Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Концепция развития универсальных учебных действий(УДД) разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования.
Обучение на уроках «Окружающий мир» в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
В связи с этим целью нашего исследования является: обосновать и практически подтвердить эффективность использования педагогических технологий на уроках окружающего мира в развитии личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий.
Объект исследования: универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет исследования: педагогические технологии на уроках окружающего мира в развитии личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть номенклатуру универсальных учебных действий.
2. Разработать педагогические условия формирования универсальных учебных действий на уроках "Окружающего мира" в начальных классах.
3. Провести анализ результатов работы по использования педагогических технологий на уроках окружающего мира в развитии личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий.
Методы исследования: Теоретический анализ литературы по теме исследования, экспериментальное исследование.
Глава 1. Особенности формирования учебных универсальных действий
1.1. Определение понятия «универсальные учебные действия»
Современное общество подвержено постоянным изменениям, которые требуют быстрой модернизации процесса образования, определения и постановки новых образовательных целей, принимающих во внимание как социальные и государственные интересы и потребности, так и личностные.
В 2011 году принят Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения, где представлены новые запросы к основной программе образования, а именно к ее содержанию, условиям реализации и результатам освоения.
Главным отличием нового ФГОС НОО становится переход от традиционных способов обучения к системно-деятельностному подходу, который был разработан и отражен в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, где раскрываются основные психологические закономерности процесса развивающего обучения [24].
Меняются и требования к результатам обучения. В современном мире информация постоянно изменяется и обновляется. Уже недостаточно только знать, нужно обладать особыми умениями, чтобы работать с ней. Поэтому результаты в виде умений становятся более востребованными и ценными.
ФГОС НОО выделяет следующие результаты обучения в начальной школе:
- личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированности основ гражданской идентичности.
- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями [4].
Концепция развития универсальных учебных действий создана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмоловым, И.А. Володарской, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, С.В. Молчановым и Н.Г. Салминой [13].
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и другие рассматривают универсальные учебные действия как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, с помощью осознанного и интенсивного присвоения нового для себя общественного опыта.
В более узком значении Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. рассматривают универсальные учебные действия как комплекс способов действия ученика, которые дают возможность самостоятельно усваивать новые учебные знания и учебные умения [13].
Универсальные учебные действия - это общие воздействия, раскрывающие возможность широкой ориентации учеников, - как в разных предметных сферах, так и в строении самой учебной деятельности, включая понимание учениками ее целенаправленных, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [58].
В широком смысле значение фразы «универсальные учебные действия» обозначают самостоятельное развитие и самосовершенствование путём осознанного и интенсивного присвоения нового общественного навыка.
Поскольку понимание новых требований является необходимым условием эффективной реализации стандарта, рассмотрим связи всех трех компонентов требований [1, с. 50].
Универсальные учебные действия формируются в единстве друг с другом. Нельзя отдельно друг от друга формировать различные группы УУД - регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные.
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе обусловливается тремя взаимодополняющими положениями.
1. Формирование универсальных учебных действий как цель общеобразовательного процесса устанавливает его организацию и содержание.
2. Формирование универсальных учебных действий совершается в контексте овладения различными учебными дисциплинами.
3. Универсальные учебные действия, их качества и свойства определяют результативность учебного процесса, в частности формирование знаний и умений; формирование компетенций учащихся и образа мира [39].
Самостоятельное усвоение учащимися новых учебных знаний, формирование учебных умений, компетентности, самостоятельную организацию учебного процесса, то есть умение учиться, развивается с помощью универсальных учебных действий, которые дают возможность учащимся разбираться в различных предметных областях и в организации самой учебной деятельности. Умение учиться дает возможность учащимся усвоить все необходимые компоненты учебной деятельности, таких как: познавательные и учебные мотивы; учебные цели и задачи; учебные действия и операции [1, с. 51].
Познавательные универсальные учебные действия гарантируют развитие способностей к познанию окружающего мира: стремление осуществлять ориентированный поиск, обработку и применение данных.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Основные функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.. — М. : Просвещение, 2018. — 151 с. – С. 29-32
2. Виноградова, Н.Ф., Рыдзе, О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе // Начальная школа. – 2017. - №19. – С. 14-18
3. Деятельность учителя по формированию учебных универсальных действий: [Электронный ресурс] / ir-zhi.ru. Режим доступа: http://ir-zhi.ru/
4. Ефимов, В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В.Ф. Ефимов //Начальная школа. – 2019. - №2. – С. 38-43.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2018.
6. Лопухова, И. Н. Проблемно-диалогическая технология как одно из средств достижения нового образовательного результат [Текст]: (из опыта работы в Образовательной системе «Школа 2100») / И.Н. Лопухова, Л.К. Аванесян //Начальная школа плюс до и после. – 2019. - №4. – С. 22-25.
7. Мельникова, Е. Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе. [Текст] / Образовательная система "Школа 2100". Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования (Сборник материалов). - М.:Баласс, 2019. - С. 164-283.
8. Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика[Текст] /Е.Л. Мельникова //Образовательная система "Школа 2100" - качественное образование для всех (Сборник материалов). - М.: Баласс, 2016. - С.144-180.
9. Мельникова, Е. Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя [Текст] / Е.Л. Мельникова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2018. - № 3. - С.48-49.
10. Мельникова, Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения [Текст] /Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии (Сборник материалов). - М.:Баласс, 2018. - С. 5-55.
11. Мельникова, Е. Л. Что такое проблемный диалог [Текст]/Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после - 2018. - № 8. - С.3-8.
12. Образовательная область «Окружающий мир» [Электронный ресурс] //: Режим доступа: http:// www. school. edu. ru/
Образовательный стандарт начального общего образования по окружающему миру [Электронный ресурс] //: Режим доступа: http://www. school. edu. ru/dok_edu. asp
13. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2019. — №5. Т.2. — С. 151-155.
14. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования: [Электронный ресурс] // college.ru. Режим доступа: http://college.ru/pedagogam/450/468/474/488/
15. Электронный фонд нормативных документов Кодекс. – 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.kodeks.ru/document/9003751
16. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 30 ноября 2019 года) // Электронный фонд нормативных документов Кодекс. – 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.kodeks.ru/document/9003751
17. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К. Селевко // Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. - М.:Народное образование, 1998. - 253 с.
18. Скоморохова М. И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений младших школьников //Начальная школа. — 2019. — № 4.- С.16- 23.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2019 г. № 373) // Сайт Министерства образования и науки РФ. – 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html
20. Хусиетдинова, М. К. Развитие проектных компетенций младших школьников [Текст] / М.К. Хусиетдинова // Начальная школа. – 2019. – №1. - С. 69-71.