Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основополагающим термином в нашей работе является понятие «ученическое самоуправление». И. П Иванов дает следующее определение ученическому самоуправлению - это форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно¬-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учет их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются [3]. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34 [3].
При развитых системах ученического самоуправления в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учеником), староста, школьная дума и др.
Цель исследования: Рассмотреть роль ученического самоуправления в становлении личности.
Объект исследования: ученическое самоуправление в школе.
Предмет исследования: Ученическое самоуправление как фактор развития личности школьника
Задачи исследования:
1. Понятие ученического управления.
2. Ученическое самоуправление как фактор развития личности школьника.
3. Анализ опыта организации ученического самоуправления в образовательном учреждении.
4. Рекомендации учителям по развитию ученического самоуправления в становлении личности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по тем исследования.
Глава 1. Самоуправление ученического коллектива как проблема практики педагогического управления
1.1 Понятие ученического управления
Впервые об организации школьного самоуправления упоминается еще в XVI веке. Валентин Тротцендорф в 1531-1556 гг. в г. Гольдберге, в Силезии, руководил латинской школой, где в целях гражданского воспитания организовал совет учащихся. В него ежемесячно избирали пятнадцать учеников для рассмотрения возникающих споров и конфликтов. У всех учащихся были различные общественные поручения.
С развитием теории самоуправления школьников связаны имена Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци. В самоуправлении школьников они усматривали один из ключевых способов организации дисциплины силами самих учащихся, возможность приучения их к самостоятельной деятельности [6, 165].
Детские, творческие, образовательные и общественные объединения, вносят существенный вклад разностороннее развитие детей и подростков, и формирование у них гражданской позиции, и правовой ответственности. Именно такой формат развития предлагает современное общество - это школьное самоуправление.
В отечественной педагогической практике интерес к проблеме самоуправления учащихся проявился еще со времен М.В. Ломоносова, составившего в 1758 году «Регламент массовых гимназий», в котором порядок занятий предписывалось поддерживать самим гимназистам. В XIX веке большое влияние на педагогическую общественность оказали взгляды К.Д. Ушинского, считавшего, что без доверия и взаимопонимания педагогический процесс не будет эффективным [8].
Грамотно организованное ученическое самоуправление способствует разви¬тию, во-первых, коллектива в целом, а, во-вторых, личности школьников, при¬обретению ими профессионально-значимых качеств и формированию активной жизненной позиции.
Сегодня можем говорить о том, что создана определённая правовая основа для активного рассмотрения темы самоуправления ученического коллектива и педагогического управления в целях повышения эффективности управления учебными заведениями и развитие общественно-государственного управления образованием на основе ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 6, статья 35) [4], а также на основе программных документов по развитию образования. На этом фоне, мы констатируем наличие следующих противоречий: между: провозглашенной государством политикой в области образования и реальной практикой демократизации управления образовательными учреждениями; профессиональной подготовкой педагога к управленческой деятельности в образовательном учреждении и необходимостью педагогического управления ученическим коллективом; между необходимостью эффективного педагогического управления ученическим коллективом и необоснованностью определения соответствующего комплекса организационно-управленческих условий.
Эволюция взглядов на содержание деятельности педагога претерпела несколько этапов и связана с социальными изменениями в Российской государственности. В восемнадцатом веке начала складываться система образования, и в девятнадцатом - начале двадцатого века не было профессиональной подготовки педагогического состава, в частности, в области управления ученическим коллективом.
В 20-30 годы двадцатого века акцент ставился на общественное воспитание [11], в это же время создается теория коллектива [13] и, как следствие, профессиональная педагогическая подготовка с целью формирования, функционирования и развития коллектива. Это время зарождения практики педагогического управления ученическим коллективом. Середина двадцатого века характеризуется актуализацией вопроса самоуправления ученического коллектива в теории и практике педагогической деятельности [5], [7], [10], [12]. В 90-е годы двадцатого века разрабатывается технология самоуправления ученического коллектива с позиции личной заинтересованности членов коллектива. Например, Институтом развития личности РАО была разработана Концепция развития самодеятельности личности, в которой дано определение «самодеятельности человека» через деятельность, обеспечивающую свободу выбора решений творческого характера, на основе инициативы, которая выполняется самостоятельно в силу мастерства исходя из личной интегрированности и ответственности за дела своего коллектива. Развитие личности определено как «сущностное содержание действительного процесса воспитания» [16].
Вдохновившийся демократическими воззрениями С.Т. Шацкий ещё до революции основал общество «Сетлемент», где высшим органом управления было общее собрание детей и взрослых. В советский период свои «демократические детские республики» построили В.Н. Сорока-Росинский и А.С. Макаренко [5]. И. П. Иванов видит цель школьного самоуправления - создание условий для самореализации и совместной деятельности подростков, развития у них творческого потенциала, лидерских и организаторских способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и общей культуры [4].
Участие в самоуправлении формирует у учащихся самостоятельность, инициативность, ответственность. Мы считаем, что ученическое самоуправление предоставляет ребятам возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания.
Представляя интересы всего ученического коллектива, школьники могут организовывать и проводить те дела, которые им интересны, при этом проявляя и развивая свои способности. Важным является не только результат совместной деятельности школьников, но и сам процесс.
Принадлежность к дружному коллективу учащихся - органу ученического самоуправления, объединенному общими целями, интересами, ценностями, играет важную роль для подростков, предоставляет им возможность общения, ведь именно оно является ведущим типом деятельности в этом возрасте. В процессе коллективного планирования деятельности, реализации своих планов, анализа проделанной работы у школьников вырабатывается «направленность на других людей», которую определил, как умение чувствовать рядом с собой человека, видеть в его глазах сложный духовный мир.
В структуре профессионально значимых компетенций учителя важное место занимают его умения создавать условия для самореализации личности учащихся, организовать их полноценную социально ориентированную деятельность в самых разных ее направлениях.
Одним из наиболее востребованных с точки зрения практики образования таких направлений является педагогическая работа по организации ученического самоуправления. Следует указать на то, что приоритетность этой стороны педагогической деятельности обусловливается принятой в нашей стране парадигмой государственно-общественного управления образованием, выдвинутой в качестве одного из принципов государственной политики в области образования.
Таким образом, перед современными учителями стоит серьезная проблема, решение которой связано с формированием у учащихся соответствующего опыта самоуправления.
Кандидат педагогических наук, В. В. Круглов выделяет несколько видов «разваленного» школьного самоуправления:
-«Властно-ориентированное самоуправление». В этом случае в образовательной организации создаются различные формирования, призванные возглавлять и организовывать деятельность учеников по тому или иному направлению. При этом многим не удается избежать «мании величия», в связи с которой эти формирования именуются «министерствами» или еще какими-то излишне громкими словами.
-«Конкурсное самоуправление». Такой вид самоуправления получил свое развитие в последние годы, с появлением большого количества различных фестивалей, конкурсов и иных мероприятий межшкольного, окружного, городского и далее уровней.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андриевская, Л. А. Модель ученического самоуправления в структуре государственно-общественного управления общеобразовательной организацией: результаты студенческого проекта / Л. А. Андриевская. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2016. - № 18 (122). - С. 415-419.
2. Баянов А.И., Пушкарев О.Н. Значение лидерских качеств для руководителя организации [Электрон¬ный ресурс] // Электронный научный журнал «Вектор экономики». 2020. № 1. Режим доступа: www.vectoreconomy.ru
3. Береговская Т.А., Гришаева С.А. Поколение Z: потребительское поведение в цифровой среде // Вест¬ник университета. Экономика: проблемы, решения и перспективы. 2020. № 1. С. 92 - 99.
4. Беспалов Д.В. Возрастные особенности динамики лидерства в школьных классах//Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - №4 (48) - с.1-8.
5. Бородина В.В. Внеурочная деятельность как пространство формирования лидерских качеств у старшеклассников// Международный научный журнал «Инновационная наука». -2017. - с. 188-191.
6. Гиззатулин И.Г. Социальное лидерство педагогов в дополнительном образовании // Вестник «Эрлеу»- kst. 2015. № 4 (10). С. 30 - 33.
7. Горобинский М.В. Самооценка: особенности ее формирования и значение в жизни человека / М. В. Горобинский, С. М. Ветвицкая // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 6. - [Электронный ресурс]. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17850
8. Григоровой В.К., Дудкина Н.И., Зыкова Е.Н., Григорова В.К., Дудкина Н.И., Зыкова Е.Н. Детское са¬моуправление в учреждении дополнительного образования // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2016. № 2 (23). С. 100 - 106.
9. Гуляева, В. И. Потенциал ученического самоуправления как средства интеграции и социализации / В. И. Гуляева, А. С. Коптяева. - Текст : электронный // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 2. - URL: http://eduherald.ru/ru/article/- view?id=17147
10. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждани¬на России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2014. - 23 с.
11. Жданова, М. Ю. Формирование лидерских качеств подростка в процессе органи¬зации досуговой деятельности / М. Ю. Жданова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 7.6 (111.6). - С. 77-78.
12. Жолудева С.В., Пуголовкина К.О. Особенности лидерских качеств у подростков с разным социометрическим статусом//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016-№8. - С.126-130.
13. Жунушалиева Г.И. Лидер и харизма // Актуальные вопросы образования и науки. 2020. № 1 (69). С. 84 - 87.
14. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=401528
15. Захаров, В. А. Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением / В. А. Захаров. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 23 (261). - С. 358-362.
16. Ильченко С.В. Роль лидера перемен и команды топ-менеджеров в инновационных процессах развития организации // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 1(17). С. 7 - 15.
17. Каледа Г.В. Настольная книга лидера. Из опыта работы штабы «Беспокойные сердца». /Типография. - 2008. - с.216
18. Каменкий А.М. Современные проблемы школьного самоуправления: международный контекст//Человек и образование. - 2016. - №4(53). - с.165- 169.
19. Касимова С.Г, Соловьев Р.И. Развитие лидерского потенциала старшеклассников//Концепт. - 2014. - №4. - С.1-9.
20. Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий на уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров//Психологические науки. - 2011.
21. Маркелова Ю.В., Баранов В.В., Воробьев В.К., Попова Е.А. Диагностический инструментарий оценки лидерских качеств студентов университетского комплекса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 1 (224). С. 80 - 86.
22. Минова, М.Е. Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / М. Е. Минова. — Минск: Национальный институт образования, 2018. — 240 с.
23. Наумова М.С, Фардзинова З.А. Ученическое самоуправление как форма социализации молодёжи. - 2017. - с.96-99.
24. Нефедова, Д. Р. Специфика организации ивент-проекта для детей младшего школьного возраста / Д. Р. Нефедова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 22 (312).-С. 545-547.
25. Никитина, Г. В. Школьное самоуправление как средство развития потенциала обучающихся / Г. В. Никитина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - №4 (190). - С. 204-207.
26. Портал Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи имени В.П. Поляничко Госу¬дарственное бюджетное учреждение дополнительного образования [Электронный ресурс] [официальный сайт] [Оренбург, Б.Г.]. Режим доступа: http://odtdm.ru/
27. Потехина, Е. Н. Деятельность общественного объединения на базе общеобразовательной организации как ключевое педагогическое условие формирования гражданственности [Текст] / Е.Н. По¬техина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - № 4 (21). - С. 171-174.
28. Прутченков, А.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие [Текст] / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013 - 112 с.
29. Развитие функции планирования в процессе самоорганизации будущих педагогов / С.Н. Фортыгина, Н.А. Козлова, И.В. Забродина и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - С. 291-294.
30. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Основ государ¬ственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
31. Сами или за нас? Путеводитель по школьному самоуправлению. Сборник материалов из опыта детей и взрослых-участников дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьное самоуправление: сам или за нас?»/Сост. Можейко. - ВДЦ «Орленок» - 2016. - с. 1- 352
32. Севалкин И.Ю. Сущность и содержание формирования лидерства в детско¬молодёжной среде //Мир науки, культуры, образования. - №6 (49), - 2014. - с.31-36.
33. Серов А.Г. Развитие лидерских качеств у подростков на основе ситуационного подхода//Карельский научный журнал. - 2015. - №1 (10). - С 67-69.
34. Сорокина, И.Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеоб¬разовательной школе [Текст] / И.Р. Сорокина, А.Е. Черкунова // Молодой ученый. — 2014. — № 21. — С. 706-709.
35. Стратегия развития молодежи Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоря¬жением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года №2403-р «Основы государ¬ственной молодёжной политики на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: http://kdm26.ru/o-kompanii/dokumenty
36. Технологии подготовки лидеров детских общественных объединений. Часть I. Учебно-методическое пособие. /А.В. Волохов, В.Н. Кочергин, Е.К. Степанова, И.И. Фришман. - М., Дом детских общественных организаций города Москвы, 2007. - 72 с.
37. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим досту¬па: http://www.consultant.ru
38. Фортыгина, С. Н. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза / С.Н. Фортыгина, Л.Н. Павлова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т.7., № 6. - С. 26-36.
39. Чумакова Т.Н., Панагушина А.А. Качества лидера и их влияние на межличностные отношения в группе [Электронный ресурс] // Научный электронный журнал «Матрица научного познания». 2020. № 1. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42318785
40. Яблокова, Е. С. Медиацентр в школе как один из видов ученического самоуправления / Е. С. Яблокова, Ю. Н. Хромцова. - Текст: непосредственный // Юный ученый. - 2020. - № 5 (35). - С. 33-36.