Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
C 2002 года в России проводится широкомасштабная реформа образования, в ходе которой происходит замена экзаменов старого типа на новую форму- ЕГЭ (Единый Государственный экзамен) и ОГЭ (Основной Государственный Экзамен).
С 2002-2003 год- время первых экспериментальных экзаменов нового образца. Сначала в данном эксперименте были задействованы 16 регионов РФ, в 2003 году их число увеличилось до 47 субъектов РФ, а к 2006 году его участниками стали учащиеся 79 регионов. [Электронный ресурс]: Российский общеобразовательный портал (дата обращения: 16.03.2012). С каждым годом число увеличивалось количество предметов, которые обрели новую экзаменационную форму. Эксперимент постепенно становился реальностью.
На данный момент ЕГЭ и ОГЭ являются основной формой экзамена в 9 и соответственно 11 классе, и проводится по большинству общеобразовательных предметам.
Таким образом, процесс образования в России на его конечном этапе становится более регламентированным и соответствующим определенным нормам и правилам. Введение в ЕГЭ и ОГЭ в образование свидетельствует о том, в России идёт процесс преобразования выпускные экзамены 9 и 11 к общему образцу, преимущественно в письменной и тестовой структуре.
Данная структура более соответствует современным образовательным мировым тенденциям. Данный экзаменационный формат позволяет оценивать выпускников по единым стандартам и правилам, что существенно облегчает процесс контроля общего уровня образования в России.
Темой данной научной работы является Государственная итоговая аттестация по истории.
История является одним из основных общеобразовательных предметов в школе, экзамен по которой так же проводится в новой форме. Данный предмет приобретает все большее значение в наши дни, т.к он включается в себя множество социальным функций. Формирование чувства патриотизма, интереса к прошлому страны, в которой человек родился, любви к родине является основной из них. История повторяется - данное суждение свидетельствует о том что этот предмет необходимо знать, чтобы используя опыт прошлого не допускать ошибок сейчас.
Историческая грамотность является одним из важнейших качеств культурного образованного человека, т.к. история с большим количеством научных дисциплин. Знать историю- означает знать всё, что является особенно важным для школьников, которые находятся еще в самом начале своего самостоятельного жизненного пути.
Целью данной работы является изучение ОГЭ по истории как основной из форм экзамена в школе проводимого в 9ых классах.
Объектом исследования является ОГЭ,ЕГЭ как новое явление в образовании России и основной тип экзамена в школе.
Предметом исследования является ОГЭ по истории, его теоретические и практические основы.
Конечным результатом данного исследования является разработка варианта КИМ ОГЭ по истории, Спецификации и Кодификатора, на основе проделанного анализа теоретических и практических с аспектов экзамена, выявления его положительных и отрицательных сторон.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать и систематизировать информацию, раскрывающую основные теоретические аспекты Государственной итоговой аттестации.
2) Провести анализ теоретических аспектов Государственной итоговой аттестации по истории.
3) Выявить особенности и специфику Государственной итоговой аттестации по истории.
В процессе работы были использованы как теоретические так и эипирические методы исследования. На первом этапе преобладали теоретические методы: изучение и анализ литературы и документов ОГЭ ; анализ экспериментального материала, обобщение изученной информации.
На втором этапе преобладали методы практического исследования и создание нового объекта знания.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОГЭ и ЕГЭ КАК ФОРМЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИСТОРИИ
1.1 Общая характеристика ОГЭ и ЕГЭ
В современном обществе основной задачей, возлагаемой на образовательные учреждения, является развитие личности учащегося, формирование и развитие у школьников тех качеств мышления, которые необходимы для адаптации к полноценной жизни и успешной деятельности.
Мы должны понимать, что формирование и развитие качеств интеллекта учащегося основано на приобретении конкретных знаний и умений. И как объективно оценить и проверить знания, которые получил выпускник? Были ли его школьные годы бесцельно проведены? Сумел ли он адекватно воспользоваться правом на получение бесплатного образования?
Итоговый уровень получения знаний и компетенций учащихся средних классов можно оценить по результатам основного государственного экзамена (ОГЭ, ЕГЭ) по курсу основной школы.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является важнейшей формой государственной (итоговой) аттестации выпускников школ в Российской Федерации.
Результаты единого государственного экзамена применяются в вузах как результаты вступительных испытаний.
ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также за рубежом для выпускников учебных заведений в посольствах, воинских частях Российской Федерации и т.д.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Росособнадзор) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием.
По поручению Рособрнадзора Федеральное агентство по тестированию отвечает за организационное и технологическое обеспечение ЕГЭ на федеральном уровне, разработку и апробацию КИМ - Федерального института образовательных измерений.
Целями единого экзамена являются:
- расширить предложение высшего образования за счет введения однотипных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных школ и их параллельного участия в заочной олимпиаде одновременно по нескольким вузам;
- усовершенствовать систему и практику финансирования высших учебных заведений на основе рыночной конкуренции между ними за прием лучших студентов;
-снижение психологической нагрузки на выпускников образовательных учреждений за счет отмены вступительных экзаменов в вузы;
-объективация и унификация требований к формированию общеобразовательной подготовки кандидатов в вузы;
- стимулирование деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений по повышению качества образовательного процесса посредством объективной и независимой сравнительной оценки результатов общей подготовки выпускников. _0_
Дискуссии о преимуществах и недостатках ЕГЭ начались с момента его введения в систему образования и продолжаются по сей день.
Таким образом, ЕГЭ имеет ряд преимуществ перед другими формами контроля.
1. Объективность.
Использование ЕГЭ в качестве выпускного экзамена в средней школе и его результатов для поступления в высшие учебные заведения имеет ряд преимуществ перед традиционными устными и письменными экзаменами. Прежде всего, это объективность оценивания.
В системе ЕГЭ отсутствует преподаватель, который проверяет знания выпускника, т.е. исключается субъективный момент (неприязнь к учащемуся, заинтересованность в хороших показателях, плохое настроение, самочувствие преподавателя и др.) при выставлении оценки.
Благодаря стандартизации - единой форме предъявления контрольно-измерительных материалов (КИМов) и единого метода обработки полученных результатов - достигается высокий уровень объективности оценивания учебных достижений выпускников.
2. Надежность.
Разработка тестов и анализ результатов тестирования в соответствии с принципами классической или современной теориями тестов позволяют обеспечить точность и надежность оценивания уровня учебных достижений.
Чтобы это преимущество ЕГЭ могло быть реализовано, КИМы должны включать тестовые задания, которые прошли экспертную оценку и были апробированы на репрезентативной выборке испытуемых.
3. Достоверность.
Тестовые технологии могут обеспечить достоверные результаты, свободные от фальсификации и искажения. [22]
Нельзя не согласиться, что «без обеспечения высокой достоверности единого экзамена, без гарантий его информационной безопасности невозможно завоевать доверие к результатам ЕГЭ, что, безусловно, резко снизит эффективность этого нововведения».
Был выявлен ряд возможностей, которые могут способствовать снижению надежности. Это рассекречивание, база, подсказка, подтасовка.
Для предотвращения рассекречивания КИМ существует система информационной безопасности, защищающая тестовые материалы от преждевременного доступа.
Один из возможных способов защитить себя — создать большой банк калиброванных тестовых заданий и предоставить свободный доступ к этому банку (например, через Интернет или печатные издания).
Ознакомление учащихся со многими заданиями банка позволит им лучше подготовиться к тесту.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акопова Л.И., Ястребова С.А. Внутришкольный контроль по истории. Ж. ПИШ., 3,1998г.
2. Алексашкин Л.Н. Изучение истории на старшей ступени общеобразовательной школы // Профильная школа,2004. – № 4.
3. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. – М: МГУП, 2000. – 161 с.
4. Баранов СП. Сущность процесса обучения. М., 1986.
5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник: программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
6. Бодровская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
7. Болотов В.А. (редактор) Единый государственный экзамен. Сборник статей. – М.: Логос, 2002. – 208 с.
8. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукшин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. педагогических специальностей. Р.-на Дону, 2002.
9. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т. М., 1983.
10. Готовимся к единому государственному экзамену: Обществознание /Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Дрофа, 2003.
11. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. Вып. 4. М.: Сентябрь, 1996.
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
13. Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов. – М.: Минобразования РФ, 2002. – 233 с
14. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10 – 11 классы.
15. Кравченко А.И., Резникова Т.А. Обществознание. Справочное пособие.
16. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
17. Нейман Ю.М. Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. Москва: Прометей, 2000.
18. Нейман Ю.М. Шкалирование результатов единого госэкзамена. – М: ЦТМО, 2002.
19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
20. Певцова Е.А. Обществознание: Книга для учителя: Методическое пособие к учебникам «Обществознание». 10 – 11 классы и др.
21. Рэш Дж. Индивидуальный подход к анализу вопросов. – В кн. «Математические методы в социальных науках» - М.: Прогресс, 1973, стр. 91- 116.
22. Хлебников В.А. (редактор) Развитие системы тестирования в России. – Материалы ежегодной Всероссийской конференции. – М: ЦТМО, 2001-2003.
23. Человек и общество. Обществознание / под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой в двух частях. Ч. 1. 10 кл.; Ч. 2 11 кл. – М.: Просвещение, 2003. Кроме учебника есть и другие составляющие этого учебно-методического комплекса: Человек и общество: Дидактические материалы. – М.: Просвещение, 2003.
24. Человек и общество: Дополнительные материалы к учебнику. – М.: Дрофа, 2003.
25. Человек и общество: Методические рекомендации. В двух частях – М.: Просвещение, 2003.