались нормативно–правовой, исторический, системно–функциональный, сравнительно–правовой и иные специальные методы научного познания.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых в рассматриваемой области.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Государственная власть и принципы ее разделения
1.1. Государственная власть в современном мире
Право на несение власти в конструкции правоотношений закрепляется только за субъектом, обладающим волей, а власть воспринимается как его правомочие совершать определенные публичные действия. Конституционным субъектом верховной власти выступает единый народ. Он представляет собой коллективный субъект, формирующий посредством предусмотренных законом форм волеизъявления общую волю входящих в него индивидов как обязательную для всех, выступающую регулятором общественных отношений. Эта воля является политической, определяет характер и способы осуществления всех видов публичной власти. Закрепление в конституционных нормах общей политической воли наделяет ее правовым характером, обеспечивает ее обязательное исполнение. Через объективированную в праве общую политическую волю проявляется единство народа как субъекта правоотношений особого вида - властеотношений, в которых он не может «рассыпаться» на волю автономных индивидов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с послед. изм.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
5. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 21.12.1998, № 51, ст. 6270.
6. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.03.2002, № 11, ст. 1022.
7. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6217.
8. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416.
9. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета», № 170, 29.07.1992.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 № 94 «О Полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 774.
11. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2338.
12. Постановление ГД ФС РФ от 22 января 1998 г. № 2134-ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801.
13. Постановление СФ ФС РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635.
14. Приказ Минюста РФ № 3 и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации № 51 от 10.01.2001 «Об утверждении Методических правил по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти» // Бюллетень Минюста РФ. 2001. № 2.
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.05.1998 № 16-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» // Собрание законодательства РФ, 08.06.1998, № 23, ст. 2626.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3424.
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. № 11-П // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2320.
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 г. № 11-П // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1879.
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866.
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П // СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6364.
21. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 150-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Привалова Анатолия Алексеевича на нарушение основ конституционного строя Российской Федерации статьей 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации».
22. Астафичев П.А. Муниципальное право России. 2-е изд. М.: РИОР, 2018. С. 116 - 119.
23. Бакирова З.Б. К вопросу об определении общих видов критериев разграничения полномочий президента и правительства Российской Федерации и Республики Казахстан // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 4. С. 19.
24. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2020. С. 113.
25. Гончаров В.В. Место и роль Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2010. № 3. С. 55 - 60.
26. Гончаров И.В. Особенности функционирования механизма государственной власти современной России: традиции и зарубежный опыт // Lex russica. 2018. № 11. С. 147.
27. Дорошков В.В. Пленум как универсальная форма состава суда // Мировой судья. 2017. № 5. С. 3 - 9.
28. Епифанов И.О. Нормативное закрепление принципа разделения властей на законодательную и исполнительную в бюджетном законодательстве Российской Федерации // Современное право. 2018. № 12. С. 79 - 80.
29. Ефимов Г.А. Разграничение предметов ведения и полномочий «по горизонтали» как способ реализации конституционного принципа разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 8. С. 25.
30. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции // Российская газета. Федеральный выпуск. 2018. 10 октября.
31. Кабышев С.В. Культура законотворчества в Канаде // Юридическая техника. 2017. № 10. С. 136 - 142.
32. Конджакулян К.М. Понятие и сущность исполнительной ветви власти и ее место в системе разделения властей // Российская юстиция. 2018. № 3. С. 4.
33. Латыпов Д.Н. Особенности защиты гражданских прав владельцев самовольных построек в случае принятия компетентным органом решения о сносе во внесудебном порядке (обзор арбитражной судебной практики) // Экономическое правосудие в Уральском округе. 2018. № 2. С. 72 - 82.
34. Логинов Н.А. Судебный контроль за реализацией права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела в уголовно-процессуальном законе России и иных государств - членов СНГ // Адвокатская практика. 2018. № 2. С. 47 – 53.
35. Малютин Н.С. Публичная власть // СПС КонсультантПлюс. 2021.
36. Минх Г.В. Законодательная инициатива Президента Российской Федерации как конституционно-правовой институт // Журнал российского права. 2017. № 1. С. 89 - 99.
37. Морхат П.М. Теоретико-правовой аспект закрепления этических правил поведения в нормативных актах судебной системы // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. № 1. С. 58 – 63.
38. Николайченко О.В. Взыскание судебных расходов по гражданскому делу - процессуальная обязанность суда // Юрист. 2017. № 20. С. 17 – 21.
39. Осавелюк А.М., Осавелюк Е.А. Об особенностях правового статуса Президента России // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 54 - 58.
40. Селихов Н.В. Организация верховной власти в России: вопросы теории и практики // Российский юридический журнал. 2018. № 2. С. 22.
41. Селихова О.Г. Особенности правового статуса органов местного самоуправления // Рос. юрид. журн. 2017. № 5. С. 124 - 125.
42. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 2017. С. 385.
43. Трофимова Г.А. Система федеральных государственных органов в России // Административное и муниципальное право. 2017. № 5. С. 423 - 432.
44. Уманская В.П. Конституционный потенциал современного государственного управления в России. 25 лет: реальные достижения и нерешенные проблемы административного права // Административное право и процесс. 2018. № 12. С. 59 - 64.
45. Храмушин В.В. Функции арбитражных судов как гарантии защиты конституционных прав граждан // Арбитражный и гражданский процесс. 2017. № 6. С. 3 - 7.
46. Шахрай С.М. Созидательный потенциал Конституции Российской Федерации // Журнал российского права. 2018. № 12. С. 33 - 39.
47. Yagmussova A., Baymakhanova D. Basics of the legislative process in the republic of Kazakhstan // International scientific review. 2017. 3 (13): 144 – 148.